Метеор Воронежского фронта и его командир

176-й истребительный полк (командир – подполковник Георгий Петрович Макаров, батальонный комиссар – Владимир Григорьевич Пунтус), на вооружении которого стояли самолеты Миг-3, был переброшен под Воронеж с рубежей обороны города Москвы, где он воевал в составе ПВО. Большинство летчиков полка имели боевой опыт воздушных сражений, их закрепили за молодыми пилотами. Опытные асы учили молодых воевать и побеждать даже с превосходящими силами противника.

Воронежский счет сбитым самолетам врага в полку был открыт 4 июля 1942 года командиром эскадрильи Николаем Изотовичем Варчуком, который в 1938 году участвовал в боях с японскими милитаристами в районе озера Хасан и за мужество и отвагу был награжден орденом Красного Знамени. Сопровождая штурмовики, девятка истребителей над Воронежем встретилась с пятнадцатью вражескими самолетами. В воздушном бою капитан Варчук короткими очередями сбивает два вражеских стервятника.

После этого каждый день наши самолеты поднимались в воздух, отбивая атаки и сбивая неприятеля. Большинство побед и поражений летчиков отмечалось в журнале боевых действий. Нам удалось найти в журнале боевых действий 207-й истребительной авиадивизии следующую запись:

«В течение дня 10 июля 1942 года летчики полка прикрывают действия наземных войск в районе Подклетное, Семилуки. Проведено два воздушных боя. В 5.25 шесть Миг-3 в районе Ямное, Отрожка вели воздушный бой на высоте 1500-4500 метров с превосходящей группой Ме-109 и Ме109ф 9-15 самолетов. Пилот Ларкин заметил у ведущего группы капитана Варчук под хвостом самолет противника. С короткой дистанции он произвел по нему пять атак, убил летчика. Самолет перешел в отвесное пикирование и врезался в землю в районе 5-7 километров юго-восточнее села Ямное. Сбив самолет, пилот набрал высоту 5000 метров и над Воронежем обнаружил Ме-109 и атаковал его. Самолет противника перешел в штопор и упал. А пилот пошёл на выручку к своим товарищам и снова вступил в бой… В результате боя сбито летчиками-истребителями пять самолетов Ме-109 (два Ларкин, два капитан Варчук и один лейтенант Леженевский).

Все самолеты упали в районе Отрожка. Наши потери – гвардии лейтенант Чиков и старшина Шелобанов, который выбросился на парашюте. В этот же день в 18.50 в районе Воронеж шесть Миг-3 на высоте 2000 м встретили двенадцать Ме-109 и вступили в бой в лобовой атаке. Ме-109 лобовую атаку не приняли и перешли на вертикальные фигуры, подставив живот нашим истребителям. В результате чего старшина Ларкин сбил еще самолет противника. При выходе из атаки, капитан Варчук собрал группу, в которой было четыре истребителя, на высоте 3000 метров, где был атакован еще группой из шести Ме-109. В бою Варчук сбил МЕ-109. Старшина Ларкин был атакован двумя МЕ-109, которые применяли только вертикальные фигуры. Его самолет, получил повреждения. У него пробит бензобак и винт. Ларкин вышел из боя и произвел посадку на аэродроме. На самолете свыше 20 пробоин, но он невредим. Не вернулись с боевого задания сержант Моисеев, лейтенант Вахмистров (Вахмистров Владимир Михайлович, сгорел в результате воздушного боя в районе Орлово Новоусманский район) и мл. лейтенант Чермаптаев».

За день летчики сбили семь немецких истребителей.


Уничтожение летчиком Ларкиным трех вражеских самолетов за один день стало рекордом для Воронежского фронта. Воздушный бой происходил на глазах защитников города. Уже на следующий день командир полка Макаров в наградном листе, описывая этот подвиг старшины, не забыл написать и о бое, произошедшем накануне:

«Старшина 176-го истребительного авиаполка Иван Алексеевич Ларкин 6 июля 1942 года в 11.25 -11.35 в групповом воздушном бою в районе Яковлевка, Карташовка юго-западнее города Елец неоднократно атаковал и сбил Ме-109ф. Атака производилась с дистанции 50-70 метров одновременно с двух пулеметов БС («Березина синхронный»). Самолет противника перевалил на левое крыло, вошел в отвесное пикирование и с черным дымом врезался в землю. После этого старшина Ларкин неоднократно атаковал другие самолеты противника, выбивая их из хвостов своих товарищей… По свидетельству летчиков, Ларкин носится как метеор над полем боя, активно ищет и уничтожает противника».

Наградной лист в рекордные сроки попал на стол командующему войсками генерал-лейтенанту Голикову. В приказе по войскам Воронежского фронта №10н от 12 июля 1942 года он наградил орденом Красного Знамени старшину Ларкина, персонально. В списке награжденных стоит только его фамилия.

Уже 16 июля о подвиге тульского паренька узнала вся страна. Специальный корреспондент газеты «Известия» Антонов сообщал: «Три воздушных схватки - 3 сбитых самолета врага, - таков итог одного боевого дня старшины Ларкина. За день капитан Латчук сбил 2 самолета немцев». (Фамилия Варчук на Латчук изменена в целях конспирации, неточно указано и количество сбитых им самолетов).

Военный корреспондент Николай Григорьевич Колли подробно описал этот бой в газете«Правда» за 3 августа 1942 года. Встретившись с летчиками, он написал с их слов:

«Один за другим взлетали истребители, пристраиваясь к ведущему. Командир эскадрильи капитан Варчук, опытный летчик, совершивший 178 боевых вылетов, вел молодых летчиков-истребителей в первый боевой полет. Справа шел летчик Пантюхин [Георгий Кузьмич], слева - молодой летчик, комсомолец Ларкин, позади Соколов, Морозов [сержант Морозов Михаил Иванович 12.08.42 погиб при выполнении боевого задания. Похоронен в лесу на месте падения самолета 400-500 метров юго-восточнее железной дороги Усмань-Воронеж, южнее 7 км. г. Усмань. Липецкой обл.], Журавлев[Журавлев Владимир Иванович, младший лейтенант сбит в воздушном бою в районе аэродрома Стрелецкие хутора 15.07.42 г.]. Вскоре истребители заметили фашистские самолёты. Шли пятнадцать «Мессершмиттов109-ф». Шесть против пятнадцати! Завязался бой... Молодые истребители дрались стойко, храбро. Командир эскадрильи Николай Варчук сбил в этом бою три вражеских самолета. Самый молодой летчик группы - старшина Иван Ларкин также сбил три вражеских истребителя. На следующий день в часть прилетел член Военного совета фронта и вручил молодому летчику первую боевую награду - орден Красного Знамени».


Может сегодня, мы бы больше знали о защитниках нашего города, но 12 августа, во время наступления танков 18-го танкового корпуса генерала Корчагина на рощу Фигурная в Воронеже корреспондент Колли, следуя за атакующими танками на разведывательном бронетранспортере под сильным артиллерийским обстрелом и бомбардировкой самолетов, фотографировал действия танков и пехоты. Прямым попаданием снаряда транспортер был разбит, вещи с ценными материалами были уничтожены. Корреспондент, получив контузию, продолжал идти пешком по дороге, оказывая помощь раненым.


После этого боя капитан Варчук награжден не был, но ему присвоили очередное воинское звание, «майор», и назначили командиром 737 истребительного полка. Вместе с командиром в новый полк, направляется Иван Ларкин, повышенный в звании до младшего лейтенанта. 13 августа летчики прикрывают наземные войска. В районе Воронеж ими сбито два немецких истребителя. Один на счету младшего лейтенанта Ларкина, второго сбил капитан Павел Андреевич Пологов.


18 августа Ларкин, сопровождая на штурмовку «илы» в район Девица и хутор Калинин, атаковал восемь бомбардировщиков и пять истребителей врага. Бой нашего летчика с «мессершмиттами» закончился безрезультатно, но фашистские бомбардировщики, сбросив бомбы на своей территории, повернули восвояси.

В боевом журнале дивизии нам удалось найти еще одно упоминание об участии в боях в воронежском небе Ивана Ларкина: «20 августа в районе Коротояк три наших Як-1 и один Миг-3 летчики Шелобанов, Ларкин, Жеряков, Герасимов на высоте 1000 метров в 18.35 вели бой с двумя итальянскими истребителями Макки-200 и сбили один самолет».

Воодушевленная успехами среднего сына, его мама пишет Верховному главнокомандующему письмо, которое публикуется 24 декабря 1942 в газете «Красная Звезда»:

 «Москва, Кремль, товарищу СТАЛИНУ. Дорогой Иосиф Виссарионович! Я мать трех фронтовиков, следуя благородному почину тамбовцев, решила внести в Госбанк 1000 рублей в фонд строительства эскадрильи боевых самолетов имени матерей фронтовиков. Мои три сына, сражаются с врагом на фронте. Старший, Григорий, – во флоте, средний, Иван, - сталинский сокол, на его личном боевом счету шесть сбитых вражеских стервятников. Младший сын Михаил тоже на - днях прислал телеграмму. Он мне пишет - еду бить фрицев. Я, старая русская мать, благословляю своих сынов на боевые ратные подвиги. Я говорю им - сыны мои, бейте беспощадно лютого зверя - гитлеровских мерзавцев, оскверняющих нашу святую землю. Я люблю свою родину так, как люблю своих сыновей, и ради этой любви готова отдать все свои сбережения на алтарь нашей победы. Сердечно кланяюсь. С уважением к Вам Ирина Никитична Ларкин. Подольск».


Через два дня вождь ответил на страницах газеты: «Спасибо Вам, Ирина Никитична, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Примите мой привет».

На 29 февраля 1943 года заместитель командира эскадрильи Иван Ларкин произвел 129 боевых вылета, сбил лично пять самолетов и один в группе. Как опытному воину ему поручается одиночная разведка немецких войск. С эскадрильей он совершает штурмовку позиций противника, ведет воздушные бои. Его грудь украшают ордена Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени.

12 марта 1943 года Иван Алексеевич не вернулся с боевого задания из района Харьков – Дергачи. Выпускнику Качинской школы пилотов только исполнился двадцать один год.

Командир полка майор Варчук, несмотря на занятость, продолжает летать. 2 октября в бою в районе Дрязги он в атаке вплотную подошел к бомбардировщику Хе-111 и своей левой плоскостью таранил в правую плоскость «хейнкель». Самолет врага упал у станции Графская.

27 октября 1942 года, прикрывая действия штурмовиков до цели в районе Воронежа (военный городок, еврейское кладбище, юго-западная окраина города Подгорное), в 16.10 на высоте 900 метров три Лагг-3 вели бой с тремя Ме-109. Истребители противника пытались атаковать наши штурмовики во время атаки. Ее отбили советские истребители. После атаки майора Варчука один фашист резким разворотом со снижением ушел в направлении Семилуки. Другие поспешно бежали за ним.

В дальнейшем полк Варчука отличился в Курской битве, при форсировании Днепра. На груди командира засияли два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны первой степени, Превосходнейший орден Британской империи четвертой степени. Николай Изотович в годы войны провел 51 воздушный бой, сбил лично 8 самолетов и девять в группе. 12 июля 1943 года командир 291-й Воронежской штурмовой авиадивизии полковник Андрей Никифорович Витрук представил его к званию Героя Советского Союза, но указ о награждении вышел уже после гибели командира полка.

Жизнь его трагически оборвалась. 21 сентября 1943 года, в 18.00, при испытании самолета его Ла-5 врезался в землю и разбился. Похоронен подполковник Варчук в городе Ромны Сумской области, на центральной площади, напротив памятника Тарасу Шевченко.

Командир и его ведомый, многие летчики полка не дожили до победы, в которую верили и приближали ценой своих жизней. Они не узнали, что полк отличился в боях за овладение городом Радом в Польше и указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Красного Знамени, а за воздушные сражения в Берлинской операции получил почетное наименование Берлинский.


На снимке Иван Алексеевич Ларкин 1940 год.


Рецензии