Жизнь - страх и любовь

   Размышления, изложенные в этом тексте, автор осмеливается предложить читателям только потому, что опыт работы психотерапевта и  психиатра в течении  40 лет, с очевидностью показывает, насколько важны, необходимы очень и очень многим людям понимание, осмышление своих  насущных проблем.
   Предметом размышлений в этом тексте будут эмоции, понятные для каждого человека, живущего на этой земле – страх, любовь, самоуважение личности. Самые простые, базовые эмоции, нет необходимости вникать в глубинные аспекты психологии личности, все поступки и поведение любого человека становится прозрачным, понятным, исходя лишь из этих элементарных понятий.  Итогом этой работы для вдумчивого читателя могли бы стать успешность, удовлетворённость своей жизнью, душевный покой и спокойное отношение  к своему неизбежному концу – смерти.
   Страх, (базовая эмоция, присущая всему живому). Он  известен каждому, поскольку это не просто негативное, неприятное чувство, которое приходится подавлять, особенно мальчикам и мужчинам, но  -  это и составная часть инстинкта самосохранения, выживания индивида, рода, всего человечества. Нет нужды описывать его, можно лишь добавить, что тревога - это вариант страха или тот  же страх, но отнесённый в будущее, т.е. страх за будущее. Впрочем, любой страх – это страх смерти, в своей основе.
   Влияние страха на нашу жизнь просто огромно, невозможно предвидеть, осознать  то воздействие, все те искажения, налагаемые страхом. Мы испытываем страх не только как определённое неприятное чувство, но и бессознательно, не ощущая этой эмоции, будто она наркотически обезболена. Однако,  «подавляя» страх, «запрещая» себе не только показывать, но и испытывать его, мы, тем самым, не можем и оценить всей степени его влияния на свою  жизнь, поведение, настроение. Простое перечисление названий различных фобий, страхов могло бы занять не одну страницу.  Можно ограничиться основными, причём, как правило, бессознательными страхами, воздействие которых далеко не очевидно, но именно  они – то и определяют наши судьбы, именно их называют теми «граблями», на которые неизбежно наступает большинство людей, совершенно не понимая – как  это происходит.
   Страх смерти, казалось бы – самый понятный и естественный, неизбежно сопровождается страхом жизни, т. е. страхом болезней, проблем, с которыми может не справиться человек. Редкие люди, лишённые  эмоции страха, «как следствие патологии, заболевания»  редко доживают зрелого возраста. Страх близости, открытости очень часто сопровождается страхом одиночества. Страх несостоятельности, опасения показаться глупым, недостойным приводит к высокомерию. Многие  убеждены, что нельзя быть открытым, нельзя показывать свои слабости, - поскольку их непременно будут использовать другие, в своих интересах, и, обязательно, в ущерб. В результате эти люди избегают близости, хотя одновременно страдают и от одиночества. Так возникают внутренние, трудноразрешимые конфликты. Причём и эти  конфликты воспринимаются лишь как ощущение, выражаемое весьма просто; - «ой, как же мне плохо!». Что плохо, как плохо, в чём тут дело, что болит – добиться ответа  невозможно, - «плохо и всё тут!».
   Сгладить  негативное воздействие  таких внутренних конфликтов позволяют мощные, так же бессознательные заграждения психологической защиты.   Возникает  эта защита у каждого  человека различным образом, в зависимости от личных качеств, предпочтений, особенностей личности. Насколько они могут быть порой изощрёнными – приходится лишь удивляться. (Например – муж пьёт, бьёт, издевается… - Что же Вы не разведётесь?  - «не могу, жалко мне его, пропадёт  ведь совсем»). 
   Но сколь бы ни были они (механизмы психологической  защиты) изощренными, они никогда не бывают вполне эффективными.  Они не спасают от  ощущения пустоты жизни, её бессмысленности,  от депрессий. Наиболее ярким проявлением такого рода конфликтов являются – депрессии, страх смерти, психосоматические заболевания, попытки самоубийства. Как бы это ни казалось  странным, но агрессия, жестокость – это тоже механизм психологической защиты от тревоги, от страха.  Девизы типа - «Бей первым; бей своих, чтобы чужие боялись;  дави их!» - всё это от страха; - ибо «если не я их, то они меня…».
    Конечно,  куда как приятнее писать о любви,  поэтому сколько стихов, песен сложено об этом.  Однако и здесь своя ложка дёгтя, несомненно, найдётся.
   Тот же страх одиночества, несостоятельности вынуждает определённых людей искать защитника, партнёра, лидера отношений, нередко прикрывая это стремление любовью, на самом деле формируя, (часто, в очередной раз), неразрывную психологическую зависимость.  Зависимый (любого пола) камнем виснет на шее у своего «благодетеля», «любимого», «любимой», возлагая при этом на него всю ответственность за свою жизнь, благополучие.  Ответственность, в этих ситуациях, распространяется и на детей, - плодах этой «любви». Долго ли выдержит эту тяжесть ответственности лидер отношений? Статистика разводов даёт на этот вопрос свой неутешительный ответ.
   Юношеские гормональные всплески, эмоциональные порывы, - кто же не знает об этом? Кто не проходил этот этап? Влюблённость этого периода, «души прекрасные порывы…»; можно бесконечно воспевать эти мгновенья, эту  радость бытия, красочность и наполненность жизни. Самые благородные намерения, желания счастья всем и вся. Но почему – то тут же всплывает в памяти сентенция – «любовь зла, полюбишь и козла». Видимо не случайно, как и замечание о том, что любовь слепа.  Многочисленные ранние браки молодых людей могут подтвердить эти мысли о скороспелости, незрячести такой «любви», где главную роль играют гормоны и желание самостоятельно решать свою судьбу, а точнее – реализовать потребности.
    Выбор партнёра это  серьёзный шаг в жизни любого человека, пусть и не навечно. Как же часто этот выбор обусловлен причиной далеко не романтической.  «Уж лучше со знакомым злом мириться, чем бегством к незнакомому  стремиться» - строки из монолога Гамлета, где Шекспир одной строкой вскрывает механизм выбора. Увы, знакомые проблемы родительской семьи; - пьянство, скандалы, драки, бесконечные поиски виноватого, назидания, насилие всё это, сколь бы негативно это ни было, знакомо и наработаны способы защиты, ограждения себя, мало того и воздействия на эти ситуации. Не случайным становится и выбор партнёра, - подходит лишь тот с кем можно воссоздать аналогичную атмосферу уже в своей семейной ситуации.  Сколь бы ни была она тяжкой – она знакома, понятна, как и способы воздействия на неё. Можно ли этот выбор партнёра назвать любовью? Язык не повернётся, а ведь так и происходит в  реальной жизни.
   Изображение матери и дитя (Мадонна с младенцем) на многочисленных картинах мастеров  живописи создают идеальный образ  материнской любви бескорыстной и ничем не обусловленной. Куда потом уходит эта материнская, прекрасная, единственно достойная благоговения любовь?  Как  часто она становится антиподом или чудовищным подобием той любви бескорыстной и безусловной – превращаясь в «безумную, бездумную материнскую  любовь»,  слепое потакание, исполнение любого каприза, желания своего любимого «дитяти».  Нетрудно представить себе и результат такого отношения, т.е.  выросшего в этих условия эгоиста до мозга костей, себялюбца, считающего весь мир обязанным служить только ему.
   «Любовь» ли заставляет родителей  применять иногда самые жесточайшие методы наказания? А ведь оправдания следуют именно ссылками на любовь.  И не только по отношению к детям. Вспомнить хотя бы не столь уж  давние  русские присказки – «бьёт – значит любит».  Разве похоже это на ничем не обусловленное, совершенно бескорыстное отношение к человеку, людям, желание им добра; - но только такое  отношение и можно называть любовью. Причём, это глубоко внутреннее состояние, не зависящее ни от каких обстоятельств, факторов. Это огромное ощущение счастья, полёта души, опять же ни от чего не зависящее. Любые другие похожие внешне отношения – это обман, подделки, суррогат отношений. Может показаться, что любовь никак не соотносится со страхом.  Однако они прекрасно сосуществуют вместе.   Каждая мать беспокоится, боится за своего ребёнка, ребёнок любит мать и боится потерять её. Влюблённый боится потерять любимую; -  можно продолжать и продолжать это перечисление. Трусишка заяц, защищая своих зайчат, убивает ястреба когтями задних лап. Что это? Страх? Любовь? Полагаю, что это стремление выжить, защитить потомство, как продолжение себя же. Именно взаимодействие страха и любви и есть основной способ выживания; цель всего живого на земле. Преодолеть страх, возможно, только благодаря истинной любви. Всё лучшее на Земле создано во имя любви, для любви, для людей.  Страх, при этом, является защитой жизни, той самой любви, что создаёт ощущение счастья, радости, полёта души,  жизни.
   Cчитается некорректным сравнение индивидуальной психологии и социальных явлений, но что же делать если эта аналогия напрашивается сама собой?  Во многих учреждениях организациях управление построено таким образом, что любой проступок, нарушение дисциплины или простое неподчинение обязательно наказываются, причём реестр этих наказаний, как правило, обширен, нередко – изощрён.  Сотрудники таких учреждений всё время под дамокловым мечом наказаний, т.е. постоянно в страхе, напряжении. Защитить свои права или оправдаться хоть как – то бывает просто невозможно. (Уж виноват ты тем, что хочется мне кушать).  Думаю, многие узнают эту ситуацию, многим это знакомо  по собственным ощущениям. Страх, как универсальный способ управления, явление, затрагивающее  самые широкие аспекты бытия – от семьи, где грозный папа извечным монументом с ремнём, этаким грозным символом стоит над ребёнком, до государства, где шаг влево или вправо чреват расстрелом.    
   Организовать жизнь семьи или управления государством – задачи хоть и не равнозначные, но одинаково важные. Неизвестно ещё – что сложнее.  Именно поэтому и избирается страх, как самый лёгкий, доступный, понятный каждому тирану, деспоту способ управления,  потому что они – то хорошо знают, что это такое, так как выросли именно в ситуации  страха.
   В общественном транспорте, общественных местах поражает мрачность, унылое выражение лиц россиян, их агрессивность, недоброе отношение друг к другу. Казалось бы – объективно; благосостояние населения улучшается, никто не голодает, личных машин стало столько, что пробки – насущная проблема, даже в небольших городах. Тем не менее, общая атмосфера, какой – то негативный настрой жителей удивляет, настораживает. Царит агрессивность, за которой явно скрыт  страх. Преодолеть эту агрессию, страх могут люди, преодолевшие свой страх или люди, выросшие в атмосфере любви, доброжелательности, люди с адекватной самооценкой, не опасающиеся осуждения, недоброжелательности других людей. Понимаю, что это утопия, однако, полагаю, тем не менее, что стремится к этому необходимо,  ибо – вымрем ведь!


Рецензии