Хроника одной поездки

       Хроника одной поездки
                (  Эпизод из дорожной жизни)
               
                Одноактная пьеса в 8 картинах
                У кого что болит,тот о том и говорит..
                (пословица)

Действующие лица и исполнители:

Рассказчица (пассажирка)
Пожилой человек ( человек с озабоченным видом)
Старый еврей
Тётка с  авоськой
Молодой человек (спортивного телосложения)
Молодая женщина "помятого вида"


  Картина 1
На авансцене на фоне закрытого занавеса, имитирующего вагон с табличкой Минск -Москва" стоит рассказчица с дорожной сумкой в руках.

РАССКАЗЧИЦА
Мне не спится...Давно не спится..
Оказалась я за границей..
А хотела б в российской столице
К корням русским душою прибиться.
Мне хотелось бы выйти в поле,
Где под солнцем колосьям раздолье,-
Там в дни юности наши деды
Для отчизны ковали победы.
И, казалось, что не было краше
Той земли, где всё было нашим-
Степи, горы, и недра, и воды...
Жили с лозунгом: "Всё для народа!"
И страны той не было краше!
Только власть её стала не нашей:
Старцы тыкали всюду носом
И не справились с вверенным возом.
Не правители! Вот и "прошляпили"
Мы страну большую утратили.
И спешу я теперь к тому дому,
Где до боли всё близко, знакомо...
Но мой дом не так близок, как прежде...
Пусть он в ближнем, но всё ж – зарубежье.
    (идёт в вагон)

 
Картина 2
Плацкартный вагон. Рассказчица входит в купе, забрасывает сумку на верхнюю полку
и занимает место у окна.

РАССКАЗЧИЦА
( рассуждая про себя)
Зашла в вагон.
На полку бросив вещи,
Устроилась удобно у окна.
Мечтала, чтоб до станции своей
Я ехала б в купе совсем одна

  Картина 3
В купе входит пожилой пассажир с озабоченным лицом

РАССКАЗЧИЦА
Не долго миг утопии продлился,-
На место рядом уж присел сосед.

 Поворачивается в сторону входящего старого еврея

И только он уютней примостился,
Ещё постарше к нам вселился дед.

Раздаётся гудок тепловоза и звук движущегося поезда с нарастанием скорости.

И все молчали только лишь в начале.
Но после десяти минут пути
Мои соседи поактивней стали,
Решили здесь знакомство завести.
Сосед, что рядом, тихо, деловито,
Как будто размышляя сам в себе,
Свой разговор повёл вполне открыто
О старости своей и о судьбе.

ПОЖИЛОЙ ПАССАЖИР ( сбивчиво)
Издалека приходит старость,
Ступает тихо, словно кот.
Сначала общая усталость,
Затем болезней хоровод.
Сначала в чувствах равнодушие;
Уже мне говорят – брюзга...
Становятся уже не нужным
( в сторону рассказчицы)
Ни золото, ни бирюза...
Нет интереса к цвету, к моде,
(обращается к старому еврею)
Но помнишь лица докторов.
Порассуждать лишь о погоде,
Как между прочим, час готов.

СТАРЫЙ ЕВРЕЙ (поворачиваясь к рассказчице)
Да эти темы мне давно знакомы...
Они – с друзьями, и с женою – дома!

ПОЖИЛОЙ ПАССАЖИР
( не обращая внимания на ремарку соседа)
И судим молодых, их нравы,
Одежду, танцы их, язык,
И кажется себе всяк правым
Учить тому, к чему привык.
Исподтишка пробьёт тревога,
Что много сделать не успел.
За шапку снова, и в дорогу!
Но...Позабыл...Что я хотел?

(смотрит растерянно на соседа)

РАССКАЗЧИЦА( к зрителям)
Он, видимо, затронул словом
Больные "струны"старика.
Поговорить хоть с кем готовый,
Тот начал речь издалека.

СТАРЫЙ ЕВРЕЙ:
И я - старый...Еврей...
Из гонимого всеми народа.
Говорят, что работать не можем, не любим,
И хитрее за всех...
Но, скажите, ведь это ж нормально,
Чтоб жить хорошо и красиво
И иметь в этой жизни
Пусть немножко, но всё же, успех!

А мой брат воевал.
 Был, как все, он на фронте
Подносил он снаряды для пушки,
И даже стрелял.
А однажды он фрица поймал,-
так позвольте!
Ему ж сам генерал
К гимнастёрке медаль прикреплял!

А моя дорогая дорогая Хайсора...
Да, пышная дама.
Ой, какая хозяйка, какая для мужа жена!
Никогда не носила из дома семейного сора,
И меня волновала, как будто на свете одна!


ПОЖИЛОЙ ПАССАЖИР ( прерывая его)
Тебя слушать – от зависти пустишь слюну...
Хорошо. что ты видишь Хайсору одну.
Нынче в семьях не каждая  баба – хозяйка...
Расскажи-ка о детях мне лучше, давай-ка!

СТАРЫЙ ЕВРЕЙ
Наши дети?
Какие же умные дети!
Мойша – шорник,
   а Лёва – прекрасный портной.
Ну а после того,
как пошла  по земле перестройка,
Все уехали в Хайфу, говорят на иврите...
То ж язык наш родной!

Уже внуки...Какие же умные внуки!
Все красивы. Уехали жить в СэШэА.
Это я здесь в Бобруйске остался.
Но я ж уже старый...
А для них?...Пусть там ищут,
Где жизнь хороша!

ПОЖИЛОЙ ПАССАЖИР ( в сторону рассказчицы)
Что? Уехали!? Правильно:
Здесь лишь проблемы,
И куда бы сбежать – актуальная тема...
Старый ты или молод...
Но здесь( показывает на сердце) – Беларусь!
И какая ни есть, в ней живу и горжусь!

СТАРЫЙ ЕВРЕЙ ( убедительно)
Ну так что ?Вам  неправду сказал?
Так простите!
Вы что, лучше живёте?
Не кривите душой!
Вы хотите, чтоб льготы вернули сейчас?
Не просите!
Где же деньги возьмёт вам
Бюджет наш больной?

Картина 4.
Во время монолога в купе входит молодой человек, смотрит на номер места. ставит дорожную сумку на полку и садится на место. Зевает, прислоняется к стенке купе, надвигает на лицо кепку. Показывает всем своим видом, что хочет спать.

Пожилой пассажир подсаживается поближе к старому еврею.

РАССКАЗЧИЦА ( к зрителю)
Нашёл в нём собеседника на путь!
И голосом (оглядывается на молодого человека),
           теперь уже потише,
Решил ему раскрыть проблем всех суть.

ПОЖИЛОЙ ПАССАЖИР
Мы жили так.   
 как скажет секретарь,
И в рот смотрели каждому правителю.
И был ЦК народу.
         как алтарь...
И всё молчали,
             хоть и много видели!

Однажды слышим.
      что страны-то больше нет!
Собрались трое и спокойно пропили.
Теперь вот у кого найти ответ,
За что же
        жизни
         миллионы отдали!
Уже на нужен
         больше коммунизм-
Мы сразу оказались в демократии!
А в думе
 либерал и анархист
Свои скорее окрестили  партии.
При власти нынче
          шустрый  депутат:
В программе действий
         выдаст вам
                три короба!
А наш, районный, оказался хват–
Коттедж отстроил
       в самом центре города!
Народ,
      опять же.
              он и есть народ:
В заботах и трудах..
И всё надеется...
Ему хоть чуточку,
     но чтоб страна– вперёд...
Однако что-то ни во что не верится!

СТАРЫЙ ЕВРЕЙ:
Ой. зачем о политике вы?
В самом деле. Кто подумал о нас?
При чинах
Набивают карманы деньгами,
Родным - по портфелю,
А народ остаётся народом,
Для власти – дурак!

Картина 5.
К купе подходит старуха

РАССКАЗЧИЦА
Прошаркала убогая старуха.
Услышала про старость, подошла...

СТАРУХА
Я, знаете ль, уже слаба на ухо,
А вот...как про меня... так не прошла!
Больной я стала никому не нужной:
Ни детям, ни, тем более, стране...
Большой мой перечень за жизнь послужный,
А пенсия? На хлеб лишь хватит мне!
Был дом... И нет!...Земля – у олигарха.
Пинком под зад!..
 А деньги есть? – Король!
Нагнали на меня решением тем страха,
Чиновникам мои права – что ноль...
( уходит)
 
РАССКАЗЧИЦА( к зрителю)
То ль с сожаленьем, то ль с душевной болью,
Немногословно...Тут же отошла.
И показав себя в судейской роли.
Исчезла, будто вовсе не была.

Картина 6.
Звук останавливающегося поезда. К купе подходит тётка с сумками, смотрит на номер бокового места и устраивается на своё место.

РАССКАЗЧИЦА ( к зрителю)
А в это время появилась тётка.
Кулак разжала,
     в нём лежал билет.
Увидев здесь
          ей нужный номер места,
Уселась рядом, где сидел сосед.
 И радостная, что не опоздала...
В руках авоська, да ещё пакет.
И новую всем тему подсказала,
Как заготовку путевых бесед.

ТЁТКА
Я  век свой с мужем полудурком прожила.
Детей растила, дом вела и сад сажала...
Устав к ночи, его любила, как  могла...
А рано полудурком вновь вставала.
Качаю внуков, отложив свои дела...
Пора с годами мне уже  ума набраться!
( глубоко вздохнув)
свою я старость защитить -то не смогла...
Наверно, мне защиты этой не дождаться!
 И, Слава Богу, что он нам терпенья дал
Носить авоськи, землю рыть и веселиться...
А если в праздник муж цветы преподнесёт,
То это счастье...( с иронией)
Уже можно прослезиться!
Я ж ( с иронией) – полудурок!

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
 открывает лицо и поворачивается к тётке

Что не услышишь!? Ох, уж эти бабы!
Вы всё кричите: племя Ваше слабо!
Посмотришь, сумки тянет, словно вол,
И прячет чад от  всех забот под свой подол...
 А мужа терпит, хоть и пьёт, и бьёт...
потом к кому-нибудь поплакаться идёт!

ТЁТКА (продолжая, к попутчикам)
Супруг меня ругает бесконечно,
Что всё не то, что всё -не так...Любовь не вечна!
А держит нас лишь ласковое слово...
Всегда бранит,– и я удрать готова!

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
(с иронией и раздражённо, к тётке)
Назвал Вас полудурком? И страдаете?
Забыл, что связаны судьбой одной.
Раз целое собою представляете,
Скажи: "Я – первый полудурок, ты – второй!"

СТАРЫЙ ЕВРЕЙ
Не надо желать друг другу
Ни злобы, ни Божьей кары...
На нашей земле многолюдной
Хорошего стало мало.
Один выбирает дорогу,
Идёт по ней твёрдым шагом...
 Другого жизнь бьёт понемногу,
И выход не видит бедняга!
И лучше, когда люди вместе
Грустят, смеются и плачут...
( по- стариковски и с наставлением)
Беды и радости – вместе!
Людям нельзя иначе!
 
ТЁТКА (оправдываясь)
Желаю я здоровья мужу.
Хоть много мужиков,
       а он один мне нужен!
Ругает днём,  а ночь нас мирит.
И ласки дарит он,
          забыв, что ненавидит!

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ( усмехаясь)
Вот так бывает: скажешь поперёк,
Уже в попятную...
Да был бы только прок!

Картина 7
Появляется молодая женщина "помятого вида", устраивается на боковом месте напротив тётки. Попутчики приумолкли, разглядывая явно нетрезвую пассажирку.

МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА
( громко, со смехом, обращаясь к попутчикам, показывая на широко раскрытый рот)
Сразу пять потеряла зубов...
Сразу пять...Раз...И нету!
Нечем мне бутерброд откусить,
Нечем взять сигарету!
( со смехом)
Но могу выпить водки глоток:
Я ж не буду давиться!
Покажите мне пальцем того,
 (Самоуверенно и с вызовом)
кто в такую влюбИтся!
  ( Ёй..? икает)

А сейчас мне готовят протез
 Весь – жАлезный, блестящий..
Буду им тогда всё я кусать,
Будто он настоящий!
Буду я мужиков целовать,
Как во сне им не снится.
А потом...(немного помолчав)
Да с зубатым-то ртом
(показывает на молодого человека)
Кто-нибудь...да...женИтся!

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
 ( с большой иронией)
И все мечтают о такой жене,
Чтобы гуляла, пила и курила...
А вот подумать о своей судьбе?...
пройдут года...И всех их прокутила

ТЁТКА ( к попутчице, возмущаясь и с болью в голосе)
Не дело это - пить
             вот так на людях...
Кому-по нраву. кто-то и осудит..
Мне все бутылки, будто нож по сердцу.
А телевиденье...Туда же – в раны перцу!

( обращаясь ко всем)
 Один кошмар, и только пьянь да боль...
 Порнуха всё, убийства, драки, рюмки...
 В кино и в сериалах, словно соль
На раны нам – бандитские задумки...

Теперь смотрю вот "Поле .."я "чудес"...
Такие "чудеса" для нас встречаются:
В подарках самым лучшим из чудес
Там водка от приезжих получается...


МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА
(после паузы, глубоко вздохнув, серьёзно)

Меня бросили маленькой,–
            отказались родители.
Почему я такая,
вы узнать не хотите ли?
( помолчала)
Свою мамку я видела
 в детском доме в окошечко.
Рисовала в альбоме ей
                на подарочек брошечку.
В каждой женщине видела я
                своё отражение,
Да у Бога просила я
 дать побольше терпения...

ТЁТКА ( прерывая её)
Вот смотрю на тебя: Бог тебе не помог...
Он даёт в этой жизни выбрать ту из дорог,
Чтоб спокойно войти, уважительно, в старость...
 А тебе. я смотрю, жизнь беспутной досталась?!

МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА
( не обращая внимания на слова тётки)

Что с рожденья досталось мне,
                То теперь и увидели ...
Повстречала я мамочку
              В городском вытрезвителе.
 И сама, в доску пьяная,
              на коленях я ползала...
И один задала вопрос:
          Кому жизнь её роздана7
Да, я девчонка-хулиганка...
ХУЛИГАНКА!...Но я –подранок!
Я – подранок!

ПОЖИЛОЙ ПАССАЖИР
Ничто не бывает случайным:
 ни любовь,
 ни печаль,
 ни разлуки...
Порой счастье, как птица, летает
И стремится попасть в наши руки.
Но никто никогда не ответит,
Чем кормить её, как удержать...

СТАРЫЙ ЕВРЕЙ ( поучительно)
Просто светлая добрая память
Её крылья должна охранять...
Чтобы к вам она вновь прилетела,
Принесла в клюве зёрна добра.
Надо ж вам их посеять умело
И собрать урожай в короба!

( немного помолчав, обращается к рассказчице)
Что ж всё молчит моя соседка?
Лишь бросит взгляд тревожный редко...
Мы здесь о чём-то рассуждаем,
А у других что   –  мы не знаем!

РАССКАЗЧИЦА ( к попутчикам)
Что говорить?...Одно и то же...
Что ближе к сердцу – то тревожит:
Семья, дела, заботы, дети...
Что нового на этом свете…

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
(неодобрительно, в сторону старика)
У всех похожие проблемы,
У каждого – больные темы...
Кого ждёт дом, кого – родня...

РАССКАЗЧИЦА ( прерывает его)
Я еду...но не ждут меня!
Там нет уже ни встреч... и ни прощанья.
Там был когда-то отчий дом,
Теперь вот пусто стало в нём!..

( встаёт, берёт свою сумку)
А вот и станция моя,
Что ж...До свидания!
( Уходит.)

Картина 8

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ( посматривая на соседей)
Ба!Что за лица!?
Будто всех побили!
Что, старики, так сразу приуныли?
Всё не по нраву?
 Миру – не конец!
Надежда есть???
( обращается к пожилому пассажиру, тот утвердительно кивает головой)

 О-КЕЙ!!!
Подвинься-ка, отец!
(Поворачивается к зрителям)
Судьба у вас– как тот же паровоз,
Пока угля хватало, он вперёд всех вёз.
Теперь вот паровоз на рельсах: старина!
Его – в тупик! Сейчас – другие времена!

ЗАНАВЕС

Рассказчица выходит на авансцену

РАССКАЗЧИЦА ( перед занавесом)
Я выхожу. Но мыслями в вагоне
Средь пассажиров, их проблем, тревог...
И нить судьбы знакомых мне героев
Опять встречаю в суете дорог.
Купив билет, как будто лотерею,
Садишься в поезд и чего-то ждёшь...
И неизбежно то, пред чем робея, ты всё же встретишь, или обретёшь...

Как часто люди, не имея воли
И места, часа...душу чтоб открыть,
Попутчикам рассказывают вволю
Всё обо всём, что надо было б скрыть.
Поговорить, искать себе совета
Иль восторгаться "мудростью" своей...
И на вопрос не получив ответа,
Искать поддержку у чужих людей.
(Уходит)

          К О Н Е Ц


Рецензии