Время смыслов. Глава 27

1. Я начну эту главу с перевода большого фрагмента из 55 главы Рассуждений Макиавелли, где он пишет о равенстве,рынке,коррупции,феодализме,республике и монархии.Здесь мы увидим в полной мере и его способность интегрировать политику,культуру и экономику,чего так не хватает многим современным политическим аналитикам,и его понимание проблемы соотношения между развитием рынка и упадком социальной солидарности (той самой проблемы, которую Ибн Халдун рассматривает в своей теории исторических циклов,и которая так рельефно проявила себя в Китае во время кризиса династии Минг).Мы также используем этот текст для контекстного моделирования с помощью нашей матрицы социальной идентичности.Это позволит нам проверить нашу гипотезу о неономике AGD, как главном типе идентичности,который лежит в основе республиканизма Макиавелли.

Ниже следует частичный перевод этого довольно известного фрагмента

2. После того как я достаточно обсудил вопрос о том, чего можно бояться и на что можно надеяться государствам,где господствует коррупция, мне кажется что пора рассмотреть решение римского сената по поводу обета Камилла отдать в храм Аполлона десятую часть добычи,которая была взята при осаде города Вейи.Эта добыча попала в руки римского народа и поскольку не было другого способа правильно ее подсчитать римский сенат опубликовал эдикт с требованием, чтобы каждый принес в общественную казну десятую часть добычи, которую он получил.

…Из этого решения можно видеть в какой мере сенат верил в честность народа…и с другой стороны мы видим как народ ни на минуту не задумался о том,чтобы дать меньше, чем они должны дать…Этот пример вместе с многими другими показывает, как много этот народ имел  честности и религиозной ответственности и сколько хорошего можно было от них ожидать.И воистину, там где нет такой честности,нельзя надеяться ни на что хорошее от тех стран, где мы в наше время видим столько коррупции и больше всего в Италии.Франция и Испания тоже имеют много коррупции, и если мы не видим столько беспорядка в  этих странах сколько мы каждый день видим в Италии, этим они обязаны не честности народа, которой у них  остро не  хватает,но тому факту, что у них есть король,который обьединяет их  не только с помощью собственной добродетели, но и с помощью установлений, существующих в этих государствах, которые пока еще сохраняются в чистом виде.

Только в Германии мы видим, что честность и религия еще распространены в народе, вследствие чего там существует много республик, где законы соблюдаются таким образом, что никто извне или изнутри не дерзает господствовать над ними…Когда эти республикам не хватает значительной суммы денег на общественные нужды, их облеченные властью лица или советы, у которых есть соответствующие полномочия,накладывают на всех обитателей налог в 1 или два процента их имущества. Когда согласно местным законам принимается такое решение,каждый гражданин является перед сборщиками налога и после того,как он поклялся заплатить требуемую сумму,кладет в специальный ящик ту сумму денег,какую он по совести должен заплатить, и никто не видит, сколько он платит.Из этого можно заключить, что честность и религия еще существуют среди этих людей…и это происходит по двум причинам.

Во первых немцы не имеют значительной торговли со своими соседями, среди них мало иностранцев и сами они редко посещают чужие страны,но довольствуются тем, чтобы оставаться дома и жить на то,что производит их страна и одеваться в одежду из шерсти от собственных овец, в результате чего отпадает необходимость в близком общении с чужеземцами и все возможности коррупции.Таким образом они предохраняют себя от того,чтобы заимствовать испанские, французские или итальянские обычаи…Второй причиной является то,что эти республики,которые сохраняют в неиспорченном виде свое политическое существование,не позволяют никому из своих граждан быть дворянами или жить по дворянским обычаям, но поддерживают полное равенство среди своих граждан и являются заклятыми врагами господ и дворян, существующих в той стране, настолько, что если кто нибудь из них попадается им в руки они убивают их, как главных зачинщиков коррупции и беспорядка.

Чтобы обьяснить, кого я имею в виду под дворянами, я скажу, что так называют тех господ, которые праздно живут на доходы от своих обширных владений, не занимаясь ни земледелием,ни другим каким либо полезным делом для того, чтобы получить средства к жизни.Такие люди опасны для любой страны или республики,но еще более опасны те, кто помимо имений обладает замками и господствует над подданными.Много людей этого рода можно найти в Неаполитанском королевстве и вблизи Рима и в Романье и в Ломбардии, откуда и происходит то,что никакая республика там никогда не может нормально существовать, поскольку эти люди являются врагами всякого гражданского правления.И напрасно пытаться установить республику в стране,где господствуют такие порядки.

Единственная возможность установить хоть какой нибудь вид порядка в этих местах это создать монархию.Ибо там,где население настолько развращено, что не подчиняется никаким законам,оказывается необходимым создать некую высшую власть, чтобы царской рукой,с полными и абсолютными полномочиями, обуздать чрезмерные амбиции и коррупцию  влиятельных лиц.Это подтверждается примером Тосканы, где на сравнительно небольшой территории издавна существовали три республики Флоренция, Сиена и Лукка…мы видим,что по духу и по учреждениям они поддерживают или стараются поддерживать свою свободу. Причиной же всего этого является то, что в этой стране нет владельцев замков и очень мало, или нет дворян.Напротив существует такое общее равенство,что было бы легко для всякого человека, обладаюшего политическим чутьем и хорошо понимающего древние формы гражданского управления,ввести там республику.Но несчастья этой страны настолько велики,что до сих пор не нашлось человека имеющего власть и способности это сделать.

Из этого мы можем заключить, что если кто нибудь хочет установить республику в стране,где много дворян,ему не удастся это сделать, если он их всех не уничтожил.А если,кто нибудь желает установить королевство или княжество в стране, где преобладает свобода и равенство,это ему  также не удастся, кроме как если он сумеет отвлечь от этого общего равенства некоторое число наиболее отважных и честолюбивых душ и сделает из них дворян,не только по имени,но и на деле, раздав им замки и имущество,а также деньги и подданных.Тогда,окруженный такими людьми, он сможет удержать свою власть, а они с его помощью смогут удовлетворить свое честолюбие и принудить других подчиняться тому игу, которое до этого можно было наложить, только применив силу. (Machiavelli 1950,252-256)

3. Таким образом Макиавелли рассматривает в выше приведенном отрывке две альтернативных политических модели общества: одна более или менее горизонтальная,республиканская,основанная на принципе равенства, другая более или менее вертикальная, монархическая, основанная на принципе разделения между привилегированными "нашими",инсайдерами, которые могут жить не работая на доходы от собственности и не привилегированной массой "иных" отчужденных аутсайдеров, народа, вынужденного подчиняться и работать на дворян и на королевскую власть.

4.В терминах нашей матрицы первая модель это неономика AGD, где все "наши" (G), существует равенство по центральной коммуникативной линии GE и господствуют принципы справедливости (трансформативная линия GA, соединяющая принципы закона А и гражданскую общину G)и общего блага, как совместного распоряжения имеющимися ресурсами (перформативная линия GD,соединяющая гражданскую общину G с ресурсами данной части мира D и номотетическая линия DA, обеспечивающая распоряжение этими ресурсами  в соответствии с принципами справедливости А, признанными общиной G).

5. Вторая модель, т.е. абсолютная монархия, которую Макиавелли определяет как форму политического порядка,единственно возможную для коррумпированных, т.е.раздробленных,внутренне разделенных социальным неравенством обществ,близка к исономике EFGH, с ее разделением на преферономику FGH для привилегированных инсайдеров "наших" G т.е.в данном случае дворян и реферономику FEH для не привилегированных "иных" E, т.е.народных масс,обязанных подчиняться привилегированному дворянству G и патерналистской (царь батюшка)власти абсолютного монарха F.

6. В предшествующих главах мы уже обсудили довольно подробно, как работает исономика, а вот неономикой мы до сих пор не занимались. И еще один вопрос,применимы ли эти типы идентичности только к началу Нового Времени или мы можем продуктивно использовать их для анализа политического опыта более поздних обществ? Мы постараемся ответить на этот вопрос в следующей главе.

Конец главы.


Рецензии