8 Великая польза кроссов Воспоминания экс-комбата

8 Великая польза кросса. Воспоминания экс-комбата

Итак, моя служба началась. На третий день после моего «явления» комдиву Мельченко – тревога. Дивизион со всей своей техникой, походной кухней и положенным ему в таких случаях имуществом вышел в поле. Там оборудовали летний лагерь и стали готовиться к сдаче предстрельбовой подготовки, ибо раз в год-два один из дивизионов 202-го ЗР полка должен был выезжать на боевые стрельбы на полигон Ашулук.
  Сказать, что я ходил, словно неприкаянный, не зная, что мне делать – ничего не сказать. А тут еще и жара в 32оС в тени, а я – в ПэШа! В общем, искал я, по возможности, на позиции «пятый угол», где не так жарко. Кое-кто из «любимого личного состава», в шутку сочувствуя мне, обещал «по дембелю восэны», т.е осенью, обменять мою форму на своё ХэБэ…
  А по плану предстрельбовой, офицеры должны были сдавать нормативы по кроссовой подготовке. Младшему возрасту, т.е. мне, полагалось сдавать зачёт на 6 (ШЕСТЬ!) километров. И вот как-то под вечер, когда мы обычно садились в ГАЗ-66 и уезжали ночевать в Золотоношу, комдив построил собравшихся уезжать, сам сел в свой ГАЗ-69, и говорит: «Товарищи офицеры! Сегодня сдаете кросс на 6 кМ. Отсюда я выезжаю по дороге на Красное, и буду вас ждать через 6 километров. Облегчая вам задачу, могу забрать ваши фуражки. Желаю успеха!» Комдив был мужик с юмором…
  Вперёд, хоть и без песни! Двенадцать лет «до того», когда я занимался лёгкой атлетикой, я бы тот кросс, наверное, сдал. Но столько воды утекло! Я уже давно не бегал, даже трусцой по утрам. Зато ходил зимой купаться на Днепр, весил на 8 кГ больше своего роста и, хоть на пляже перед заходом в прорубь делал зарядку до пота, даже упражнения с камнем килограммов в 30 делал, бегать разучился.
  Сколько раз я на дистанции переходил на шаг – не помню. Но к финишу еле приполз. ПэШа моё промокло насквозь, пот хлюпал даже внутри моих новеньких хромовых сапожек. Когда, уже в Золотоноше, я пришел в баню, снять их было невозможно. Долго пришлось помучиться…
  Комдив стал проводить «разбор полётов». «Товарищ лейтенант!» - сказал он мне. – «По правилам проверки, подразделение не может получить оценки большей, чем его командир. На эту проверку я вас куда-нибудь спрячу, но к осени вы должны будете бежать вместе с вашим взводом. Готовьтесь!» В Ашулук, в связи с эпидемией холеры в Астраханской области, мы в 70-м не поехали, но я стал бегать кроссы...
  Наша гостиница была расположена с краю от шоссе Золотоноша – Черкассы, трассу долго выбирать не пришлось. Шагами отмерял дистанцию – 3 километра и полтора. И каждое утро, в любую погоду, стараясь выйти из общежития уже в 6-10, я начинал «ликвидировать физическое несоответствие требованиям проверки». День - 3кМ, следующий - 1,5. « Сожители», законно решив, что дурной пример заразителен, и их тоже могут заставить делать то же самое, тихо ворчали, когда я начинал одеваться…
   Дело пошло. Я сбросил 8 килограммов. Дыхание упорядочилось, хотя я еще и сильно курил. Ноги постепенно набирали силу. В осеннюю проверку кросс 3 кМ я уже сдал на «3», хотя лучший бегун взвода меня «усиливал», таща за руку на последней сотне метров. Да хрен с ней, с проверкой! Главное – я полюбил бег!   
  Постепенно я стал увеличивать темп, бегать с секундомером. Как-то раз «в конце дистанции» столкнулся у входа в общежитие с офицерами штаба полка во главе с командиром. Подполковник Игнатов, увидев меня, потного и мокрого от дождя, удивился от неожиданности, встал на месте, удивленно подняв брови: «Ты откуда?» Зато в среду, на еженедельном офицерском совещании, я «гребанул балл»: Игнатов поставил меня в пример. «Вот, двухгодичник может по утрам бегать, а молодые кадровые офицеры почему не бегают? От жен не можете оторваться, или пьёте много?»
 Через год, на следующей осенней проверке, по шестикилометровому кроссу я выполнил норму второго спортивного разряда. Единственно, когда я не бегал - это во время дежурств и на учениях. А вот когда стояли на точке, утренний кросс был «лесной сказкой»: запретная зона, потому никого «из двуногих», кроме меня, нет, лес и луг на берегу обводного канала Кременчугского водохранилища, в лесу порой кукушка кукует, да рыба в канале порой плещется. А как-то раз…
ЗАЯЦ - ПОБЕДИТЕЛЬ
  Весна - 72, апрель, в канале щуки нерестятся, сосны начинают рост. Я – на трассе вдоль канала. Бегу. Впереди – пригорочек, а на его верху сидит заяц. Смирно так сидит, словно вкушает всю прелесть апрельского утра в запретной зоне, где на него уж точно никакой браконьер охотиться не будет. Подбегаю ближе. Заяц…выбегает на трассу, и бежит передо мной! Между нами – метров 6. Я – быстрее, и он быстрее, но с трассы не сворачивает, бежит четко впереди меня! Я - еще быстрее, немного сокращаю расстояние, метров до 3-х. Я вовсе не хотел отведать зайчатины, просто хотелось подержать в руках сильного и симпатичного зверька, хотя в жизни он вовсе не похож на зайца из мультиков. «Ну, ушастик, сейчас прыгну - и поймаю!». Заяц не дал мне сделать глупость и, когда я прибавил еще, резко, на 90 градусов, практически без радиуса поворота, прыгает влево. Меня не ждет, удирает, не попрощавшись, лишь показав «заднюю часть»..
  На следующее утро, в том же месте – та же история. Мне показалось, что заяц как-то благожелательно смотрит на меня. «Да дай же я тебя поглажу, чертенок!». Тот же безрадиусный разворот…
  На третье утро я взял с собой кусочек хлеба. Заяц меня таки ждал! Подбегаю, бросаю хлебушек. Заяц высоко подпрыгнул, развернувшись в воздухе, и дал деру. Больше я его не видел…
И ТОТ, КТО С КРОССОМ ПО ЖИЗНИ ШАГАЕТ…
  Бегать по утрам я не прекращал до 97-го года. Боже, какое это было счастье пробежать свои километры по Печерску, который еще не проснулся! Ранней весной услышать раздумчивый призывный клич дроздов с верхушек высоченных акаций, растущих на его склонах! По выходным любил я пробежаться по гаревым дорожкам стадиона «Динамо», ныне он еще и имени Валерия Лобановского. Навыки, полученные в детстве от занятий легкой атлетикой, возобновились, я стал пробегать 7,5 круга за 12-20. Но – главное – я бросил курить! За один день бросил! Просто самочувствие продиктовало: или – кросс, или – курево. Я выбрал первое. И как же моментально изменилось мое мировосприятие! Сколько открылось новых, тончайших оттенков запахов земных, порой - приятных, порой - и не очень! Жизнь стала богаче, я стал себя лучше чувствовать, я стал увереннее, появилась возможность больше работать, заниматься любимым делом. Наверное, именно благодаря подводному спорту и кроссу мне удалось дожить до 70-ти, пройдя ужас двух сложных полостных операций в онкоцентре и «клячествования» ныне.
   Люди! Не занимайтесь хреннёй! Если вы будете тратить на что-то полезное то время, которое тратите «на испускание дыма», загаживая им свои внутренние органы, вы добьетесь значительно большего! Это говорю вам я, за сутки, стоя начальником караула и деж. по части, выкуривавший чуть не пачку «Примы», «Ту-134», или «Легерос». О чем ныне только сожалею…


Рецензии