Великий ум. Анри Пуанкаре

   Индийские "Веды" утверждают, что судьба любит позабавиться, и современный мир - одна из комедий, служащих судьбе развлечением. Шутя, судьба порой  переносит талантливых людей из одной эпохи в другую. И человек, который по своему духовному складу, таланту, должен был бы жить в одно время, рождается  в другом столетии. Его понимают немногие, находя странным, что называется, не от мира сего. А сам человек задыхается в атмосфере непонимания и часто чахнет, так и не проявив себя.

   Но есть люди - их, правда не так много, - которые, несмотря на свою несвоевременность, поднимаются над окружающей средой, вступая в единоборство с судьбой, являют миру  свой могучий дар. Одним из таких "преждевременных" людей был, вне всякого сомнения, Анри Пуанкаре, уникальный гений которого потрясал современников. Хочется верить, что мой просвещенный читатель не впервые слышит имя выдающегося французского ученого конца 19 - начала 20 столетия.

   Современники справедливо считали Пуанкаре ученым, обладающим наиболее обширной ученостью среди всех представителей науки. Он продуктивно работал во многих областях физики и математики. Но не хочется мне говорить о Пуанкаре - ученом, т.к. лирики - будем честными - не очень сильны в физике. Поговорим о другом.

   Как -то преподаватель риторики предложил Анри, готовившемуся к экзамену на звание бакалавра, написать сочинение на тему "Различие между человеком и животным". Через какое - то время сочинение было представлено в весьма странном виде. Дело в том, что писал он его с перерывами в момент, когда его посещало вдохновение. И писал на отдельных листочках, самого разного формата. Поинтересовавшись у профессора, как может быть оценена его работа, тот покачал головой и сказал, что не может ответить на его вопрос.

   Работа была настолько неординарной, оригинальной и даже дерзкой, настолько отличалась от всего, чему учат преподаватели, что оценить ее обычными мерками представлялось невозможным. Все зависело от экзаменаторов, от их отношения к традициям, узаконенным требованиям, которые не были соблюдены в сочинении Пуанкаре. Анри вспомнил совет одного из преподавателей ему, ученику 9 - го класса - не быть оригинальным во вред себе.

   Профессор, однако, разрешил юноше оставить сочинение в таком виде, не переписывая его набело. Пуанкаре успешно сдал экзамен: его сочинение заслужило наивысшую оценку. Некоторые преподаватели надеялись, что юноша выберет  филологический факультет и в будущем пополнит ряды французских мыслителей, но Пуанкаре решил иначе. Его избранницей стала математика.

   Экзамен по математике юноша выдержал, но с общей оценкой "удовлетворительно".. Его подвела письменная работа. Произошел этот казус так: на экзамен Анри опоздал, был взволнован и не до конца понял задание, отклонился от него и изложил совершенно другое. В результате он получил неудовлетворительный балл. По правилам его должны были отстранить от дальнейших экзаменов. Но слава о его необыкновенных способностях дошла до слуха  экзаменационной комиссии. Председатель комиссии сделал исключение, допустив Пуанкаре к устному экзамену, посчитав провал на письменном недоразумением. И он об этом не пожалел: Анри отвечал блестяще.

   Получив диплом бакалавра наук, Пуанкаре поступил в класс элементарной математики, окончив который решает сдать экзамены в военное училище. Пуанкаре был принят в училище. Тем же летом он принял участие в общем для всех лицеев Франции конкурсе по элементарной математике и оказался лучшим среди всех. Теперь судьба его решена: его удел - математика.

   Анри поступает в Политехническую школу, где с первых занятий удивиляет и учеников, и преподавателей. Забравшись на верхнюю скамью в аудитории, он достаёт вместо тетради какой - то листок и  что - то чертит. Так продолжилось и на следующих лекциях. Профессора обратили внимание на странного юношу, который не записывал лекции, а делал какие - то наброски на отдельных листках. Некоторых это раздражало, и они решили, что уж на экзаменах проучат его.

    Однажды один из преподавателей вышел из себя, когда Анри сидел с задумчивым видом и не взял даже в руки карандаш. Преподаватель прервал изложение материала и вызвал Анри к доске. Этого он никогда не делал, но сейчас поведение Пуанкаре вывело его из себя. Анри под недоуменный гул аудитории спокойно спустился по длинной лестнице и подошел к доске. Профессор, предвкушая "провал" Пуанкаре, который будет хорошим уроком для остальных, попросил его повторить одно из доказательств только что прочитанной лекции. Профессор не без злорадства добавил: - " Чтобы облегчить вам задачу, разрешаю вам воспользоваться записями".

   Анри спокойно, без тени смущения восстановил доказательство теоремы. Ошеломленный преподаватель задает вопрос за вопросом, Анри отвечает. Теперь уже восхищение читается в глазах лектора, а аудитория шумит от неожиданности. А Анри непринужденно воспроизвел всю лекцию. Преподаватель понял, что перед ним незаурядный юноша. И с этого момента между профессором и учеником возникла дружба и большая симпатия. Профессор однажды сказал своему другу слова, имеющие отношение к Пуанкаре, и неоднократно  повторяемые впоследствии, когда речь заходила о Пуанкаре: " В моем классе есть математическое чудовище".

   Закончив среднее образование, Пуанкаре поступил в Высшую Нормальную школу. Когда он сдавал вступительные экзамены , произошел любопытный случай. На одном из экзаменов зал, обычно пустой, был битком набит. Пуанкаре сдает экзамен: медленно ходит, останавливается, временами просит разрешения прервать доказательство, чтобы попробовать другое, более рациональное. Затем вдруг восклицает: - " Нет, лучше я вернусь к первому доказательству, оно короче и изящнее". Экзаменатор был в восторге.

   Однажды произошел неприятный инцидент: вся группа попросила Пуанкаре разъяснить доказательство, проведенное одним из преподавателей. Он ответил, что они ничего не поймут, т.к.  доказательство лектора неверно. Никто из товарищей не усомнился в правоте Анри. Возник конфликт между учащимися и преподавателем. Пришлось вмешаться директору. Он вызвал к себе лектора и ученика. После длительного спора, вопрос, вызвавший разногласия, был исключен из программы.

   Но преподаватель затаил злобу, и Анри ждали неприятности на экзамене. Близкий друг "обидевшегося" преподавателя по своему предмету поставил Анри необъяснимо низкую оценку. Это было ударом для Пуанкаре, и удар этот отбрасывал его с первого места, которое он удерживал. Незаслуженная оценка привела всех в возбуждение и вызвала недоумение и возмущение. И только Анри сохранял спокойствие.

   Пуанкаре, для которого математика была главным в жизни, оказался отличным мужем умной и чуткой женщины, и отцом четырех детей - трех девочек и мальчика. Он с любовью и охотно занимался воспитанием детей, и был для них первым авторитетом во всех вопросах. Пуанкаре неплохо рисовал, и часто дарил детям свои рисунки в качестве награды за успехи. Свои лицейские успехи по словесности Пуанкаре использовал, когда сын показал ему свою диссертационную работу на звание бакалавра. Отец исправил кое - какие ошибки, допущенные сыном.

   Как истинный ученый, Пуанкаре мало волновали почести и слава. Не стремился он и к административным должностям в науке. Он даже отказался от руководства Парижской обсерваторией, хотя многие сочли бы эту должность весьма почетной для себя. А когда военный министр из соображений финансоого характера решил закрыть курс лекций в Политехнической школе, Пуанкаре взялся  читать эту дисциплину без оплаты, только чтобы сохранить ее в программе. И это при том, что он был очень загружен  работой.

   Пуанкаре, человеку многогранно развитому,в свое время пророчили блестящую карьеру историка. Как - то он в одном обществе завел разговор о романе Толстого "Война и мир" и вспомнил одну подробность, которая казалась ему неточно изображенной. Многих это удивило. Но ничего удивительного в этом не было: Пуанкаре прекрасно знал историю и литературу. Пуанкаре было предложено занять кресло поэта Сюлли - Прюдома, поэтому он должен был как - то осветить творческий путь своего предшественника. И Пуанкаре от имени всех 228 академиков произнес блестящую речь о поэзии поэта, говорил о некоторых моментах жизни его.

   Пуанкаре интересовало все: живопись и литература, скульптура и музыка, он удивлял  знанием наизусть большого количества стихов и целых поэм.

   Будучи великим ученым, Пуанкаре был феноменально рассеян. Однажды Пуанкаре шел по улице  и вдруг заметил , что держит в руке клетку из ивовых прутьев. Удивленный, он вернулся назад по своему маршруту и увидел выставку - продажу корзинщика, который на глазах у прохожих готовил корзины. Пуанкаре извинился за неумышленное воровство.

   Один из друзей ученого вспоминал, как прогуливаясь с ним и беседуя, Пуанкаре, поравнявшись со своим домом, вошел в него, не попрощавшись. Но друг знал, что Анри будет в отчаянии, если он выразит ему свою обиду.

   В другой раз Пуанкаре отправил по почте письмо, в которое вложил чистый лист бумаги.
   Академик Массон заметил, что благодаря своей рассеянности Пуанкаре приобщился к другим великим ученым, известным своей чудачествами, среди которых Лагранж и Ампер. "Плохая компания!" - добавлял он под веселый смех слушателей.

   Пуанкаре очень любил пешие прогулки и мог пройти до 15 км. Ходьба была и частью его умственной работы: он размышлял на улице, по дороге в Сорбонну, во время продолжительных прогулок, у себя в прихожей.  Всю работу, сопутствующую открытию, он производил в уме, не имея необходимости проверять свои соображения записями. В своем кабинете он не сидел, а  мерил комнату шагами от стены к стене, выставив вперед крупную голову и сложив руки за спиной. При этом он настолько уходил в себя, свои мысли, что порой нарушал нормы принятого общения. Вот пример такого поведения Пуанкаре.

   Один финский математик, преодолев большое расстояние, специально приехал в Париж, чтобы посоветоваться с Пуанкаре по какому - то научному вопросу. Пуанкаре доложили о госте, но он даже не вышел из кабинета: он ходил по кабинету, обдумывая очередную работу. Так прошло три часа. Гость из Финляндии терпеливо ждал, сидя за портьерой и слушая беспокойные шаги ученого. Наконец портьера отодвинулась, и в комнату просунулась голова Пуанкаре. Гость подумал, что ученый извинится, поприветствует его, пригласит в кабинет. Как он ошибался! Пуанкаре раздраженно произнес: "Вы мне очень мешаете!" и снова исчез.


   Финский математик вернулся на родину, так и не встретившись с Пуанкаре. Люди, знающие Пуанкаре, не расценили бы его поступок, как грубый, недоброжелательный. Дело в том, что во время творческого процесса ученый предпочитал оставаться во внутреннем одиночестве, свободным от забот и обязательств. Сознание, что рядом, за портьерой его кто - то ждет, давили на его психику, отвлекая от того, чем были заняты его мысли. Разговоры и шумы его не отвлекали, а мысль о том, что его ждут, отвлекала его, он не мог сосредоточиться.

   Это всего лишь маленькая доля того, что можно рассказать о великом ученом всех времен. Очень рекомендую ознакомиться с  книгой  доктора физико - математических наук А.А Тяпкина и кандидата физико - математических наук А.С. Шибанова "Пуанкаре", посвященной великому ученому.



    


Рецензии