Фьорд. Глава 7. Фьорд. Эпилог

     Он открыл глаза и увидел ярко-голубое небо с обрывками белых облаков, медленно уходящих куда-то за пределы зрения.
     "Я вижу".
     Он поднялся, опершись на руки. С трудом встал, чуть покачиваясь, словно Поющее  Древо, и ощутил на лице свежий ветерок. До него донесся шум - то был грохот волн, разбивающихся о скалы.
     "Я слышу".
     "Я ощущаю".
     Невдалеке в сосновой беседке с позолоченным куполом он увидел старика с пилочкой для ногтей в сверкающих пальцах.
     "Я помню".
     - Добрый день, - радушно произнес Фрейд. Старик неудачно попытался спрятать улыбку.
     - Где я? - произнес он с искренним недоумением.
     - В Скандинавии, милый мой.
     Он еще раз окинул взглядом окружающий его мир. Мир скал, мир бессчетных стай морских птиц, мир пены и брызг, мир задумчивых сосен.
     Он вошел в беседку и сел напротив старика, спиной к морю. Меж ними стоял стол из голубого стекла, а на столе возвышалась хрустальная ваза и в ней были розы. Вокруг стола по всему полу были рассыпаны фиалки. Живые цветы.
     - И не страшно вам сидеть так, на самом краю?
     - Краю чего?
     - Обрыва, разумеется.
     - Нет.
     - Потому что...
     - Потому что он мне привычен.
     - И близок, ведь так? А если бы сей же час этот кусок скалы, на которой вы сейчас находитесь, полетел бы вниз, в море?
     - Но ведь этого не произойдет?
     - Почему же нет? - недобрый огонек, как ему показалось, сверкнул в глазах Фрейда.
     - Это так же невероятно, как если бы вы сейчас помолодели лет на сорок. Стерлись бы все ваши морщины, исчезли бы седины.
     Фрейд захохотал и весь затрясся. Нос его покраснел, а на глазах показались слезы.
     И он увидел, как за мгновение господин Фрейд из седобородого, лысого, морщинистого старика превратился в молодого человека, без следа старости на лице.
     - А теперь о ваших снах, - изрек Фрейд.
     - О каких, простите, снах? - осведомился он и заметно заерзал.
     - Ну не в реальности же вас мог преследовать Тигр-призрак, Огненный молот и вурдалак? Помилуйте, бога ради.
     - Вы хотите сказать, что все это было сном?
     - Да, я это уже сказал.
     - Но это было столь реально.
     - Снам это свойственно.
     - А почему вас так интересует мой сон?
     - Как почему?! Вы, позвольте вам напомнить, сами пришли ко мне на прием. А не вы ли так отчаянно жаловались на провалы в памяти? - Фрейд округлил глаза.
     - На провалы в памяти?
     - Вы имя свое даже позабыли, как мне помнится.
     - Но вы же сами, стоило мне раскрыть рот, произнесли:"Все дело в имени"!
     - Совершенно точно. Все дело в имени. Ваши провалы в памяти связаны с именем. Вы утратили его, это явилось следствием вашей трагедии. Не лукавьте, друг мой!
     - Но как мне...
     Фрейд перебил его.
     - И крылатые люди, и дорогой мой друг Леонардо, и даже Огненный молот - это ваши верные советчики. Они  д о  л ж н ы  были помочь вам.
     - Но вы же  м о ж е т е  мне помочь сами, - медленно произнес он, -  без этих туманных намеков.
     - Помилуйте! Мне ничего подобного и в голову не могло прийти - путать больного и загонять его в тупик! Абсурд! Я ведь тогда потерял бы всех своих клиентов.
     - Так ответьте же мне! - воскликнул он.
     - Ответ в вас, мой милый друг, - ласково произнес Фрейд.
     Он пристально всматривался в глаза Фрейду.
     - Почему вы здесь?, - сорвалось у него с губ.
     Светлый теплый луч заходящего солнца вдруг проник в беседку и пал на Фрейда. Роскошное пенсне его загорелось.
      Вся беседка вскоре озарилась вечерними лучами. Он почувствовал, что они согревают ему руки.
     "Как, уже вечер?" - удивился он.
     - А как же, - лукаво произнес Фрейд.
     Сначала он посмотрел на него со страхом, а потом с благовением.
     - Спасибо.
     - Конечно! - вскричал Фрейд.
     Он принялся шарить у себя в карманах и, немного погодя, вынул-таки маленький оранжевый мандарин.
     - Скушайте, пожалуйста.
     - Нет, спасибо, благодарю.
     - Да скушай же, идиот!
     Стоило ему прикоснуться к мандарину, как...
     Вспышка!
     Белый до голубизны могучий свет объял его. Он закрыл глаза и прошлое завладело им.
     Артур!
     - Артур! Артур! - голос все приближался и приближался. - Артур!
     Артур открыл глаза и словно в тумане увидел Лину. Она склонилась над его лицом. На глазах ее были слезы.
     - Артурчик, миленький, очнулся!
     Когда все вокруг обретает четкость, Артур понимает, что находится в больничной палате.
     - Какая милая вещь, - задумчиво произносит Артур.
     - Что?.. - захлебываясь слезами, спрашивает Лина. - Вещь?..
     Артур кивает головой, насколько может, в сторону маленькой скульптуры на столике, где стоит ваза с цветами.
     - Это Асклепий, - Лина смеется. - Негов принес.
     Артур пытается подняться. Лина пресекает его попытки.
     Артур чувствует, что руки его согреты нежными ладонями любимой девушки...

               
                Э П И Л О Г

     Сфинкс и давний друг его Господин Фрейд находились под сводами древнего сооружения. Это исполинское здание вместило бы большую часть человеческого мира. Сфинкс и Фрейд вели неторопливую беседу, и никому не удавалось не только постичь суть ее, но даже услышать, несмотря на мощное эхо в бесконечных пространствах здания, наполненного тьмой.
     Крылатые люди летели на запад, стремясь обогнать воздушнные потоки. Крылатые люди стремились от и до. Лица свои они закрыли руками, чтобы никто не увидел их слезы.
     Леонардо в безмерной печали рассматривал свое старое лицо в молодой луне. "Подлость", - думал человек. "Великая Красота", - знал художник.
     Сегодня день твоего разума. Сегодня ты обречен на выбор, решайся.

                ______________

    
10 апреля - 18 мая 2003 г.
    


Рецензии