Рассказ. Однажды в электричке

               

             У меня выдались несколько свободных дней, и я решил провести их на даче.  На днях была сдана в печать очередная работа и более подходящего места для отдыха я себе представить не мог. Купив билет в кассе железнодорожного вокзала до переезда, где в трёх километрах находился дачный посёлок, я стоял у платформы в ожидании электрички. Многие пассажиры, повернувшись лицом в ту сторону, откуда должна прийти электричка, молча ожидали её. Другие переговаривались между собой о чем-то незначительном со своими попутчиками. Она подошла, как всегда, с опозданием. Толпа пассажиров сплошным потоком качнулась в сторону электрички и
, разделяясь на множество ручейков, как бы исчезала в чреве вагонов. Там ручейки растекались в разные стороны и замирали. Пассажиры занимали свободные места. Я сел на свободное место у окна. Напротив меня сидела женщина в годах, опрятно одета в строгую одежду, с небрежно накинутым на плечи платком, что не вязалось с её внешним видом и стилем в одежде. Устроившись удобнее на сиденье, я стал смотреть в окно. Но что-то отвлекло меня от окна, и я стал наблюдать за женщиной, сидящей передо мной. В руках она держала тетрадь и читала. Интересно, что же такое было написано там. Отчего мимика лица менялась почти ежесекундно. Я стал внимательнее присматриваться к ней.
                Это было спокойное, умиротворённое лицо, но не прирождённое, а в процессе длительной, жизненной тренировки. Порой вспышки перемен мелькали на её лице по мере чтения рукописного текста. Вдруг лицо приобрело пренебрежительное выражение, но усилием воли оно стало спокойным, с лёгким налётом усталости. Она закрыла глаза и откинулась на спинку сиденья. Мне показалось, что сидящая передом мной ничего и никого не замечала вокруг себя, погрузившись в только ей ведомые мысли. К моему удивлению, я увидел не закрытую тетрадь. Меня это поразило. Если мне, что-то надоедает читать, а тем более приводит в раздражение то, что там написано или как написано, я с шумом закрываю книгу и откладываю её в сторону и, как правило, на долго или вообще не притрагиваюсь к ней больше. А тут я видел явное раздражение написанным текстом и нежелание читать дальше. Но что-то заставляло её не прекратить это занятие. Я решил разобраться, почему и ради чего? И я стал размышлять, почему?
                Ну, во-первых, кто эта женщина по профессии, стал прокручивать в голове, кого мог заинтересовать текст и, не найдя ответ на заданный самому себе вопрос, объяснив это тем, что любопытных прочесть оставленную кем-то тетрадь, полным-полно, невзирая на их профессию. Но ват так, чтобы читать дальше, то, что тебя раздражает, могут только учителя, и не просто учитель, а словесник, учитель русского языка и литературы. И тут я понял. Она читала что-то интересное, близкое её мировоззрению, и в этот момент на лице отразилось умиротворение, но её, как педагога - словесника, раздражали многочисленные ошибки, и не просто ошибки, а элементарное незнание грамматики, что отражалось на её лице раздражением и усталостью, и всё-таки долг педагога (возможно, в прошлом) заставил вернуться к тетради и продолжить чтение.
                Она всё глубже и глубже погружалось в чтение написанного. Мимика лица вновь отражало то, что она читала, и это усиливалось до того, как она, возможно, увлеклась на столько чтением, что ни одна мышца не дрогнула на её лице, продолжая с большей инициативой перелистывать лист за листом. Лицо её на какое-то время замерло в одном состоянии ожидания, «а что там?». Я наблюдал за ней, не отводя взгляд. По началу не обратил внимания на её перебирающие пальцы. Левой рукой она теребила кисти платка, который спадал с плеч. Женщина перебирала их с каким-то остервенением, но мимика лица не менялась, даже на мгновение не выдавая волнение её рук. Я попробовал своим взглядом охватить её лицо и кисти руки, но у меня это не получалось, если, сосредоточив взгляд на лице, не видел, что творится с руками. Постепенно я определился, если лицо было спокойным, переводил взгляд на руки женщины. И тут я обратил внимание на её ухоженные ногти, на некоторых из них был нанесён весьма оригинальный узор. Меня словно осенило, я понял, почему был накинут платок на плечи с такой, казалось бы, небрежностью. Она бывший педагог! Привычка носить строгую одежду никак не могла уступить требованию нынешнему времени, сменить одежду, в связи с её новым статусом, и чтобы не быть белой вороной в офисе среди новых коллег, она пошла на риск, изменила своим старыми привычками. Стала делать современный маникюр и научилась носить косынки, тем самым скрывая свой строгий стиль учителя.
                Пока я наслаждался тем, что понял её новый образ жизни, не заметил, как она достала из сумочки ручку и, углубившись в прошлый образ, стержень её прежней работы взял своё. Она не могла допустить, чтобы прочитанное ею осталось в прежнем состоянии, стала с упоением исправлять ошибки в прочитанном тексте. Электричка приближалась к моему полустанку, и я решил потешить своё самолюбие и проверить, прав ли был я в своём наблюдении и сделанном из этого вывод. Устремив свой взгляд на кончики губ, я спросил:
- Простите, Вы случайно не бывший сельский учитель словесности? Она вздрогнула и, резко подняв голову, посмотрела на меня, губы её взметнулись, выражая одновременно испуг, как будто ей застали за чем–то непристойным, и удивление, мол, вам-то откуда это известно, что современная обстановка в школе вынудила меня покинуть любимую работу, ради чего я покинула большой город и переехала в село, чтобы обучать сельских детей великому языку Пушкина, Толстого, Есенина. Затем её губы вытянулись почти в прямую линию. И она, словно чеканя каждый звук, произнесла:
- Бывших учителей не бывает,- и уже более миролюбиво, глядя куда-то в даль поверх моей головы, словно заглядывая в своё прошлое, добавила:
- Если педагогика - их смысл жизни.
- Спасибо за Ваш честный и достойный ответ.
- Простите, а я Вас где-то видела?!
- Мир тесен… и до свидания, вот и моя стоянка. И уже на выходе из вагона я повернулся и увидел, что она провожает меня взглядом: «удачи Вам» — и вышел на платформу.
                Г. Нефтекамск 07.01.2016г.


Рецензии
Мне всё понравилось а этом произведении, особенно тот момент, что рассказчик сел на свободное место. Вот ежели бы он сел, допустим, на занятое, то история развивалась бы совсем в ином направлени и, воможно, закончилась бы мордобоем. Не то чтобы я был большой сторонник мордобоя, но это могло бы слегка оживить сонную атмосферу вагона электрички... Возможно, не обошлось бы без разбирательства в полиции... Жаль, право жаль, что пришлось читать подобную фигню. Но фигню качественную и почти грамотную. Вот такую фигню надо всем писать.

Александр Тарновский 2   25.12.2022 10:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.