А. П. Чехов О люди, люди... интервью с режиссером
Рыбников в роли режиссера...
Чехов...
В 2011 г. в Камерном театре (г. Екатеринбург) состоялась премьера спектакля («представления») по мотивам творчества А. П. Чехова – «О люди, люди…». Сценарист и режиссер «представления в двух действиях» – бессменный актер Камерного театра Леонид Дмитриевич Рыбников. Перед началом репетиций Леонид Дмитриевич поделился своим замыслом. Говорил режиссер не только прозой, но и стихами, своими стихами…
После юбилея
И стала вдруг на все ответом
Мне встреча скорая одна...
(Здесь и далее приводятся фрагменты из книги стихов Леонида Рыбникова "Мое сокровенное", 2008)
- Все началось с моего юбилея. Я показал свою творческую программу, а она состояла из двух частей. Потом поговорил с людьми, те поделились впечатлениями, и я решил одну часть переделать. И тут ко мне в руки попала «записная книжка» Чехова. Я загорелся идеей из нее взять то, что меня волнует. Стал выписывать цитаты, думать над героями, которые могли бы их озвучить. В итоге у меня получилось 12 актеров, и у каждого по несколько ролей…
Пролог
В театр нельзя с пустой душою –
Обязан в ней светиться огонек…
- 12 актеров, как я решил, должны показать срез общества 80-х годов XIX века. В основе дневник и юмористические произведения Чехова. Я ничего (или практически ничего) не сочинил, только склеил. Вначале идет пролог. Воскресный день, гулянье, играет духовой оркестр, прогуливаются разные парочки. А это доктор и учитель, тетушка с племянницей, мужчина и женщина… В уста этих типичных чеховских типажей я и вложил афоризмы Антона Павловича: «мужчина состоит из мужа и чина», «женщины без любви блекнут, а мужчины – глупеют». Ей богу, хотел, чтобы было смешно! Юмор у Чехова внутренний. Эти небольшие сцены пролога освещают чеховские мысли. О том, что нет счастливой любви (а это так, если вспомнить Астрова, Соню, Раневскую, Машу …), о том, что у человека все-таки должны быть «совесть и ясность ума», о том, что человек не должен быть равнодушным! Мы, как и чеховские герои, очень не толерантны, не добры. А если взять каждого в отдельности, то он окажется удивительно обаятельным человеком.
Чехов
Совсем не надо лезть из кожи,
Казаться классика умней…
- Герои наметились, постепенно сложился и ведущий. Есть в нем намеки на самого Чехова: ходит в пенсне, говорит похоже. Он ведет общий рассказ, показывает зрителям Таганрог 80-х годов. А в этом городе живут современники Чехова, и, может быть, среди них где-то в воскресный день прогуливается и сам Антон Павлович. После пролога ведущий перевоплощается и становится то одним героем, то другим.
1 Действие
- В первое действие я вставил две миниатюры по произведениям Чехова: «Козел или негодяй» и «О женщины, женщины!». Первая – из категории «гоголевских мышиных жеребчиков», вторая – о любви. Знаете, мы недостаточно внимательны к женщинам. Получаем от них тепло, а взамен – «кукиш с маслом». А женщины созданы для любви! Я немного добавил к чеховскому тексту, включил свое стихотворение, но оно вполне в стиле Чехова и так легло хорошо… В этом же действии идет одноактная комедия-шутка «Предложение».
2 Действие
- Начинается все со «Злоумышленника». Мне важно было показать конфликт. Не понимают друг друга следователь и крестьянин, нестыковка психологий получается, а между тем «злоумышленник» здраво размышляет… А дальше «Сценка для девиц». Хотел продолжить «Комиком», но решил, что этот рассказ дублирует предыдущий, и убрал его. Мысль-то одна: женщина придумывает образ мужчины, идеализирует того, кто этого не стоит.
Юбилей
- Завершается «представление» рассказом «Юбилей». Практически все актеры выходят на сцену, окончательно разоблачается пафосность, наигранность жизни. История сценария началась с моего юбилея, а закончилась чеховским.
О люди, люди…»
- Такое название я подобрал для этого «представления». Люди – того времени, времени Чехова, но как они похожи на современных! В подтексте я имею в виду продолжение этой цитаты – «О люди, люди… порождение крокодилов». Мы действительно слишком агрессивны, стремимся выдавать желаемое за действительное, мы не слышим друг друга, плохо спорим…
Леонид Рыбников
Восемьдесят лет…
Солиднейшая дата,
Заслуги моей нет…
Зрители привыкли видеть Леонида Рыбникова на сцене, однако в этом «представлении» Рыбников в ином амплуа. Он – создатель новой истории о Чехове. А все начиналось с электроцеха…
Электрик… Сильвио
- В театре я ровно с 46-го. Сначала работал электриком (в Каменске…) Начальник электроцеха все говорил: «Уберите от меня Рыбникова, он за два года не научился и штепсель чинить». А в это время в театре ставили «Белую гвардию». Одна актриса говорит: «А давайте попробуем Леню…». С тех пор я стал играть Радика Юркина. А мне его и играть не надо было, мы похожи. Потом играл Сильвио, вошел в актерский состав. Получал на 50 рублей меньше, чем когда работал электриком…
Служить или не служить?
- Пришло время идти в армию. Театр меня отстаивал, как мог. Решили послать в Свердловский ансамбль. Приехал, а он на гастролях. Пошел в армию, служил артиллеристом-разведчиком. Участвовал в самодеятельности. И вот однажды выступал я с Теркиным, читал «о награде». В антракте ко мне подошел человек и попросил провести 2-ое отделение. Я провел. После этого меня пригласили в ансамбль песни и пляски северной группы войск. Я стал чтецом-декламатором. Оказывается, тот человек, который подходил в антракте, был сам Минин, художественный руководитель моего будущего ансамбля.
Театральные будни
- Из армии в Каменск возвращаться не стал, поехал работать в Тагил. А затем в Свердловск, проработал 2 года в ТЮЗе. Потом 4 года в Драме. Дальше был Волгоград, играл в Театре драмы Гамлета, Ромео… Затем Саратов, Ставрополь и снова Свердловск
Камерный театр. 19 ступеней
Театр наш – Камерный, литературный.
В нем только правдой нужно жить…
- В Камерном театре я с момента его открытия. Решил, что мне надо пройти 19 ступенек – столько, сколько от 1-го этажа до фойе. Ступенька – это год, двенадцать я уже прошел.... Остались самые трудные. В последнее время увлекся стихами, выпустил сборник, хочу еще дописать поэму «Деревня», выпустить книгу «Боль за Россию», издать цикл «Озорные стихи»…
Театр. Любимое
- Самая любимая моя роль в Камерном – Фирс в «Вишневом саде». За нее меня хвалил Анисимов. Нравилось играть в «Вечере». Он, слава богу, шел 6 лет… Играю в «Поздней любви», «Метели»... за жизнь ролями обижен не был. Повезло мне: смолоду был наделен неплохой внешностью, неравнодушный я человек. Если актеру нечего сказать со сцены, он умер. Для меня театр – возможность высказать все, что наболело.
Если бы…
- Когда возвращался из армии, думал, есть ли смысл учиться. Пришел в Вахтанговское училище, сказал, что я сибирский парень. Собрали педагогов, прочитал Чехова, Твардовского… Мне дали добро. Говорят: «Приезжайте! Если у вас есть 9 классов – берем!». Так я и уехал. Работал в Тагиле, Свердловске. Учебу упустил. Но я не жалуюсь, много ролей сыграл, был и Царем Федором, и Гамлетом, и Ромео. Правда мама моя говорила: «Только одно хорошее ты сделал в жизни – купил сад…»
Сад – тоже существо живое…
Но лишь повеет теплою весной,
Проснется сад, расправит плечи
И урожаем снова обеспечит…
Свидетельство о публикации №216010901334