Валя и валенки

       Зимой на севере темнеет рано. Небольшие оконца скупо пропускают свет в землянку. За столом сидит Валя Аношкина, серьезная кареглазая девчушка, во фланелевом платьице и теплой шерстяной кофте. Она готовит уроки на завтрашний день. Стопка учебников, несколько тетрадок. Учительница вчера попросила написать сочинение. Теперь Валя подбирает нужные слова и, опуская перо в чернильницу, аккуратно выводит их на страницу. Ей нравится учиться. Она с удовольствием бежит по утрам в школу вместе с другими ребятами. Начальная школа находится здесь же, в деревне. Еще здесь есть детский дом, где Валина мама работает уборщицей. Также она выходит на подработки, чтобы как-то прокормить семью.
       Недавно переехала семья спецпереселенцев Аношкиных в эту деревушку. Свободных домов не было, поэтому отец недалеко от деревни построил землянку, нижняя часть которой находилась в земле, а верхняя – над землей. Построил добротно, поставил даже два  застекленных оконца. Внутри дома стояли печь, стол, две большие деревянные кровати. Мама постаралась придать уют жилищу, настелила самотканых дорожек, на стену повесила пестренькие коврики. В доме было чисто и тепло.
       Валя отложила перо в сторону, помахала тетрадкой, чтобы чернила быстрее высохли.
       - Что-то мамы долго нет, - подумала она, опасливо покосившись на быстро темневшие  окна. Собрала школьные принадлежности в тряпичную сумку.
       Одна мысль не давала ей покоя. В какой обуви она пойдет завтра в школу? Один из валенок, в которых обычно Валя ходит, совсем прохудился, и отец отдал его на подшивку. Маму не хочется беспокоить, ей и так приходится тяжко. С раннего утра до позднего вечера на работе. Да и дома успевает переделать кучу дел.
       Хотелось есть. С грустью Валя вспомнила, что совсем недавно у них украли хлебные карточки. Так добрые люди в деревне поделились. Карточки, оказывается, украл мальчишка из детского дома. 
       Девочка слезла с табурета, подошла к двери, где обычно ставили обувь. Вот ее черный валенок. Подшитая подошва тонкая, но валенок еще годился на носку. Тут же стоят два старых валенка, но совсем маленького размера. Есть еще пара суконных мужских ботинок, один серый валенок почти такого же размера, что и Валин. Задумчиво повертев в руках его, посмотрела на подошву. Целый.
       Уроки не хотелось пропускать. Школьники постарше в любую погоду ходили на учебу в другое село за пять километров. Даже в сильные морозы они группами отправлялись в путь. Бывало, придут в такой мороз, а учебу, оказывается, отменили. Учителя напоят их горячим чаем. Отогревшись, ребята идут в обратный путь, наотрез отказавшись переночевать. Ведь дома будут переживать за них родные, думать, где они там, что с ними.
       За входной дверью послышался скрип снега и, внося за собой клубы пара, в землянку вошли мама, папа и старший брат, румяные от морозца.
       - Ну, как ты? В темноте сидишь? – спросила мать, снимая фуфайку и шаль. Она зажгла керосиновую лампу, подправила фитилек и комната, словно принарядившись, стала светлой и особенно уютной. Валя, обрадованная приходу родных, начала помогать маме готовить ужин. Отец занес дрова и растопил печь. Весело потрескивая, огонь лизал березовые поленья.
       От еды Валюшу разморило, она прикорнула на кровати. Еще не совсем заснув, девочка слышала, как родители разговаривали.
       - Валенки-то Ленька не подшил?- спросила мама.
       - Завтра обещал к обеду занести, – ответил отец, пошевеливая дрова в печке. 
       - Надо Вальке новые валенки покупать. А завтра пусть в школу не идет.
       - Купим, - устало отозвался отец.
       Дальше разговор перешел на деревенские новости.
       Утром, наскоро хлебнув чайку, Валя накинула платок и выскочила за дверь. Она посмотрела в сторону школы, чтобы убедиться, реет ли над крышей красный флаг. Если флаг виднелся над зданием, значит, - пора идти в школу. Эту хитроумную штуку придумал кто-то из учителей, потому как дети часто опаздывали на занятия или приходили раньше времени. Ведь часов во многих семьях не было и, когда идти в школу, они просто не знали.
       Флаг был уже поднят. Пора выходить! Валя забежала домой. Брат уже ушел в школу, ему в большой поселок за пять километров надо было идти. Родители отправились на работу. Тут Валя заметалась по комнате. Валенок – то нет! Быстро обула ту пару валенок, которая была мала. Не лезут на ногу! Что делать? А на уроки страсть как хочется идти. Учительница Анна Ивановна будет рассказывать что-нибудь интересное. Валин одинокий валенок черного цвета сиротливо сушился возле печки. Валя обула его. Внутри тепло. Глаза девочки остановились на том сером валенке, что стоял у двери среди другой обуви. Она подошла к нему, натянула на вторую ногу. Посмотрела на ноги. Валенки одинакового размера, но разные по цвету. Раздумывать было некогда.
       - Пойду так! - решилась девочка. Она надела на голову теплый клетчатый платок, повязав под подбородком. Застегнула пальтишко на все пуговицы. Схватив свою сумку, поспешила в школу.
       Ребята со всех концов деревни уже шли в школу. Валя увидела подружек, но догонять не стала. Ей было неудобно, засмеют девчонки, когда увидят ее разноцветную обувку. Больше всего она боялась, что мальчишки будут надсмехаться над ней. Особенно Ванька,  хулиганистый мальчишка, не упустит возможности отпустить злую шутку. Щеки Вали стали пунцовыми. Она медленно шла в сторону школы.
       - Лучше подождать на улице, – подумала Валя, - как только все будут заходить в класс, так и я зайду. Сяду тихонько за парту, и никто не заметит.
       Девочка остановилась недалеко от школы. Снег поскрипывал под ее валенками. Было холодно. Валя потуже затянула концы платка под подбородком. Увидев приближавшихся ребят, Валя предусмотрительно отходила за угол школы, чтобы схорониться.
       Вот прозвенел колокольчик, зазывавший школьников в классы. Девочка подождала, когда он отзвенит, быстро пошла по коридору в классную комнату, опустив вниз глаза. Она подумала, что зря пошла в школу, сидела бы лучше дома, но отступать уже поздно. Вот она у дверей класса. Быстро открыла дверь и зашла. Ученики сидели за партами. Анна Ивановна посмотрела на смущенную Валю и сказала:
       - Аношкина, опоздала! Садись!
       Валя была готова провалиться от стыда сквозь землю и, глядя на носки своих разных валенок, поплелась к своему месту, ожидая смешки одноклассников. В классе стояла абсолютная тишина. Но, к удивлению девочки, никто не засмеялся. Мальчишки тоже молчали. Даже Ванька не посмотрел в ее сторону. Все смотрели на учительницу, которая продолжала урок. Прерывисто и облегченно вздохнув, Валя стала слушать Анну Ивановну. В конце урока учительница поставила Вале «отлично» и похвалила за сочинение.
       А на переменке, уже позабывшая про свои валенки и смущение, Валя носилась по коридору школы вместе с другими ребятами и даже стукнула Ваньку книгой по спине за то, что он обидел маленькую девочку, дернув за косичку.
       Уже вечерело, когда Валя возвращалась с девчонками домой, весело смеясь. Она пообещала подружкам, что придет попозже на горку, чтобы покататься со всеми на ледышках. Такие куски льда дети специально замораживали, обливая несколько раз водой, они отменно катились вниз с горы.
       Сумерки ложились на деревню, и длинная тень церквушки растянулась по снегу. На снегу оставалась ровная цепочка следов от Валиных валенок, ничем не отличавшаяся от других следов.


Рецензии
Лана, здравствуйте! Прочитала Ваши рассказы. Замечательно добрые, интересные истории. Трудная жизнь у Вали, но как же ей повезло со школой, с учительницей, с детьми. Вы хорошо пишете, пишите больше. С теплом.

Галина Степанова   07.04.2016 10:50     Заявить о нарушении
Большое спасибо за ваш отзыв! Мне очень приятно, что вам понравилось, что мои рассказы нашли отклик в вашем сердце. Удачи вам!

Ануфриева Светлана   24.01.2019 19:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.