Судьба. Часть вторая

История  первая.  С  1944  по  1946   год   я  учился   в   Кромском  детском  доме. В  этом  детском  доме   держали   воспитанников  по   четвертый  класс   включительно.   После   четвертого   класса    основную   часть  детей  направляли  в   ремесленные  училища,  где   учащиеся   получали  профессиональную   подготовку  и  свидетельство   об  окончании   семи  классов.  В   основном  мальчиков  направляли  в  Орловское   ремесленное   училище,  где  готовили  столяров-краснодеревщиков.   Там    готовились  неплохие   специалисты.  Но   у  меня ничего не  получалось  со   столярным  делом, я не мог починить даже простой табуретки.  А вот  способные  мальчишки,  мои ровесники  уже  в  детском   доме   делали   отличные   пистолеты-игрушки,  из   которых   даже можно  было   стрелять.  Так  вот,  чтобы  мне  сделали  такой  пистолет,   я  должен  был  заплатить   за  эту   игрушку  три  пайки  хлеба.

Пайка  эта   весила   сто  пятьдесят  грамм.  Хлеб  я   отдавал   по  договору,  т.е.  мог  рассчитаться   за  два  или  три  дня.    Теперь вы  представляете,  что  без  хлеба   я   должен  был находиться  два  или  три  дня.   Вот  такие  у  нас   были  ребятки-мастера.  Я  уверен,  что этот  мальчик      стал   прекрасным  столяром - краснодеревщиком.  И  я  уверен,  что он  счастлив  своей   судьбой.  У  нас  в  стране  всегда   был  в  почете   хороший   столяр. 

Ну  а  меня     притягивала  литература,  особенно   поэзия,  история,  т.е.   гуманитарные   дисциплины. На  этот  раз  меня  судьба  спасла, и  я не  стал  посредственным  столяром, и  дала   возможность  перевести  меня  из  этого   детского  дома     в 1946   году  в  специальный  детский  дом  для  детей,  родители  которых  погибли  на   фронте.   Мой  отец   был парторгом   артиллерийского  полка и  погиб  в  августе  1944  года   при   освобождении  Польши.

Об  этом  я  написал в  своей   повести   «Последняя   встреча   с  отцом».   В  этом  детском   доме   были   прекрасные   преподаватели,   они   развили  дальше   во  мне  любовь  к литературе и  истории.Но  судьба  не переставала  меня   испытывать на  прочность.  И  хотя  я любил  учиться и   учился  хорошо,  но  почему-то  я не  понравился  директору   детского   дома,  и  она  в  этом  же   1946  году  отправила   меня   в  Елецкое   железнодорожное   училище.  Почему-то она  решила,  что  стране   нужен   монтер  по  ремонту   железнодорожных  вагонов  и  именно  я    успешно    могу решить   эту   задачу. И  хотя я был ребёнком погибших родителей, и, следовательно, по  статусу подходил   для  учебы  в  специальном  детском  доме, я не   смог   доказать  свое право  на  учебу  в этом  детском   доме.

Поэтому в   июне   1946  года  я  прибыл  в  город  Елец   в  железнодорожное   училище, а конкретно в летний оздоровительный лагерь этого училища. Нужно  сказать,  что  в  этом  училище   готовили   помощников  машиниста   паровоза.  Эта  профессия   считалась   самой  престижной  в  училище,  и  я  изъявил  желание   учиться  на  машиниста.  Но  мне  было  всего лишь  тринадцать  лет,  роста  я  был  небольшого,  кормили  в  детском  доме очень плохо (только,  чтобы  мы не  умерли  с  голода),  и  мой  внешний  вид   тянул  на  монтера  вагонов.  В   группе же   помощников  машиниста   были  ребята     лет  семнадцати,   физически  крепкие,   готовые   хоть  завтра  занять   места  на  паровозе.  Здесь  мне  повезло  в   одном:  лагерь  располагался  в    сосновом  лесу,   рядом  протекала  широкая  река    с  красивыми   берегами,  мы  много  купались, загорали  и не  думали об учебе.

В  конце  августа   воспитанников  училища  срочно   вызвали  в  город.  Руководство   объявило нам    новость.   В  Липецк   перевели  авиационный   полк,  и   половина  зданий   отходила   военным.  Каждому из  было предложено    найти  и  снять  себе  в  городе   комнату. При этом  половину  стоимости  жилья   будет  оплачивать  училище,  а  половину  родители   учащихся.  Я  робко доложил   коменданту   училища,  что    я  прибыл  из  детского   дома  и  за  меня  некому  платить за  жилье.
Комендант,  смерив  меня   оценивающим  взглядом,  решил,  что   училище  много  не  потеряет,  если  этого   «шкета»   отправить    обратно  в  детский  дом.  Я  тоже  не настаивал,  было  бы  что  терять,  а  то - слесарь  по ремонту  вагонов.   Получив  какие-то  документы и  проездные билеты,    я  поехал  обратно  в  Некрасовский детский  дом.   

История вторая. Хочу     привести  еще  один  пример, когда моя судьба   помогла  мне   успешно  окончить  среднюю школу.
Окончив   семь  классов  в  Некрасовском  детском  доме,    наши  мальчишки  всей  группой (а нас  было  всего   девять  человек)   поступили  в  Брянский   сельскохозяйственный  техникум. Все  восемь  человек   поступили  на  агрономический   факультет,  лишь  одного  меня  угораздило   поступить на  строительный   факультет. Все  мои  товарищи   успешно  окончили    агрономический  факультет,   половина  из  них  окончила   даже  Сельскохозяйственную академию, а  мне  судьба  готовила  другую   участь. 

Если  мои   товарищи  на  агрономическом  факультете успешно  справлялись  с   учебой,  там не  нужно   было  изучать  математику,  строительные  материалы,    черчение,  сопротивление  материал   то  мне строительном факультете все  это  нужно  было  изучать. Вы   понимаете,  с  каким   трудом   это  давалось  студенту,  который   больше всего  любил  литературу,   историю,  поэзию.   Чтобы  добить  меня на  этом  факультете и   поселить   во  мне  даже  ненависть   к  строительству,  на  практике я должен был  прочистить   от   золы  ожоговые  печи.  Но  даже  я   еще  неподготовленный    за  первый  курс  ни    к чему   толковому  в  строительстве,  и  то   я  бы   посоветовал  студентам  одеть на лицо, особенно на  рот  респираторы,  чтобы не  задыхаться   от   золы и  пыли.  Когда  же я  залез  в  эту  печь   без  респиратора   и  начал  выгребать   золу,  я   уже   через  пять  минут  задохнулся  от  пыли,  и   меня   чуть  живого  вытащили    из  печи   и  начали  делать  искусственное  дыхание.   Я   понял,  что на  этой  практике  меня   могут  или  доконать    совсем, или  заработаю  астму.   Я   стал  раздумывать,  что  же  мне  делать.  О  том,  что  в  этом  техникуме  строителя  из меня не  сделают,   мне  стало   ясно  в  первый  же  день  практики.   Агрономию  я не  любил и я  знал    еще  раньше,  что   агронома  из  меня не  получится.  Возник  вопрос:  «Что  же  мне   делать?».
 
В июне  1944   года,  когда  меня  в  детском  доме  навестил  отец,  которого   отпустили  на  неделю с  фронта,  я  его  попросил  определить  меня  в  Суворовское   училище.  Тогда  мне отец  отказал.  При  этом  он  мне  сказал  следующее: «Я не  хочу, чтобы  ты  стал военным.  Вот  скоро  закончится  война,  я  вернусь с  фронта, и   тогда  мы  будем  думать,  куда тебе идти  учиться».

И  вот  я  сейчас   вновь    вспомнил   о  военной  профессии и о том,   что   я  должен  заменить  в рядах  армии   погибшего  отца.  Вновь  обо  мне   вспомнила   судьба.  Как-то  в  техникуме  я  встретил  бывшего  знакомого  студента,  который   решил  стать   офицером  и  поступил в  военное  училище.  Здесь  же  в  техникуме  у  меня  не   сложилась  и  первая   моя  любовь,   она   после  десятого  класса   уезжала  в  Ленинград  в  педагогический  институт  им.  А.И. Герцена.

И  вот  мне пришла   в голову спасательная  мысль – стать   офицером  и  написать   письмо   Министру  Вооруженных  сил  Советского Союза (в те  годы был  не   Министр  обороны  как  сегодня,  и  Министр  вооруженных    сил  СССР).  В  письме  я  изложил  свою  просьбу о том, что хочу посвятить   свою жизнь службе в вооруженных силах;  написал,  что  мой отец -  офицер  Советской  армии,  погиб  в  1944  году. На  мое  счастье   через  десять  дней  в  наш  техникум  пришел   вызов  меня  для  поступления  в  артиллерийское  подготовительное   училище  в  город  Харькове. 
Для  читателей  я  поясню, сегодня вместо артиллерийских   подготовительных  училищ  созданы   артиллерийские  кадетские   корпуса.  Кстати,  я  уже  здесь  опубликовал  рассказ  о  моей   учебе  в    кадетском  корпусе.   Так,   армия   во  второй   раз  вмешалась  в  мою  судьбу и   изменила   мою  профессию  с   предполагаемого  строителя  на  учебу  и  службу  в  рядах   Вооруженных Сил.   

Я  мог бы еще  и  дальше  рассказывать, как моя  судьба  коренным  образом   меняла направление моей жизни. Но, думаю, для читателя будет достаточно  и   двух  моих  примеров  о  роли  судьбы    в  моей  жизни. Этим  я  хочу  сказать,  что  я  верю  в  судьбу,  только  с  одной  оговоркой.  Я   верю  не  в  слепую  роль  судьбы,  а  в роль, управляемую человеком.  Человек управляет  своим  трудом,  силой  воли   изменяет дорогу,  которая  иногда        поворачивает его  не  туда,  куда  ему нужно.

Мне  в  жизни  пришлось  много  учиться,  и  я  желал   учиться.  Учеба   никому  легко не  дается. Мне  вспомнились  знаменитые  высказывания  двух  крупных   ученых  и  мыслителей – К. Маркса и В.И. Ленина.

К.Маркс считал: «В науке  нет  широкой  столбовой  дороги.  И  только  тот  может  добиться   её   сияющих  вершин,  кто  не боясь  усталости,  карабкается  по  её каменистым  тропам». Я  всегда  понимал,  что для того, чтобы   добиться  успеха в учебе,нужно забыв об  усталости  преодолевать  шаг за  шагом без отдыха все возникающие трудности на  тернистом пути к знаниям.

В.И.  Ленин на Третьем  съезде комсомола учил:
« Коммунистом  можно  стать  лишь  тогда,  когда  обогатишь  свою  память    знанием  всех тех  богатств,  которые выработало  человечество».

Может  быть, и авторитет  коммунистической партии  во  много  был  утерян  из-за  того,  что  в  партию  принимали  людей  недостаточно грамотных, а потом и вообще выдвинули тезис: «КПСС - это партия рабочего класса».  Рабочему же человеку не обязательно нужно было глубоко знать коммунистическую  теорию,  а достаточно  только  хорошо  работать.  Это  ведь не  верно.  До  революции в  марксистских  кружках  по   вечерам  рабочие  изучали  сложный   труд  К.Маркса «Капитал», в  котором  дается  глубокий  анализ  простого  капиталистического  производства.  У  нас  же  в  советское  время  райком  партии  устанавливал  даже заводу  разнарядку на приём в партию -  трех  рабочих и одного инженера.А  с рабочего  человека,  какой  спрос  по  теории?  Вот и получилось, что о теоретической подготовке коммунистов забыли   вообще. 

Мне  пришлось  в  Вузах   на  гуманитарных  факультетах читать   много  дисциплин,  в  том  числе  и   экономическую  теорию.  Даже  в  Вузах  у  студентов, особенно   коммерческих,  было  бесполезно  спрашивать   экономическую   теорию,  знания   были на  нуле.  В  свое   оправдание  студенты  всегда  говорят:  «Но  ведь  мы  же  работаем для оплаты обучения». На  мой  взгляд,  в стране  слишком много  коммерческих  вузов,  дипломированных специалистов тоже  много,  а  профессионалов практически нет.

Завершая   свою  повесть   о  судьбе,  мне  хотелось  бы   затронуть  еще   одну  тему – о  судьбе  людей,  которые   по  теме  или  иным  причинам   попали   в  места   заключения.  Мне  вспомнились   мои  юные  товарищи  по  детскому  дому. Это  было  в  сороковые   годы  двадцатого века,  после   войны.  Почему-то   среди  моих  товарищей  двенадцатилетних  подростков   широко  была  распространена   блатная   романтика.  Очень  многие  из   моих товарищей    по  детскому  дому  попадали  в  детскую   колонию,  оттуда   присылали   блатные  песни,  была  какая-то  даже  бравада,  Может  быть,  это  было  связано  еще  и  с  возрастом,  ведь  нам    было    по одиннадцать - двенадцать  лет,  и  многие  не   понимали   роли  и значения  учебы   в  жизни. Судьба  многих  моих  товарищей  по  Кромскому  детскому  дому  сложилась   печально.  Попав  в  детскую    колонию,  потеряв  ориентиры  в  жизни, не получив   должного  образования  и  профессии,  у  них    не  сложилась  и  судьба.

Мне не  раз приходилось  беседовать с людьми, которые  отсидели    достаточный  срок,  в  местах  не  столь  отдаленных.  И   когда  я  спрашивал,  почему же так  у них  случилось,  нередко  мне приходилось  слышать: «Так  сложилась  судьба». Они не винили  себя за то,  что в  свое  время   пошли  по неправильному пути,  не  хватило  силы воли   исправить  свою  жизнь.

Есть  народная   поговорка: «Человек -  кузнец  своего  счастья», а значит  и  своей   судьбы. Но  для  этого   нужно  научиться  бороться  за  свое  счастье,  за  свою  судьбу,  тогда  и  судьба  повернется   лицом.

Итак,  в  заключение    делаю  вывод:   я  верю  в  судьбу, но   за  свою  судьбу нужно  бороться. Как  сказано в  книге В. Каверина   «Два  капитана»,  так и я скажу: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Таким должен быть девиз  нашей  жизни.    
 








   .


Рецензии
"Есть народная поговорка: «Человек - кузнец своего счастья», а значит и своей судьбы. Но для этого нужно научиться бороться за свое счастье, за свою судьбу, тогда и судьба повернется лицом"
- можно, продолжу? -
"... Судьба повернется лицом, увидишь и остолбенеешь". Бывает и так. Всю жизнь учишься - одному,другому, третьему... Сначала деваться некуда,потом по инерции, потом появляется спортивная злость, самой себе доказать, что можешь... Потом понимаешь, что можешь, но тебе уже не надо. И хочется научиться... чему-нибудь ещё. А судьба - устала тебя ждать. Разминулись, типа.
Но это ни в коем случае не про Вас! Вы достойны уважения: выстояли, выдержали, победили, выковали свою судьбу уверенной рукой, и Ваши мерила общественных ценностей мне очень близки. Да, хочется - профессионализма, и успехов - настоящих, и справедливости - не на бумаге, и много чего ещё... Так хочется того, чего нет!

Ирина Верехтина   02.03.2016 23:54     Заявить о нарушении
Ирина, спасибо за такой отзыв обо мне. Хочется быть достойным такой оценки. К сожалению, в нашей стране и раньше и сейчас, чтобы чего-то добиться, нужно затратить много сил и энергии. Я же
преподаватель общественных наук, поэтому приведу слова К.Маркса
-Жизнь-это борьба. Вам успехов в достижении поставленных целей,
творческих успехов. С уважением И.И.

Иван Краснов 2   03.03.2016 09:14   Заявить о нарушении