Война с Биньямином. Часть 1

Эта очень странная история случалась вскоре после смерти Йегошуа, хотя рассказ о ней в самом конце книги Шофтим (Книга Судей).

Впрочем, это не общепринятое мнение. И все-таки. Два последних сюжета книги Судей – история Михи (гл.17-18) и война против колена Биньямина (гл.19-21) –  стоят особняком. Они никак не связаны с предшествующим повествованием и являются как бы приложением к книге Судей.

Все комментаторы согласны, что оба сюжета связаны между собой. Только в этих главах, например, сказано, что не было царя у Израиля, и каждый делал то, что ему нравилось.

Йегошуа не оставил приемника. Почему? Трудно сказать. После его смерти каждое колено отправилось в своей надел, и единоначалия не стало. Формально остался совет старейшин во главе с первосвященником. Но фактически власть осуществлялась на местах по своему усмотрению.

Но самое печальное – началось духовное падение Израиля. Во время войны за землю евреи не выполнили повеления Бога об уничтожении коренных жителей Кенаана,  в результате образовалось на местах смешанное население.

«И вот, когда Израиль закрепился, сделал он ханаанеев данниками, но изгнать не изгнал их» (Суд.1:28).

Среди евреев произошла смена поколений. Те, кто были свидетелями откровения  у горы Синай, не вышли из пустыни. Даже те, на кого не распространилось наказание за грех разведчиков в силу несовершеннолетия, уже достигли почтенного возраста или умерли. И последствия не заставили себя долго ждать.

«И стали сыны Израиля делать злое пред очами Господа, и служили Баалам. И оставили они Господа, Бога отцов своих, выведшего их из земли Египетской, и последовали за богами другими, из божеств народов, которые вокруг них; и поклонялись им, и гневили Господа.  И оставили они Господа, и служили Баалу и Аштортам» (Суд. 2:11-13).

И вот автору книги Шофтим, пророку и последнему судье Шмуэлю, причина несчастий видится в том, что «в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему нравилось» (17:6).

А озвучена эта причина впервые в рассказе об идоле Михи. С этим Михой мы уже встречались. Это его спас Моше, когда он уже был уложен в стену вместо кирпичей в Египте. Это именно он приберег пластину, которую намеревался использовать Моше при розыске останков Йосефа, а потом бросил ее в огонь вместе с собранным Аароном золотом, и вышел из огня теленок.

Миха был много младше Йегошуа, и все же до конца периода судей (плюс 350 лет), он бы не дожил.

А еще в обоих рассказах говорится о некоем левите.  В первом сюжете  сказано, что «был юноша из Бет-Лехема иудейского, левит, что жил тогда в семействе Йегудином» (17:7). Он поступил на службу в святилище, которое организовал у себя дома Миха, и для которого изготовил соответствующую утварь и отлил идола. Левит за определенное жалование должен был совершать некие ритуалы, псевдорелигиозного назначения. А жил Миха в горной местности, на территории колена Эфраима.

Во втором сюжете говорится, что «жил один левит на краю горы Эфраимовой. И взял он себе наложницу из Бет-Лехема иудейского» (19:1).

Это не может быть простым совпадением. Левит хорошо знал Бет-Лехем, потому что сам там жил и, возможно, там приглядел себе «даму сердца». Не исключено, что они вместе пришли служить идолу Михи.

Йегошуа умер в 2516 году, а первый судья Отниэль бен Кеназ судьей стал в 2533 году, изгнав арамейского царя Кушан-Ришатаима, под властью которого иудеи находились восемь лет.

Поэтому события, о которых мы будем говорить, произошли, скорее всего, в первые восемь лет после смерти Йегошуа еще до завоевания Кенаана арамейцами.

История противостояния левита и евреев колена Биньямина парадоксальна и таинственна, вызывает массу вопросов, ответы на которые повисают в воздухе.

А начинается история с того, что наложница, с которой жил левит, начала блудить (развратничать). И вследствие возникшего между ними конфликта, ушла от него к своему отцу в Бет-Лехем и пробыла там,  скорее всего, один год и четыре месяца.

«И блудно с ним поступила его наложница, и ушла она от него в дом своего отца, в Бет-Лехем (что в уделе) Йеhуды. И она пробыла там год и четыре месяца» (Суд. 19:2) (1).

Странности начинаются с самого начала. Почему левит не женился законно, а взял наложницу? Впрочем, есть свидетельства, что такое семейное положение было в порядке вещей в то время. Например, говорится, что у судьи Гидеона были жены и наложницы (Суд. 8:31).

Однако 355 запретительная заповедь из Книги заповедей рабби Моше бен Маймона гласит: «запрещено вступать в близость с женщиной, не заключив с ней брачного договора (ктубы) и не вступив с ней в брак (кидушин)». Почему? Потому что заповедал Господь «Да не будет блудницы из дочерей Израилевых» (Втор. 23:18). И в другом месте: «Не оскверняй дочери своей, предавая ее разврату» (Левит 19:29). О каком сожительстве может идти речь?

А как могло случиться, что наложница вдруг свернула с праведного пути и начала блудить? В оригинале говорится: «ваттизнэ алав пилагшо» – «и совратилась от него наложница его». Корень «зайн, нун, ге» означает «совращаться, сходить с пути, блудить». С предлогом аль (алав) – «изменять брачному ложу».

И если уж так случилось, что изменила, то такая женщина запрещена еврею, а тем более левиту, потому что отвратительно это пред Господом. Она больше не имеет права оставаться его женой. Он ее выгнал – и правильно  сделал. Но зачем он отправился за ней через какое-то время? Неужели других женщин не было или он был таким уродом? Или он решил рискнуть жизнью вечной?

Тут есть еще один деликатный момент. А кем была эта наложница? Если была она еврейкой, левит обязан был узаконить брак. И никакой отец, – а мы скоро узнаем, что у нее был отец, – не согласился бы на сожительство его дочери с кем бы то ни было, потому как есть повеление: «Не оскверняй дочери своей, предавая ее разврату».

Но сказано наложница. Следовательно, нееврейка. Однако есть повеление евреям не родниться с местным населением, когда придут они в Кенаан. «И не роднись с ними: дочери твоей не давай его сыну, и его дочери не бери для сына твоего». (Втор. 7:3) И вообще, еврею запрещено жениться на нееврейке, потому что дети его, по закону, уже евреями не будут, а значит, прервется род.

Не думаю, что тот левит всего этого не знал. Он сожительствовал с женщиной – нееврейкой, она стала блудить и ушла или он выгнал ее. Зачем он пошел, чтобы вернуть ее?

Комментаторы не могли не заметить этих противоречий. Поэтому они решили, что никакого блуда, на самом деле, не было. А что было?

Этот левит сильно придирался к своей женщине. Однажды он в еде обнаружил муху, а в другой раз волос. Случился большой скандал, потому что муху еще как-то оправдать можно было: залетела случайно, а волос – явный знак небрежного отношения к пище, которую она подает мужу. Вот в этом, собственно и заключалось то, что описано как «совращение или сворачивание с правильного пути». Никакого третьего мужчины, т.е. никакой измены, не было.

Другое объяснение строится на разъяснении статуса наложницы. Наложница под хупой  не стояла, брачный контракт не заключала, другими словами в законный брак не вступала, а потому и не является женой. А раз так, то и измены никакой не могло быть. Т.е. она, естественно могла иметь место, но изменой, со всеми вытекающими последствиями, не считалась.

Я так подробно остановился на этом незначительном моменте, чтобы у читателя сложилось представление о личности этого левита. А если считать, что этот левит тот же самый, что и в рассказе об идоле Михи, тот, что посчитал для себя возможным зарабатывать на жизнь, прислуживая литому истукану, портрет его становится вполне законченным. Очень странный левит.

Итак, левит идет за своей наложницей в Бет-Лехем, к ее отцу. Примирение состоялось, и они отправляются назад на гору Эфраимову. На ночлег останавливаются в городе Гива, что в наделе Биньямина, раскинувшийся  недалеко от Иерусалима примерно в 14 км от Бет-Лехема.

Они садятся на центральной площади, как принято было, в надежде, что кто-то их возьмет на ночлег. Но в этом городе, по слухам, было так заведено – кров никому чужому не давать.

И все же нашелся человек сам когда-то живший на горе Эфраима и, скорее всего, выходец из этого колена. Он берет их к себе.

А вскоре вокруг дома собрались жители Гивы, как сказано – люди мерзкие, и потребовали: «Выведи этого человека, который пришел в дом твой, и познаем мы его» (19:22).

Это не Гива, это Содом какой-то. Что за проблемы были у жителей? Чего им не хватало? Как могло случиться так, что представители колена сыновей Израиля совершили такое духовное падение?

Разве не учил Моше их божественной Торе, в которой сказано однозначно: «И с мужчиною не ложись, как ложатся с женщиной; гнусно это» (Лев. 18:22), «ибо всякий, кто будет делать (что-либо) из всех этих гнусностей, искоренятся души совершающие (это) из среды их народа» (Лев. 18:29).

Что случилось? Они с ума сошли?

Однако читаем дальше. И тут гостеприимный хозяин решил ублажить разбушевавшихся горожан.

«Вот моя дочь, девица, и его наложница – пожалуй, выведу я их, и бесчестите их, и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком этим не делайте этой мерзости» (19:24).

Человек этот (левит) его гость, объяснил он собравшимся, потому будет как-то негостеприимно так с ним поступить. Т.е. он несет за него ответственность. Но вот что интересно, а жена его гостя, если она жена, конечно, разве не пользуется его гостеприимством? Как он может распоряжаться здоровьем, а как окажется и жизнью, другого человека. Да и то, что он предложил дочь свою, не делает ему чести. Очень странный хозяин и странное решение его.

Но собравшихся такой вариант не устраивает. Они требуют левита. И тогда к ним выходит сам левит, выводит к ним свою наложницу. И все тут же почему-то соглашаются. Только что не хотели, а тут вдруг согласились. Поведение собравшихся распутных горожан не менее странное, чем поведение левита и его радушного гостеприимного хозяина.

Горожане от души развлеклись с наложницей левита и отпустили ее. Она пришла к дому, в котором остановился левит, и лежала на пороге до утра, пока левит с хозяином благополучно почивали.

«И встал господин ее поутру, и отворил двери дома, и вышел, чтобы идти в путь свой, и вот, женщина та, наложница его, лежит у входа в дом, и руки ее на пороге. И сказал он ей: вставай и пойдем, – но ответа не было» (19:27-28).

Почему не ответила? Нигде не сказано, но будем думать, что была она уже мертва. Потому что левит разрезал ее на 12 частей и разослал всем племенам Израиля.


Иллюстрация: Гюстав Доре. «Левит увозит тело мертвой женщины».


(1) Чаще всего мой читатель встретит этот стих в переводе подобном синодальному: «Наложница его поссорилась с ним и ушла от него в дом отца своего в Вифлеем Иудейский и была там четыре месяца».


Рецензии
Доброго времени суток, Кот ученый!
Иногда после прочтения твоих вещей, возникает желание почитать описываемые события в Библии, тогда заглядываю в дедушкину старенькую Библию, доставшуюся мне в наследство. Сейчас нашла Левит гл.18, а в ней на полях дедушка сделал красным карандашом пометку: «Пасха.29 апреля 1962г», т.е. он читал эту главу в этот день. Еще сделал отметку «праздник жатвы 9стих». Мой дедушка великолепно знал Библию, часто по памяти приводил из неё цитаты и по прошествии стольких лет, а я так и не смогла встретить человека, который хотя бы немного походил на него, своей искренней верой в Бога. Спасибо, Яков, за интересную главу, откуда узнала о запрете гомосексуализма и за подаренные воспоминания. С уважением,

Ирина Алешина   06.04.2017 21:54     Заявить о нарушении
Привет мой дорогой друг!

Я был на сутках. Сегодня отсыпался.
Обязательно, Ирина, прочти вторую часть. Там я разбираю некоторые аспекты удивительнейшего в мировоззренческом плане "закона о преследователе".

Кот.

Кот Базилио 2   07.04.2017 23:06   Заявить о нарушении
Вернулась уже к прочитанному. "И оставили они Господа, и служили Баалу и Аштортам»- кратенько, что это ? Идолы?! С уважением?

Ирина Алешина   16.05.2017 13:47   Заявить о нарушении
Выражение «служили Ваалам и Астартам» часто употребляется в исторических книгах Библии, скорее всего как имя нарицательное, чтобы показать, что сыны Израиля скатывались в идолопоклонство.

Но, естественно, и Баал (буква ламед произносится очень мягко, поэтому звучит как «бааль») и Ашторет (Астарта) были вполне «реальными» богами, которым поклонялись местные жители Ханаана, Междуречья и не только.

Я не очень силен в мифологии. Тем более, что она довольно запутана и разобраться в ней стоит многого труда, а некоторые моменты до сего дня не решены однозначно специалистами.

У финикийцев, которые также населяли Ханаан Баал и Астарта – супружеская пара, фактически верховных богов. В Википедии вполне сносно написано.

Баал на иврите «господин, хозяин, повелитель, муж». Употребляется как со-ставная часть некоторых имен, географических названий. Иосефа за его сны братья насмешливо называли «бааль ахаломот» - «владыка, повелитель снов».

Русское «балда» происходит, скорее всего, от «бааль даат». Так, думаю, иронично евреи называли знатока чего-либо. Бааль даат – «владыка знаний». Сравни с ироничным русским «знаток».

У меня в Торе КБ. Имена есть 20. Бааль Пеор – история, которая случилась, когда евреи еще были в пустыне. Не знаю, читала или нет.

Есть такой писатель, нобелевский лауреат Уильям Голдинг. Он написал немного мрачноватое, но любопытное произведение «Повелитель мух». В сети доступно для свободного скачивания. http://knigi-fb2-epub.ru/book/14085_povelitel-mukh.html

Стоит, возможно, прочесть. И экранизация есть. Я видел классическую черно-белую, соответствующую книге (примерно 1963 год). Несколько мрачноватое, но классное кино. Так вот «повелитель мух» - это «бааль звув» или Вельзевул. Книга, естественно, не случайно так названа.

Баал, думаю, через скандинавский прототип трансформировался в русского Велеса. Хотя богом громовержцем (как Баал) на Руси считался Перун.

В имени Ашторет – слышно еврейское ашар (עשׁר) – быть богатым, и ашер (אשׁר) счастье. Ашторет, она же Ашера, Иштар, возможно, Изида. Через планету Венеру связана с римской Венерой и греческой Афродитой. Через Луну с Селеной.

И Баал и Астарта связаны с плодородием, поэтому на праздниках в их честь устраивались сексуальные оргии, в которых участвовали практически все без исключения. Баалу приносили человеческие жертвы. Особенно, детей.

Маленькая цитата:

«В результате раскопок древнего ханаанейского храма в Гезере, в одной из пещер на его территории, обнаружены многочисленные детские трупы, похороненные в кувшинах. Всем этим детям было не более восьми дней. Ни у одного из них на теле не найдено следов какой-либо травмы или насильственной смерти, только у двух младенцев заметны следы ожогов. По-видимому, детей, подержав над огнём для очищения, ещё живых и кричащих, засовывали в кувшины, в большинстве случаев головами вниз (чтобы заглушить крик). Затем детей хоронили в "святом месте" во дворе храма. Учёные едины во мнении по поводу этого захоронения: это - первенцы, принесённые в жертву божеству. Последующие находки подтвердили, что это - священные жертвы. Подобные детские гробницы-кувшины найдены, например, и в городе Таанахе» (Зильберман М. И. "Земля Ханаанейская").

Вот поэтому «жестокий» еврейский Бог требовал полностью уничтожить население Ханаана. Видимо, исправить уже было ничего нельзя. Не помню, говорил тебе или нет. Мел Гибсон снял фильм, за который его много ругали, «Апокалипсис». В фильме недвусмысленно сказано (и оправдано), почему завоеватели Америки так жестоко истребили местное население.

Вкратце так.
Кот.

Кот Базилио 2   18.05.2017 19:22   Заявить о нарушении
Спасибо за подробный ответ, который ты назвал кратким. Вопросов не осталось, как всегда, очень доходчиво донесено, мне оставалось только проглотить. Пример(цитата про принесение в жертву Баалу детей) просто ужасный. Рекомендуемую книгу прочитаю, а сейчас я занята прочтением книги Головкиной (Римская-Корсакова) – « Побеждённые» и нахожусь под огромным впечатлением. Считаю, что эта книга, написанная родственницей композитора, где нет вымышленных героев, одна из самых сильных вещей, где описываются послереволюционные репрессии. Страшные времена . Лучший генофонд страны был уничтожен на корню, поэтому мы живем, как живем... С уважением,

Ирина Алешина   19.05.2017 10:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.