Я помню этот запах

       «В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли…».
           /Патрик Зюскинд. Парфюмер/


Спешила домой, засиделась у приятельницы.
Мы с таким удовольствием раскручивали приятности прошлого, что 
время было нам не подвластно.
 
Подавая мне шубку, приятельница с удивлением спросила:

   - У тебя новые духи? Что же они мне напоминают? - Я засмеялась.

   - Не  узнаёшь? Да это же наше любимое «Solo». Искала подарки для своих и наскочила на распродажу духов «Дзинтарс». Вот и окунулась в нашу юность. Помнишь в  «Парфюмере»... «ароматы остаются в памяти совершенно отчётливо».

Подруга с какой-то грустинкой заметила:

    - Да, запахи хранят воспоминания, - и так глубокомысленно, - вот отчего нас так понесло вспоминать свои первые влюблённости, как-то всерьёз мы пережили с тобой, подруга, эмоции далёких дней.

    - То, что запахи могут хранить воспоминания, знали ещё древние Майя, - усмехнулась я, –  вот «Solo» и помогло нам  вызвать такой приятный ассоциативный ряд.

Распрощались.

Троллейбус был удивительно пустым, и я вновь погрузилась в приятные воспоминания.

Из задумчивости вывел какой-то странный голос за моей спиной. С такой протяжкой и разрывами, довольно резкий и громкий.

   - Тё-тя, - говорящий явно волновался, - мами-ны духи, я пом-ню этот за-пах.

 «И этот человек что-то о духах» - непроизвольно оглянулась и как-то неестественно улыбнулась.

За мной сидела дама  в чёрном. Видимо, в трауре.
Рядом паренёк лет 13-14. Он выглядел немножко странно.
Приятное открытое лицо, лучезарные голубые глаза, но  взгляд ни на ком не сосредоточен. Как бы взгляд вовнутрь себя.

   - Простите, что побеспокоили вас. Серёжа у нас громкоголосый, - она нежно прикрыла ему рот.

По лицу юноши пробежала едва уловимая улыбка.
«Возможно он глухой, - промелькнула у меня мысль».

Мы одновременно поднялись и направились к выходу.
Сергей ускорил шаг, а мы пошли с дамой рядом.

   - Я вижу вас удивил  мой племянник. Он аутист. «Дитя дождя», - спокойно сказала моя собеседница. У него в раннем детстве было зафиксировано расстройство аутистического спектра. Отец испугался, исчез. Врачи настаивали, чтобы сестра подписали отказную. Но она проявила чудеса выдержки, полностью посвятив себя сыну.

Чтобы как-то упредить  надвигающуюся у собеседницы слезу, спросила:

   - А почему аутистов называют «дети дождя»?

Я почувствовала, что тётушке  хочется выговориться.

   - Многие врачи и родители замечали, что аутисты очень любят смотреть на дождь. Вам, наверное, знакомо, что когда хочется побыть наедине, дождь прекрасный собеседник в такие минуты. А аутисты наедине с собой всегда.

Заметив мою непраздную  заинтересованность, собеседница открыто и с каким-то теплом поведала.

Сегодня год, как я похоронила сестру, его маму.
Теперь мы с Серёжей живём вдвоём.
Он славный, очень доброжелательный мальчик. Учится в обычной школе. Хорошо рисует. Проявляет удивительные  способности  к математике. Буквально ас во владении компьютером. У него феноменальная  память. Хотя сестра и достигла определённой его социализации, но он редко вступает в контакт с мало знакомыми. 
Было время, когда  его матери во втором или третьем классе предложили забрать сына из обычной школы с заключением – «необучаем».
Он не вписывался в сверхзадачу  «формирования нового человека».  А всё, что не вмещалось в это понятие, считалось асоциальным и требовало изоляции. Сейчас другое время, многое изменилось, но рудименты непринятия детей с отклонениями  -  живучи.

   - Я знакома с семьёй, у которой дочь Даун, с пониманием отношусь к их проблемам.

   - Спасибо. Не помню точно, но у кого-то из создателей фонда помощи аутистам     есть такое определение наших детей.  «Это душа, которая не научилась врать, притворяться. Эта душа кричит от боли, когда больно и вопит от радости, когда ей хорошо», - немного помолчав, добавила, – о ваших духах. Мне не знаком этот запах, но сестра любила духи, и это сыграло положительную роль в активизации Серёжи.  Они  трудно и  долго осваивала методику «холдинг-терапии». Это когда сын и мать по шесть–семь раз в сутки  находятся как бы в обнимку. И добилась  поставленной цели. Серёженька начал улыбаться, общаться, стал менее зажат. А запах маминых духов стал для него, скорее всего, добрым сигналом… тепло, свои. Я вам очень благодарна, что вы подарили нам пару минут внимания.

   - Это вам спасибо за такое откровение. Есть над чем подумать. Всего вам и мальчику самого доброго.

Долго находилась под впечатлением  от этой случайной встречи.
Стал мучить вопрос: почему вот и я  равнодушна к этой проблеме,
Практически располагаю весьма обывательской  информацией. Аутист – это что-то  сродни олигофрену.

И чем глубже погружалась в  информацию об аутистах, тем тревожнее становилось на душе. Статистика просто потрясала.
В настоящее время экологических катастроф, стрессов каждый сотый ребёнок рождается с проблемами аутичного характера. Такими, как  - отрешённость, повышенная раздражительность, эмоциональная глухота.

Обзваниваю знакомых педиатров. – «Сталкивались с проблемами аутизма?».

   - Очень редко. Таких детей, как правило,  направляют к узким специалистам, в спецбольницы и ставят там на учёт, – почти  все давали подобный ответ.

   - Но есть же данные, - не успокаивалась, - что аутизм и интеллектуальная недостаточность – это не одно и то же.

Глухо.

Звоню подруге, она терапевт. Весьма уважаемый врач.
Почти кричу.

   - Ты знаешь, что десять процентов аутистов обладают выдающимися способностями? А вот среди нас, нормальных этот показатель меньше одного процента. А то, что в той или иной форме аутизмом страдали Эйнштейн, Перельман, Гумилёв, Брюсов, Дмитрий Шостакович, Прокофьев?

   - Сделай паузу,- перебивает меня подруга, - успокойся и добавь в свою статистику, что всё-таки около пятидесяти процентов таких людей не отличаются от олигофренов. Что это так тебя  понесло?

   - А как тебе такие данные – «В нашем городе живёт около 800 детей с аутизмом. Но официально диагноз имеют только 185. У остальных либо заболевание не диагностировано, либо скрывается родителями из-за опасения предвзятого отношения к ребёнку общества. *

   - Бьёшь наотмашь. Надо думать.

   - Просто, днями познакомилась с дамой, которая сейчас воспитывает племянника аутиста. Его мама умерла. Он успешно учится в обычной школе. Его мама не приняла в своё время приговора – «необучаем».

   - Согласна, - уже без профессионального педантизма заговорила подруга, - если у родителей есть воля и возможности и  правильно подходить к таким детям, заниматься с ними, то они могут хорошо приспособиться к жизни. Но, если бы ты знала, сколько  «но» и у государства, и у медиков, и у родителей.

   - Я, конечно, не знаток всех проблем, но вот побродила по Интернету и пришла к выводу, что аутизм это какое-то другое состояние души человека,  особое видение окружающего, а не просто генный сбой.  Они другие, не вписываются в наши стандарты, в наше понятие – норма.  А эта реакция мальчика на запах духов, напомнивших маму? Тут уже не просто обоняние. Здесь память сердца. Эти люди среди нас  и им так не хватает социальной поддержки, добрых отношений. Им, как и нам,  хочется любить, верить, надеяться. Мне встретился стих девочки москвички Сони Шаталовой. Она больна аутизмом и врачи установили – «Глубокая умственная отсталость». А вот её строки.

Мне почему-то очень надо
Стекло бордовое заката…
В оранжевое утро превратить.
Своею радостью окрасить
Дома, заборы,
Плачем и слезами
Омыть все окна и дороги.
Весь мусор жизни
Мощным током крови…
Снести и в своём сердце сжечь.
И это всё не жертва, нет,
А просто помощь заблудившемуся миру.

Я понимаю, что не каждый из этих людей гений, но те пятьдесят процентов, о которых ты говорила, могут разнообразить и даже  украсить нашу жизнь. Помочь нам открыть что-то очень важное в своих душах. Возможно, сделать нас сильнее и чище.  А мы отвечаем им в лучшем случае равнодушием. Что ты молчишь?

Трубка отвечала вздохом…

---
*подробнее - : http://news.tut.by/society/479695.html


Рецензии
Да, тема очень непроста, Дина!
Я хожу каждый год на благотворительные концерты, проводимые очень мудрой, сильной женщиной из нашего городка. Она взяла под свое крыло больных ДЦП, аутистов, калясочников с детства и др. больных детей и подростков. Называется это
общество " Ангелы с нами". Так вот, эти дети достигли очень больших результатов в творчестве. Проводятся выставки их поделок,рисунков... какие там гениальные работы. У меня есть фото этих работ. Если хотите, поищите в инете сведения об этом обществе.
Впрочем, духи фабрики "Дзинтарс" и мне нравятся с юности. Мои любимые "Рижская сирень" Выстаивала за ними в "Сакту" огромные очереди...

Ольга Боровикова 2   16.07.2018 09:55     Заявить о нарушении
Да, проблема большая.
У нас тоже есть подобные общества.
Знакома с его активистами.
А про духи..приятно вспомнить.
Спасибо!
Доброго дня!

Дина Иванова 2   15.07.2018 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 44 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.