Сувенир

Чемодан с сувенирами, почти полный. Николай идет с ним через дорогу, пересекает ее на зеленый свет и поворачивает за угол кафе, дальше он шагает прямо примерно метров 200-300, заходит в торговый центр, поднимается на лифте на 3 этаж, заказывает зеленого чая, выпивает его, просит счет и снова пускается в свое путешествие. Рабочий день закончен, Николай по выработанной привычке зашел в кофейню, теперь он зайдет в магазин прикупить сигарет и что-нибудь из овощей домой, потом пойдет до метро, сядет в вагон и доберется до дома.
- Всем привет, я дома. – Говорит Николай в пустоту, он живет один, но почему-то здоровается с пустотой, странно.
- Так, а где мой чемодан? – В панике спрашивает он и начинает бегать глазами по прихожей, неужели он его потерял? Как? И где? Никогда же не терял, а сейчас потерял?  Там ведь было столько сувениров, столько всего собранного за каждый год жизни, за каждый день, все что у него есть, так это эти сувениры (как считает Николай).
Сувениры – его память, но и не только его, память копится у всех в виде сувениров в чемоданчике. Чем старше, тем больше чемодан, и тем сложнее его носить. У каждого в этом мире есть свой чемодан со своими сувенирами. Уникальными сувенирами, как считают все, кто имеет чемодан, а чемодан у всех.
Николай в панике начинает бегать по квартире хватаясь за голову, нужно вспомнить, где он мог его оставить, он точно уверен в том, что не выпускал его из рук. Закурив и задумавшись, он решает идти на его поиски прямо сейчас в точности обратным путем, каким шел домой, благо путь он этот знает наизусть, ведь вся его жизнь работа-дом, отпуск раз в год, вечерний телевизор и в выходные шоппинг, а до этого образа жизни было много чего интересного. «Лишь бы найти чемодан и снова любоваться своими сувенирами, лелеять их и ласкать, ох, главное найти чемодан, остальное не главное!» - думает Николай едя в лифте.

Наш герой садиться в тот же вагон метро, в котором он ехал домой тщательно все обыскивает и ничего не находит, выходит на нужной ему станции и направляется в магазин, спрашивает у охранников и сам обыскивает магазин в поисках чемодана, но не находит его. Адреналин разгоняет сердце, кровь пульсирует и отдает в виски, от чего Николай судорожно бежит до кофейни. Зайдя в кофейню он проводит примерно тот же ритуал, что и в магазине, но ничего не выходит, остается последнее место – рабочее. Вот он  прошел 200-300 метров от кофейни, завернул после кафе, перешел дорогу, дошел до места назначения и там ничего нет. Николай подавлен, он испытывает злобу на весь мир и в то же время глаза начинают слезиться, он решает выбежать на улицу  и отправиться домой, может еще раз пройтись в том же направлении помогут в поисках.
Идя по улице Николай замечает знакомый ему с юных лет сувенир, отрывки памяти что-то напоминают ему о том, что за момент в этом сувенире. Сувенир, стоит сказать, находится в руках у какой-то девушки, резко в голове всплывает мысль о том, что чемодан просто могли растащить и теперь смеются над его воспоминаниями, «Смеются, смеются, суки. Смеются, я вижу по ее роже, что смеются» - думает Николай и бежит к девушке.
- Отдай! Это мое! Отдай! – Хватая девушку за руки кричит Николай
- Мужчина, успокойтесь, это мой сувенир, вы чего? – Отталкивает его девушка и решает позвать на помощь.
- Нет, мой сувенир! О чем твой сувенир? – Все также кричит Николай
- Это, это моя первая любовь, ранимая и болезненная, я прошла через многое, чтобы полюбить, мы были не разлей вода, но потом…
Обрывки памяти Николая всплывают, он вспоминает как он любил, и как его любили. Сколько было пролито слез после расставания, сколько было радости в моменты того, когда он находился рядом с той, которую любил. Вспоминает знакомство с родителями, шутки про свадьбу от родственников, и эти ожидания звонка, ответа на сообщение. Все было прекрасно, но потом оно закончилось, а вот как закончилось, он вспомнить не может, потеря сувениров дает о себе знать, воспоминания уже не такие четкие, какими были тогда, когда чемодан был у него.
- потом мы расстались, это была его вина, он стал каким-то агрессивным и начал ухлестывать за моей подругой… - рассказывает девушка дальше, но Николай заплетающимися ногами уходит от нее в сторону, пока та смотрит на свой сувенир и говорит никому не интересную историю, почти схожей с его историей.
Куда же дальше, что делать теперь? Николай решает зайти в кафе, голова кружится, он хочет закурить сигарету, но зажигалки не находит, просит покурить у первого встречного и пока тот подкуривал ему сигарету, он замечает в его кармане свой сувенир и решает спросить, что это такое.
- Спасибо за огонь, а не подскажите, что это у вас такое из кармашка выглядывает?
- Ах, это. Это мой сувенир об окончании школы, веселый был день, сейчас бы снова в школу, беззаботная пора.
Николай вспоминает о том, как он заканчивал школу, вспоминает наряженных родителей, младшую сестру на последнем школьном вечере, радость о том, что он закончил учиться и его встречает взрослая жизнь с распростертыми объятьями, вспоминает как он пил водку с отцом, как они с одноклассниками открывали шампанское, всплывают образы каких-то конкурсов, красивых одноклассниц, но Николай их обрывает и решает подняться в кафе.
- Зеленый чай с имбирем, пожалуйста. – Вежливо говорит Николай и грустно опускает глаза в стол, когда ему грустно, Николай особо вежлив.
Расплатившись за чай, Николай выходит и идет в магазин, просто так, ничего не покупая, мало ли, чемодан там.
Зайдя в магазин он был очень удивлен, на кассе стоял молодой парень, который протирал сувенир Николая.
- Молодой человек, простите, а это у вас откуда?
- Это? Сувенир? Мой сувенир! Тебе разница какая? Сувенир о первом сексе, теперь у меня этих сувениров гора, девушек куча, может номерок тебе подкинуть какой-нибудь давалки, а то ты слишком уж унылый, расслабишься, могу за соточку дать стопроцентный вариант.
«Первый секс? Ах да, я помню, это было у нее дома, мне было немного страшно и неловко, ей кстати тоже, мы зажгли свечи, выпили вина и начался наш процесс, да-да, было такое. У меня было такое»
Пока Николай размышлял об этом, он случайно заметил за стеклянной дверью магазина женщину, с его сувениром, она держала его в руках неловко и робко, от чего Николай подумал, что вот этот сувенир точно его, ведь он уже три раза ошибся, должна же быть светлая полоса в этих поисково-спасательных работах своей памяти.
- Женщина, я дико извиняюсь, а вы где взяли этот сувенир?
- Этот? А это мой, нигде не брала, в ВУЗ поступила и закончила его, вот оттуда и появился, а что такое?
- А? ВУЗ? Да нет, ничего, извините.
«Университет, да, помню, я тоже поступал и тоже закончил, там были и попойки и драка. Помню как мы списывали, как подкупали преподавателей, да-да, помню…Выпускной помню, он был не такой как в школе, было по-другому, но именно как, не помню.» - шагая рассуждает Николай сам с  собой.
Вот он растерянный и расстроенный идет в сторону дома, метро не увенчалось успехом, Николай погружен в самого себя.
- Мужчина, извините, не почините колесо на колясочке? – окликнула его молоденькая мама,  у которой сломалось колесо на коляске с ребенком.
- Что? А, да, сейчас. – Николай осматривает поломку, чинить всего ничего, прикрутить один болтик и все. После починки Николай замечает в отделе коляски знакомый ему вроде бы сувенир и решает спросить откуда он у нее.
- Девушка, извините, а этот сувенир у вас откуда?
- Ой, спасибо вам большое, чтобы я без вас делала! Что? Сувенир из детства, о том, как мы с ребятами во дворе играли, ничего особенного.
«Да, я тоже помню, играли, да.» - говорит Николай сам себе.
Вот он поднимается в лифте, отпирает дверь квартиры, проходит на кухню, прикуривает от плиты и садится за стол ставя перед собой пепельницу, поток мыслей лезет в голову, они вязкие и тянутся одна за другой и все они очень плохие, уж очень плохие.
«Почему у тех людей были такие же воспоминания? Почему сувениры так похожи? Разве мы с ними имеем что-то общее? Разве я имею что-то общее с матерью, которая кормит грудью? Может что-то общее с жигало? Нет, вроде ничего, мы с ними совсем разные, почему же наши воспоминания и наши сувениры одинаковые? Это что же получается, что мои прожитые моменты не уникальны? Это как так выходит? Что же, получается все любили и ненавидели, все делали обычные человеческие вещи и считали их неповторимыми? Получается, что суть всегда одна, варьируются только детали? Как же так выходит? Выходит, что у всех людей одно и тоже, да потому же на несколько раз, а все думают, что это исключительно только у них?» - почти стоном выговаривает Николай пустой комнате. Вот и он понял о том, что нет ничего уникального, есть заданный мотив, который можно отыграть только в других тональностях и все. Осознание пронзило его как дамоклов меч, пронзило его и осталось, оно никуда не ушло, ведь осознание не превращается в сувенир. Николай сидел освободившись от всего не по своей воле, он был потерян, но в тоже время приобретал нового себя, он осознал, что все что было, именно обычный заданный ритм и тембр, а все, что будет, будет уникальным и неповторимым, главное, менять не маленькие детали, а всю картину целиком, иначе сувениры снова будут одинаковы, все будет по той же схеме, что была до него и будет после него, сбежать из этой схемы можно только тогда, когда придет осознание и понимание системы бытия, что все это уже тысячу раз сказано, что все уже тысячу раз занимались сексом впервые, и что именно этот рассказ написан в тысячный раз.


Рецензии