Живучий моллюск

Если верить «кухонным историкам», то «Первая в мире подводная лодка была построена в России ещё при Петре I. В 1718 году крестьянин из подмосковного села Покровское Ефим Прокопьевич Никонов, работавший плотником на казенной верфи, в челобитной Петру I писал, что берется сделать судно, которое может идти в воде "потаенно" и подходить к вражеским кораблям "под самое дно", а также "из снаряду разбивать корабли". Петр I оценил предложение и приказал, "таясь от чужого глазу", приступить к работе, а Адмиралтейств-коллегий произвести Никонова в "мастера потаенных судов". Вначале была построена модель, которая успешно держалась на плаву, погружалась и двигалась под водой. В августе 1720 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая в мире подводная лодка.»
Если говорить о первой подводной лодке В России, то это верно. Если же говорить о первой подводной лодке в мире, то рекомендую прочесть               
   Живучий моллюск
В тропических морях существовал и существует моллюск, живущий в спирально закрученной раковине и умеющий погружаться и всплывать, меняя объём внутренних камер своего жилища. Раскрыв свою кожистую мантию, он может довольно быстро двигаться по ветру. Моллюск этот носит название «кораблик», или, по латыни, «Наутилус».
Идея создать «кораблик» с возможностями моллюска витала давно. В запылённых отчётах английского Королевского общества находится сообщение о том, что в 1620 году работавший в Англии голландский учёный Корнелиус ван Дреббель построил для короля Якова настоящую подводную лодку. Это была длинная бочка, обтянутая кожей и снабжённая кожанными мехами. Для погружения в мехи пускали воду, и лодка уходила вниз. Чтобы всплыть, достаточно было выкачать воду из мехов. Пятнадцать человек команды приводили её в движение обыкновенными вёслами. Первое подводное судно могло опускаться  на глубину в четыре – пять метров и довольно долго оставаться под водой. Король Яша не сдрейфил и однажды отважился совершить с ван Дреббелем путешествие под водами Темзы.
После работ ван Дреббеля англичане и голландцы создали много неудачных проектов и моделей. Первой жертвой подводного плавания стал англичанин Дей, погибший при испытании своего тридцатитонного  «кораблика».
Прошло полтора столетия. И американский инженер Башнелл создал свой корабль, названный «Черепаха». Это была первой в мире металлическая подводнойя лодка и предназначалась для войны. Её корпус, похожий на огромное яйцо, состоял из двух железных половинок, свинченных болтами. Этот «молюск» двигался уже не при помощи вёсел или колёс, а гребного винта. Экипаж «Черепахи» состоял из командира, минёра и матросов в исполнении лишь одного человека – сержанта Эзра Ли, который в тёмную февральскую ночь 1777 года атаковал стоящую на рейде Нью-Йорка английскую эскадру. Первая в мире подводная мина, установленная на «Черепахе», взорвалась близ борта флагманского корабля «Орёл» (Игл) не принеся тому особого вреда, но сгубившая подлодку вместе с её капитаном.
Последователь Башнелла американец Роберт Фультон в 1797 году создаёт «кораблик» сигарообразной формы; его медный корпус был скреплён железным каркасом. Гребной винт вращали четыре человека, а когда судно поднималось на поверхность, то складная мачта с парусом превращала его в обычный надводный корабль. Памятуя о моллюске, Фультон и назвал свое детище «Наутилус».
В 1800 и 1801 годах в Париже, на Сене, а также в Гавре и Бресте происходили испытания подводного корабля. «Наутилус» опускался на глубину в сорок метров; впервые применённый Фультоном сжатый воздух в стальных баллонах позволял кораблю держаться под водой четыре часа. Подводной миной, которую Фультон назвал торпедой, была взорвана старая баржа, стоявшая на рейде Гавра... Сегодня смехотворно, но то, что на подлодке Фультона освещение составляла... обыкновенная сальная свеча, факт!
Известна резолюция императора Наполеона, гласящая «Дальнейшие опыты с подводной лодкой американского гражданина Фультона прекратить».
Но «Наутилус» в умах людей продолжал жить, как и моллюск в море. В 1810 году братья Куэссен построили новый подводный корабль по чертежам Фультона и снова назвали его «Наутилус»! Жаль, но он погиб при первом же погружении.
Пятьдесят лет прошло в опытах и испытаниях. Подводные лодки строились в России, Англии Америке и даже в Испании. Но все эти суда были подлинными потомками ван дреббеловской лодки: вёсла и паруса, в лучшем случае винт, приводимый в движение вручную. Это не были ещё «Наутилусы», а всего лишь «черепахи» или, вернее, морские кроты, обречённые но подводную слепоту. Но и эти незрелые творения человеческого гения уже были обречены сражаться. Полуподводные торпедные лодки «давиды» участвовали в войне. Одна из них, «Ханли», 17февраля 1864 года в Чарльстонской гавани взорвала двенадцатипушечный шлюп «Хаузатоник», с командой в 300 человек. Маленький «давид» - «Ханли», пожертвовавший своей жизнью был втянут хлынувшей водой в пробоину и, словно протаранив корпус гиганта, вместе с ним опустился на дно бухты.
«Моллюск» умом и трудами человека рос не по дням, а по часам. Так спроэктированный адмиралом Буржуа и построенный инженером Шарлем Брюн корабль «Плонжер» («Водолаз»), спущенный на воду в Рошфоре в 1863 году, был для своего времени настоящим чудом техники. «Моллюск»  был огромен – 450 тонн водоизмещения! – снабжён горизонтальными рулями, вооружён шестовой миной и, впервые в мире, имел механический двигатель, но...
 Двигатель, приводимый в действие сжатым воздухом, мог обеспечить скорость всего лишь  в четыре узла, а запаса воздуха хватало всего лишь... на полтора часа, и, как все его подводные предки, «Водолаз» был слеп.
          
Опыты с этим подводным судном были прекращены в 1866 году, но великолепно сделанная модель осталась в музее.
Это потом, с развитием науки и практики в конце XIX века, появятся гальванические батареи, доставляющие громадное количество электроэнергии, которая приведёт в движение «архимедов винт» последующих за «Водолазом» подводных лодок, но об этом мы поговорим в следующий раз.


Рецензии
Здравствуйте, Михаил интересом прочитала ваш рассказ,
о истории подводных лодок. Я и подумать не могла,
что над ними работали несколько веков. И то, как выглядят и работают
в настоящее время, далеки от тех лодок.
С уважением
Людмила

Людмила Михайлова2   14.01.2016 08:21     Заявить о нарушении
Уважаемая Людмила, здравствуйте.
Благодарю Вас за отклик на "Живучий моллюск".
Для меня несколько удивительно то, что этот "моллюск"(тема сугубо мужская) вызвал у Вас интерес. На мой взгляд, судя по вашим работам, Вам бы больше понравилось "ГолубЯ из моего детства", или что-либо более лирическое. К примеру "Я академик по кожам. Давай поженимся"). Но Вам виднее.
С добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   14.01.2016 19:00   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил!
Вас не меньше удивит, что я интерисуюсь не
только любовными историями, но всем тем, что происходит в мире,
и не только политикой. Так,что не удивляйтесь, если я приду на продолжение
вашего рассказа. Очень интересно и позновательно для меня.
С улыбкой и теплом
Людмила))

Людмила Михайлова2   14.01.2016 19:40   Заявить о нарушении
Людмила, всегда рад вашему присутствию на моей странице.
С самыми добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   14.01.2016 20:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.