С новым!.. Чем?

Задам несколько, быть может, неожиданный вопрос: что весь наш советский… пардон, российский народ отмечает в ночь с 31-го декабря на 1-ое января? (Не совсем, видимо, весь – но, надо полагать, большинство.)
«Официальный» (с 1700-го года) ответ мне, разумеется, известен: наступление нового - согласно принятому в России 7208-го лета от сотворения Мира, при императоре Петре Алексеевиче Романове, юлианскому календарю, каковой в 1918-ом году был «модернизирован» до григорианского (после 31 января «наступило сразу» 14 февраля) – 2016-го года. Но мне интересна действительная привязка праздника к какому бы то ни было действительному же событию.
Сей предмет обсуждён многократно, поэтому воспроизведу лишь общие места в качестве напоминания всем мыслящим и иллюстрации того, как успешно и довольно-таки быстро производимы существенные модификации традиций.

Многие к современной датировке добавляют «от Рождества Христова» - и также празднуют оное. Причём, у христиан даже здесь согласья нет – скажем, католики празднуют Рождество, т.е., день рождения Праведника из Назарета, 25 декабря - в соответствии с двухнедельным сдвигом, произошедшим со сменой календарей. Русская же Православная и ряд других церквей сей сдвиг не учитывают и продолжают «отмечать по новому стилю», 7 января.
В связи с чем, отдельные оригиналы измышляют даже «версии» о праздновании нового года «ровно посредине», дабы никому не обидно было.

Придумать, разумеется, можно всё, что угодно. Мне же интересна, повторю, действительная дата, соответствующая действительному событию. И ни день, ни год (разные источники называют диапазон от 12-го до нашей эры до 7-го нашей эры… порой применяется – а ранее, до возврата к христианству, как официальной идеологии… буду называть вещи своими именами… применялась повсеместно – и такая формулировка) рождения сего Праведника, увы, таковыми не являются.
Впрочем, если продолжать исходить из христианской католической традиции, то именно первого января отмечаемо «Обрезание Господне», т.е., подвержение новорожденного младенца Иешуа иудейскому ритуалу обрезания крайней плоти. Весьма занятная основа для организации столь любимого и широко отмечаемого нашим народом в последние три (если обобщить-округлить) столетия праздника, не правда ли?! Не знаю, с чем бы и сравнить таковую, дабы не обидеть невзначай надёжно … «воцерковленных» сограждан-христиан.

Надобно напомнить ещё, что таковая «поплывшая» - от 25 декабря до 7 января – дата дня рождения Праведника изначально, вполне возможно, являлась традиционной для христианства заменой/подменой прежних языческих/ведических праздников, а такоже и священных мест, святилищ – на месте коих строили часовни и храмы. (Здесь по аналогии часто вспоминают кукушонка, какового мама-кукушка подбрасывает в чужие гнёзда и каковой выбрасывает оттуда других – своих для родителей - птенцов.)
В частности, сообщают о введении в 274 году 25 декабря римским императором Аврелианом празднования дня рождения Солнца, в целях сплочения подданных вокруг соответствующего культа – культа Непобедимого Солнца. Каковой день, по здравом размышлении, обязательно должен совпадать с днём зимнего солнцестояния в северном полушарии.
Найти соответствующие подтверждающие вычисления или произвести оные самостоятельно предоставлю желающим, ограничившись напоминанием - цитирую по :

…в 46 году до н. э. Цезарь объявил о реформе римского календаря. Вместо прежнего лунного был введён солнечный календарь, разработанный александрийским учёным Созигеном и состоявший из 365 дней с одним добавочным днём каждые четыре года.

И - www.gruzdoff.ru/wiki/Зимнее_солнцестояние :

В 45 году до н. э. Юлий Цезарь в своём юлианском календаре установил для Европы 25 декабря как дату зимнего солнцестояния (лат. Bruma).

(Да, раз уж речь зашла о древних римлянах, надобно напомнить: декабрь – по названию десятый… «дека» – десять, десятый… [а октябрь - восьмой] месяц в году и среди прочих, числом в двенадцать, месяцев – отнюдь не последний; последним оказывается последний зимний месяц, февраль, а первым, соответственно, первый весенний месяц, март. Что вполне совпадает с весенним вариантом языческого летосчисления – см. далее.)

В ушедшем же, 2015-ом году, зимнее солнцестояние произошло 22 декабря в 08:48 по московскому времени. А вот в ночь с 31-го декабря на 1 января не произошло ровно ничего, если не считать предположительного свершения иудейского ритуала над одним из самых известных в истории человеческих сообществ людей где-то около двух тысяч лет тому назад примерно в эти дни.
Тем не менее, традиция укоренена глубоко, и задумывающихся о том, а что же мы, собственно, празднуем? – немного. Традиция, получается, вполне библейская – несмотря на все произошедшие за сотни лет – а особенно, в ХХ веке - пертрубации. Традиция, продолжающая – как и все авраамические религии – отрывать человека от матери-природы, от природных циклов, задающих циклы человеческого организма и человеческих сообществ.
В самом деле, в отличие от неё, языческие праздники Новолетия (на Руси понятие «лето» значило весь нынешний «годовой» цикл, состоявший из трёх времён: весны, осени и зимы) –
и весенние, в нынешнем марте, около дня весеннего равноденствия, когда можно неким образом отметить победу весны над зимой и когда начинается астрономическая весна…
и осенние, в нынешнем сентябре, на день осеннего равноденствия, когда закончена страда, убран урожай, сделаны запасы, можно играть свадьбы, а впереди – зимовка…
явно знаменуют концы-начала как природных (а к таковым можно отнести и солнцестояния), так и вполне логично сопряжённых с ними социальных циклов.

Другая, осуществляемая буквально на глазах, серьёзнейшая подмена ради разрыва – наш нынешний, горячо любимый детьми и взрослыми, сказочный персонаж Дед Мороз.
Суровая природная стихия, разумеется, издревле имела какой-то образ, облик у наших дедичей. И мороз представляли в виде старика с длинной седой бородой – нрава весьма строгого, но при правильном поведении щедро одаривавшего попадавших в его царство людей. Действительно, зиму с самыми лютыми морозами можно вполне успешно пережить, а можно и хозяйство погубить, и самому поморозиться, а то и насмерть замёрзнуть.
Вот, хотя и сказочное, но вполне адекватное описание из авторской сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (1840 г., цитирую по www.deti-online.com/skazki/skazki-odoevskogo/moroz-ivanovich ):

…А теперь,- прибавил Мороз Иванович,- мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри, взбей хорошенько перину.
Рукодельница послушалась. Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего.
Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего - работают бедные люди.
- Ничего, - сказал Мороз Иванович, - только снегом пальцы потри, так и отойдут, не ознобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки. Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зелёная травка. Рукодельнице стало жаль бедной травки.
- Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?
- Не выпускаю потому, что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Осенью крестьяне её посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы её захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежной периной, да ещё сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло; а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечёшь.

- А зачем ты, Мороз Иванович,- спросила Рукодельница,- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?
- А я затем в окошки стучусь,- отвечал Мороз Иванович,- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить - истопят, а трубу закрыть - не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтоб никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали. Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке да и лёг почивать на свою снежную постель.

Сие – действительный Русский Дед Мороз. С каковым в согласии мы, кстати, и два страшнейших нашествия иноземных – во главе с французами и во главе с немцами – одолели. Не зря оные даже звание ему присвоили – «генерал Мороз»!.. хотя морозил-то он всех одинаково - да вели-то себя попавшие в его царство по-разному.
А вот некий исходно добренький Дед Мороз, предназначенный дарить подарки – уже ближе образу библейского Санта-Клауса, каковой исходным действительным персонажем имеет святого Николая Чудотворца, Николая Мирликийского, малоазийского епископа III века, прославившегося благотворительностью. Против каковой, замечу, такоже нет возражений. Но разница-таки в деятельности сих персонажей есть и огромная.

Вообще, конечно, нельзя однозначно упрекать христианство – по крайней мере, в данном конкретном случае - в замаскированном насаждении этакого культа смерти (мор да мороз – родные братья) вместо культа жизни. Преображение несущего при «неумелом обращении» холод, голод и смерть в несущее радость и дары можно трактовать и как преодоление жизнью смерти – вполне согласно каноническому «смертью смерть поправ»  (подразумевающему воскресение и жизнь вечную). Оттого и укоренился в нашем Народе сей образ – укоренился, впрочем, вкупе с другой, также не столь давней, традицией. Явно - традицией жертвоприношения и жертвоприношения, в отличие от прежних, языческих, бессмысленного (ни для пропитания, ни для обогрева, ни ради постройки жилищ) – такого же, как и новогодняя дата (ну вот не стыкуются никак пожелания счастья и благополучия с обрезанием крайней плоти даже у самого распрекрасного на Земле младенца).
Речь – о заведённом обычае рубить ёлки ради украшения оными новогодних праздников. Подрастающим городским детям, и без того уже изрядно оторванным от природы, изолированным от неё техносферой, делается настоящая прививка потребительского к ней и окружающему миру в целом отношения: погубить живое существо (да ещё как можно более здоровое и красивое) ради собственной мимолетной (на пару недель, тогда как – цитирую Википедию - самое старое известное дерево [речь – о елях] имело возраст 468 лет. Однако, возраст более 300 лет очень редок, а в полосе хвойно-широколиственных лесов снижается до 120—150 (180) лет. Указанные выше годы относятся к отдельным стволам, однако ель имеет свойство давать новые побеги-клоны из корней отмерших стволов. Возраст самой старой известной ели с учётом клонов достигает 9550 лет) прихоти.


Рецензии