Жертвуя пешки. Фишер vs Спасский. Введение

О «шахматном» кино надо готовить отдельный обзорный материал. Но сегодня мы постараемся отнестись к художественному фильму «Жертвуя пешкой».
Английское название «Pawn Sacrifice».
Это американский биографический фильм режиссёра Эдварда Цвика, показанный в сентябре 2014 года на Кинофестивале в Торонто.
В прокате он с 2015 года.
Сразу должен сказать, что я не собираюсь пересказывать этот фильм или обсуждать детали.
У меня возникло желание поделиться самым важным по существу просмотренного.
Сам режиссёр так объясняет название фильма:
“Есть Генри Киссинджер и Ричард Никсон звонящие Бобби Фишеру; есть Брежнев и агенты КГБ, следящие за Борисом Спасским. Оба были пешками (в руках) своих народов.”
Перевод Википедии.
Собственно основная идея фильма заключается в том, что Бобби Фишер – психически неуравновешенный человек, и многие его действия были совершены под влиянием нездоровых психических реакций на мнимые и реальные угрозы.
В какой-то момент и Спасский в фильме начинает сильно нервничать.
Мне довелось лично общаться с обоими.
Недолго. Очень непродолжительное время.
С Фишером – три  партии блиц по Интернету, со Спасским мы пообщались в приемной Крогиуса на Гоголевском бульваре, 14.
Это в ЦШК.
Мне довелось лично общаться со многими гроссмейстерами и мастерами и слышать от них тоже довелось немало любопытного.
Так один из известнейших шахматистов так передал описание причин поражения Спасского чуть ли не с его собственных слов:
«Он не мог играть, поскольку был просто раздавлен сообщенной ему суммой гонорара». Было такое заявлено или нет для меня уже не столь важно.
Володя Маланюк будучи ещё совсем юным сказал мне однажды в Архангельске дословно следующее:
«Там ходы уже не имеют никакого значения, побеждает тот, у кого устойчивее нервная система».
Не доверять столь авторитетному ныне высказыванию партнёра Анатолия Карпова у меня нет ни малейшего основания.
Я посвятил свою жизнь тому, чтобы понять, как принимают решения гроссмейстеры и чем они отличаются от мастеров и любителей.
И вот итоги всех информационных вбросов я и намерен положить на весы анализа рецензируемого произведения киноискусства.
Как я уже сказал выше, фильм основан на одной изначально порочной иделогеме, на идеологеме психического расстройства Роберта Фишера.
Внимательно анализируя его действия и поступки мы должны с изумлением признать, что он всегда был предельно адекватен.
Более того, поражает скромность и непритязательность его «требований», основанных на здравом смысле.
В этой связи нам придется вспомнить одного крайне негативного персонажа мировой истории.
Мне довелось читать одну его характеристику, которая потрясла меня до глубины души.
Нет – злодей не перестал быть злодеем.
Порок остался пороком.
Тотальная неприемлемость сохранена.
Но вот вам текст о его психическом расстройстве:
«Он катался по полу, рвал зубами ковёр, истерически кричал… и, действуя таким образом, сумел ввести в заблуждение самые выдающиеся умы Европы и мира».
В рецензируемом фильме мелькает такой эпизод, когда Спасский заявляет сопровождающим его «агентам КГБ»:
«Нет, он не психически не здоров, он всех нас водит за нос».
За точность перевода не ручаюсь, но смысл сказанного именно такой .
Теперь давайте сопоставим совсем немногие факты, которые есть в нашем распоряжении:
1.Роберт Фишер реально обыграл Бориса Спасского в матче на первенство мира.
2.По авторитетному мнению перевес в этих матчах обеспечивает устойчивость нервной системы.
Вывод: у Фишера нервная система обладала большей устойчивостью, чем у Спасского!
Это же очевидно!
Таким образом нам придется вникнуть в то, каким чудом Фишер обыгрывал Бориса Спасского на самом деле.
То есть рассмотреть тот самый вопрос, который я и решал для самого себя последние пол столетия.


Рецензии