История 8

История моей История VIII.

Заметки на полях романа "Остров".

Ну что же опять о том, как пишется история. Даже в наше время, когда, кажется, достаточно войти в интернет, и тебе  станет до мелочей известна жизнь человека оставившего в ХХ веке не малый след на этой земле,  ты вдруг обнаруживаешь, что история чудовищно однобока, даже тогда, когда этого человека знают во всем мире. Как большинство, считающих себя образованными, людей я наивно полагала, что знаю о нем в основном все, по крайней мере, из того, что можно было найти в книгах. Однако я ошибалась, и в очередной раз то, как пишется наша история, показал мне мой друг.

Человека, о котором я хочу вам рассказать звали Константин Сергеевич Алексеев. Я уверена, что для большинства  моих читателей эта фамилия мало о чем говорит, но специалисты возмутятся, что нового я могу рассказать о таком известном человеке!? Господа специалисты почитайте то, о чем я написала. Ведь в своих работах об этом человеке вы только вскользь говорите об этой стороне его жизни, или совсем забываете о ней. А ведь большой вопрос, что было для него важнее, по крайней мере, до того, когда вселенская катастрофа перевернула жизнь десятков миллионов людей. Если бы не знания моего друга, и моя довольно кропотливая работа по поискам материалов я мало бы что могла добавить к тому, что вы о нем писали.

Итак, отпрыск известнейшей московской купеческой семьи, блестящий инженер, один из основателей русской электротехнической промышленности. Еще раз подчеркиваю, не просто предприниматель, увидевший перспективы развития электротехники в двадцатом веке, а именно инженер, давший в начале века серьезный толчок развитию кабельной промышленности в России. Ну, а начиналось все в Москве на одном из двух десятков доходных предприятий, куда в 1882 году пришел работать девятнадцатилетний юноша.

В конце XIX века его семья владела одной из золотоканительных фабрик. Произведенные на ней тонкие золотые и серебряные нити использовались при производстве предметов роскоши, в облачении священнослужителей и царедворцев, в театрах, ювелирном деле и многом другом. Спрос на нити был устойчивым всегда, но это производство в России было одним из самых технически отсталых. Такая же продукция из Европы превосходила российскую по качеству, а стоила дешевле, и значит, теснила ее на рынке.

Господа специалисты обратите внимание, молодому человеку надоела гимназия с ее гуманитарным образованием, он больше интересовался техникой и производством, да и судьба дела его предков ему была не безразлична. Он вникал во все тонкости этого дела рядом с управляющими. Не гнушался встать на место рабочего, узнать мнение мастеров, идя по всей технологической цепочке производства и уже через несколько лет, он с полным правом стал руководителем этого производства.

Молодой директор фирмы хорошо понимал, что их дело может остаться рентабельным, только при полной его модернизации и начал готовить план ее проведения. Нужно было изучать передовой опыт и в начале 1892 года он едет в Европу. Германия – знаменитые фабрики Шварца и Венинга. Во Франции Лион с его крупнейшими в мире золотоканительными фабриками и Париж, везде он осматривает самые современные производства, однако ему позволяют только поверхностно знакомиться с предприятиями, делится секретами технологий, с иностранцем никто не собирается, и ему приходится заниматься тем, что сейчас назвали бы промышленным шпионажем.

Личный опыт и деньги, а точнее продажные мастера, позволили досконально изучить самые передовые технологии. Хотя основную причину отсталости российского золотоканительного производства он знал и до этой поездки. В России золотую или серебряную нити тянули через стальные или чугунные фильеры. Труд был долгий и не эффективный, недаром в русском языке бытует пословица «тянуть канитель», в Европе это  делали во много раз быстрее. Главным секретом было применение в золотоканительном производстве алмазных фильер.

В Москву Алексеев вернулся в мае 1892 года, а в конце 1893 года у него уже готов план создания крупнейшего в мире золотоканительного производства. Он предлагает объединить предприятия родственников, строить новые корпуса, модернизировать старые, закупить волочильные машины с алмазными фильерами, и освоить производство по гальваническому золочению проволоки. В результате применения новых машин производительность труда предполагалось увеличить в 10 раз.

Родственники и друзья проект оценили, и закипела работа.

Параллельно Константин Алексеев занялся решением еще одной проблемы. Станки с алмазными фильерами можно было закупить за границей, но в России алмазные фильеры не производились. Монополистами здесь были Франция и Италия. Фильеры все-таки изнашивались, и приходилось идти к ним на поклон. Более того изношенные фильеры приходилось отправлять на заграничные фильерные фабрики для исправления, что тоже обходилось не дешево.

Алексеев с этим мирится не собирался и создал собственное алмазное производство. Это потребовало немалых затрат и нескольких лет напряженного труда. Алмазный цех вошел в строй сравнительно быстро - в 1894 году. Однако до производства собственных алмазных фильер было еще далеко. На первых порах пришлось ограничиться подшлифовкой сносившихся алмазов. Но и это было большим достижением - отпала необходимость отправлять волоки для ремонта за рубеж.

Алмазные технологии в цеху совершенствовались, в 1899 году на фабрику приняли двух французских специалистов, а алмазное производство перевели в более просторное помещение. Вскоре его укомплектовали швейцарскими машинами, а также машинами, изготовленными своими умельцами. Вот так в России появился первый цех по сверлению алмазов. Вскоре цех смог полностью удовлетворять потребности своей фабрики, а главное кое в чем обогнать иностранных конкурентов.

Благодаря собственным алмазным волокам диаметр золотых и серебряных нитей удалось сделать в 2-3 раза тоньше, чем раньше. Удалось и второе большое дело. Впервые в России на фабрике было налажено гальваническое покрытие медной проволоки благородными металлами и производство ее стало не менее важным, чем из драгоценных металлов.  На мировом рынке золотоканительная продукция из России теперь котировалась выше, чем французская, немецкая и итальянская. Ее охотно покупали в Индии, Турции, Китае, США и других странах.

Сенсацией Всемирной промышленной выставки 1900 года в Париже стало присуждение золотой медали "Гран-при" российскому товариществу "В. Алексеев, П. Вишняков и А. Шамшин". Высшей награды оно было удостоено за новый вид золотошвейных нитей. Своей тонкостью и мягкостью эти нити превзошли лучшие мировые образцы. Председатель правления товарищества К. С. Алексеев, инженер Т. М. Алексеенко-Сербин и еще несколько работников золотоканительной фабрики получили медали и дипломы выставки.

Ну, если об этой стороне деятельности моего героя, при желании, кое что еще можно найти, то о главном деле его жизни говорить не принято, а ведь Константин Сергеевич Алексеев был одним из создателей самого передового по тем временам кабельного производства в мире. В начале двадцатого века бурно развивалась электротехника, и главным в ней был электрический кабель, а кто лучше Константина Алексеева знал, как организовать его производство. На его заводах уже давно освоили технологию изготовления самой тонкой в мире медной проволоки, ну а проволока любых других размеров была лишь промежуточным этапом ее создания. Но главное он понял грандиозные перспективы развития своего дела в этом направлении.

По его инициативе в 1905 году фабрика начала производство электротехнической проволоки. А с 1909 года почти полностью перешла на выпуск кабелей и проводов. Он организовал самое передовое по тем временам в мире производство электротехнического кабеля. Скорости, с которыми тянули медную проволоку на его производствах, в мире достигнут только, когда украдут его патенты. Например, в советское время с помощью специалистов фабрики Алексеева было налажено изготовление вольфрамовых нитей для отечественных электрических лампочек.

Между прочим, господа жизнеописатели моего героя, в это время, он безжалостно ликвидировал рабочий театр,  занимавший значительную часть цехов его фабрики, и отдал их под производства. Дело жизни было важнее театральных забав.

Если бы не катастрофа семнадцатого года, мы бы теперь знали электротехническую империю Алексеевых, может быть также знаменитую по всему миру, как Дженерал Электрик или Сименс. И историки  бы вскользь упоминали, что ее основатель в свободное время уделял внимание драматическому театру и даже   написал книги на эту тему.

К счастью современных историков случилась революция. Промышленник лишился фабрик, да и афишировать свое имя стало не безопасно. Кстати и большевицкие деятели больше слыхали о театральном режиссере Станиславском. Вот так и получилось, что о режиссере знают все, а о выдающемся промышленнике и инженере  почти никто. Вот так господа пишется даже недавняя история.

Я вижу, как прочитав эти строки возмутятся мои оппоненты, но все же кем был К.С.Алексеев. Судя по тому, что вы пишете, молодой Костя Алексеев был прекрасным актером. Молодой, богатый человек, увлеченный своим делом, мог позволить себе в свободное время такое «хобби».  Более того, театр занимал в его жизни большое место. Возвращаясь из Парижа в 1892 году, с ценнейшими промышленными секретами он, не заходя домой, уезжает с друзьями в другой город на гастроли, только потому, что надо было заменить заболевшего друга. Однако как только театр начинает мешать семейному делу, он уходит на второй план, также как и рабочий театр на его фабрике. Дело для него важнее праздного развлечения. Если бы не было революции, вы сейчас писали бы о чудаке миллиардере на склоне лет взявшемся поучать профессионалов. Да и знаменитый МХТ носил бы имя своего владельца.

Это, между прочим, хорошо объясняет и противоречия между друзьями-соратниками по театральному делу после революции. До этой катастрофы в их отношениях все было понятно. Богатый промышленник использовал свои деньги и связи для поддержания их совместного театрального проекта, а в качестве отдыха работал над новыми постановками. Его же друг Владимир Немирович-Данченко крупнейший театральный деятель того времени отдавал театру всего себя.

После революции инженер К.Алексеев, лишившись своих заводов, еще надеялся, что его знания и опыт понадобятся России, но конец девятнадцатого года, когда деникинцы рвались к Москве, развеял эти надежды. Купца Алексеева взяли в качестве заложника вместе с сотнями других представителей московской элиты. Все могло кончиться очень плохо, если бы не его театральная слава, и заступничество кое-кого из большевицкой  верхушки. Из застенков ЧК вышел уже режиссер Станиславский, у которого навсегда отбили охоту вспоминать об инженере Алексееве, но талант организатора был не лишним и в театре.

Немирович-Данченко быстро обнаружил, что в театре, которому он отдал многие годы жизни, появился новый хозяин. Человек, которому он помог в трудную минуту, начал его теснить там, где он считал себя полным владыкой.  «Любитель» заставлял профессионала уходить на вторые роли, а когда финансовые трудности почти задушили театр, Станиславский организовал триумфальные гастроли МХТ в Америке, спас театр, а режиссеру Немировичу-Данченко пришлось на долгие годы смириться с ролью директора театра.


Рецензии
Спасибо за статью о человеке, который, невзирая на жизненные перепетии, сумел сохранить в себе огонёк творческого человека Новатора! Когда-то постигал азы в театральном училище по его системе. Системе Алексеева! Станиславского.

С уважением к автору.

Анатолий Святов   04.05.2017 13:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.