Такая вот жизнь. гл. 7

               
   В конце августа Надю попросили перейти работать в другую школу, где-то за двенадцать километров от дома. Обещали дать жильё. Посоветовавшись с родными, решили переезжать. Дом был ещё не достроен, и его  продали.

     Изба, куда поселили молодую учительницу с семьёй, была очень старая. Солома на крыше в некоторых местах совсем сгнила, и, если шёл дождь, в комнату текло. В окнах – осколки стёкол. В самой избе большая русская печь топилась нормально. Из мебели стоял деревянный стол да по бокам лавки. Надвигалась осень, и надо было срочно что-то делать.

 Григорий, ругаясь на бывших нерадивых хозяев, начал чинить дом, а Надя стала искать няню для ребёнка. Понянчить девочку, пока мать учит детей, согласилась за определённую плату молодая женщина из соседней деревни.

   Григория взяли в кузню вторым кузнецом. Ближайшие магазины были в двадцати километрах от деревни. Колхозники выезжали туда раз в месяц, собирая заказы со всех домов. В основном выручало своё хозяйство: почти у каждого была корова, овцы, поросёнок. Сеяли у себя на огороде полосу ржи, потом её обмолачивали, а зёрна жерновами мололи на муку.

   У Нади с Григорием ничего этого не было. В колхозе платили очень мало, жили на небольшую учительскую зарплату да на то, что люди продадут или так дадут в знак уважения.
   Через два года дела у колхозников стали ещё хуже. Раньше вместо денег колхоз частенько за работу выдавал плату  зерном, то теперь этого не стали делать. Во многих домах хлеб было не из чего печь.

   Собравшись вместе, мужики договорились ночью сходить на колхозное поле за колосками. Несколько раз им это удавалось, но однажды участковый милиционер их застукал. Всем неминуемо  грозила тюрьма или высылка в Сибирь.

   Тогда мужики решили подпоить милиционера, и, когда тот напился и уснул прямо на улице, выкрали у него пистолет. На другой день участковый обнаружил пропажу табельного оружия. Где потерял его, он не помнил.

   Мужики вызвались помочь, но с условием, что дело о воровстве колосков  и потере пистолета не дойдёт до центра. Как договорились, так и сделали, никто никого не выдал.

   Через два года Надя и Гриша купили козу, появилось своё молоко.
Неожиданно няня вышла замуж и уехала. С трудом нашли пожилую женщину, которая согласилась за плату посидеть полдня с девочкой. Малышка Рита уже говорила и хорошо ходила. Надя оставляла еду для няни и ребёнка и уходила в школу.

   Через несколько месяцев Надя заметила, что дочка ослабла, почти перестала ходить, ножки почему-то стали опухать. Вернувшись однажды пораньше домой, она увидела, как няня ела то, что было приготовлено для ребёнка. Рита сидела на печке и  слабым голосом звала мать и просила кушать.
  Надя застыла на месте от происходящего.В голове не укладывалось, что вот так можно всё съесть, а ребёнка оставить голодным. Ей и раньше советовали сменить няню, намекая на то, что она не чиста на руку.

   Своей бедой Надежда поделилась с бабой Таней, к которой они ходили в баню. Та пожалела молодую учительницу:
- Васильевна, ты не кручинься так-то. Ноги мои больные, но если ты сама будешь Риту приносить, я посижу с ней, пока ты учишь. Не переживай, и накормлю, и спать уложу.
   Надя расплакалась. Выход был найден.
   Прошёл ещё один год, и у Нади с Григорием родился сын.


Рецензии