Что посеешь, то и пожнёшь

Автор статьи:  Анна Хадарович
Перевод с белорус. Н.Велисевич 

*
Лариса поняла, что «зашатался фундамент» их семьи, что муж обособился, и она так же начала жить сама по себе, что любовь, которую они с Виктором лелеяли в свои первые годы, бесповоротно  исчезала…  И тут же потребовала у Виктора вернуться на родину – в родную Хариву.

*

ЗНАКОМСТВО у них было заочное. Виктор служил в Бресте в погранвойсках. Однажды его друг пошёл в увольнение. На улице, как водится, познакомился с девушкой и, рассказав, что у него есть приятель, попросил ту познакомить его со своей подругой.
После первого же телефонного разговора Виктор признался Ларисе, что хочет на ней жениться.
Но до женитьбы было ещё далеко. Виктор демобилизовался, устроился на работу на Рижскую базу рыболовного флота и, выучившись на моториста, отправился в плавание. Лариса по-прежнему работала товароведом в Брестском аптечном управлении. Регулярно получала от любимого письма с ласковыми словами, часами слушала его сердечные признания по телефону. Виктор умудрился позвонить даже из Африканской  Мавритании.
На  веселье  счастливому моряку  дали  всего три дня. Заведующую ЗАГСом пришлось упрашивать, чтобы приняла заявление и оформила брак без надлежащего «испытательного» срока.  А на следующий день Виктор вновь отправился в море.
- Я как будто и замужем была, а нормальной семьи нет,  -  рассказывает о  том времени Лариса.
Когда муж в очередной раз вернулся из плавания, она побудила его искать работу в Бресте.
- Жили в начале в общежитии. Но вскоре купили  двухкомнатную квартиру, в которую  переехали  уже с двумя  сыновьями – Фёдором и Владиком. Правда и на этом проблемы не закончились. Теперь я точно знаю, почему так  получалось. Потому что мы жили без Бога в сердце.
Лариса рассказывает, а Виктор, в знак согласия с женой, сдержанно кивает головой.
Он уверен, что «масла в огонь» подливала их тогдашняя городская жизнь – на пятом этаже, - виновница всех несчастий, когда вечерами и в выходные не было куда приложить руки. Потянуло в весёлые компании. И сам не заметил, как семья стала отходить на задний план.
Так не потому ли пять лет после Владика Бог не давал им детей?
- Вы обязательно напишите, чтобы другие женщины знали, - раз за разом повторяет Лариса Сергеевна. – Как ни бывает трудно, но выход всегда найдётся. Нам сохранить семью помогла вера.

Эту усадьбу в Хариве основал ещё её дедуля  - глубоко верующий христианин. Когда молодая семья Бурчиков, оставив все городские удобства в Бресте, как по зову, приехала сюда, здесь жила больная мать Ларисы. Виктор быстро устроился на работу и рядом с отцовским домом, на целине, поросшей бурьяном и дикими травами, начал создавать свою судьбу. Нашлась настоящая работа для крепких мужских рук, которая вселила в сердце жены надежду.
Так начала возвращаться радость семейной жизни, счастье любить и быть любимой. Потом Лариса не однажды со страхом вспоминала, как ещё в Бресте после рождения Фёдора почему-то почувствовала… равнодушие. Будто вовсе это и не её сын.
И такое чувство не давало покоя – тянулось до того часа, пока, сидя дома, уже в Хариве, женщина не раскрыла Библию.
Будто в благодарность за духовное просветление, Бог дал им Давида. Через год родился Самуил, за ним Авигея и Тимофей. Лариса и Виктор назвали сыновей и дочку библейскими именами.
- Господь по-разному стучит в сердца людей, - размышляет женщина. – Нам доверена семья именно для воспитания детей. Бог дал нам здоровых, полноценных сыновей и доченьку-красавицу. Теперь главное зависит от нас. Он обязательно спросит у нас, какими мы их вырастили.
Главным примером для детей, по мнению Бурчиков, являются не школа и не уличные друзья, а папа с  мамой.
- Что такое семья, - продолжает Лариса, - они постигают из самой семейной атмосферы, с интонации в разговоре отца и матери, их  взаимопонимания между собой…
Чтобы дети выросли духовно и душевно полноценными, родителям требуется строить свои отношения на любви, избавляться от вредных привычек…

Теперь  Бурчики живут в своём новом просторном, наверное, самом красивом в Хариве доме. Имеют большое хозяйство. С традиционными для деревенских подворий 
коровками, свинками и курочками в большом хлеве уживаются трое коней. Известно, работы много, она требует и терпения, и старания. Но зато и даёт достаток. Кони Бурчиков, это так же  быстрая помощь и их сельчанам. Пахать поле, сажать и обрабатывать хорошо научился не только сам Виктор, но и его старший сын. Кстати, Фёдор – уже студент третьего курса Международного гуманитарно-экономического института. Будущий юрист. По собственной инициативе он перевёлся на заочное отделение, чтобы помогать отцу и матери.
Владик учится в девятом классе Харивской средней школы, Давид – в третьем, Самуилу в этом году только предстоит пойти в первый класс, а Авигейка и Тимофей – ещё малыши. Дети радуют маму с папой своей усидчивостью и старанием. Четырёхлетний Тимофей, например, с детской непосредственностью хвалился нам своими рисунками, а старшая на год Авигея на память прочитала  любимое стихотворение  про веру маленькой девочки.
- Глядя на них, - довольно улыбается Лариса Сергеевна, - я чувствую, что, если Бог даст, готова родить и воспитать ещё не одного  такого сына и дочку!
У неё есть важные аргументы: так, большими семьями, на земле и с Богом в сердце жили наши предки. Они знали толк в нелёгком труде, и с помощью труда, а так же собственных усилий, а не  телевизора, воспитывали своих сыновей и дочерей. К слову, в просторном доме Бурчиков  ящику с голубым экраном так же не нашлось места.
Утверждение Виктора и Ларисы насчёт собственного примера родителей, который лучше самых  прекрасных слов помогает воспитывать детей, не голословно. Доброта и любовь – постоянные спутники всех их  начинаний. В Хариве каждый может рассказать о том, как Бурчики забрали к себе в дом Женьку, у которого умерла мать от пьянства. Мальчик был таким слабеньким, что в свои полтора года не стоял на ножках. Лариса с Виктором выходили его. Дети с любовью называли своим братиком. Теперь Женька в детском доме, и женщина не раз подумывала, как его навестить, - болит душа, как за родное дитя…
Доглядели они с старенькую односельчанку Домну. А получилось так, что однажды зашла Лариса в её тёмный домик. На улице мороз, а в хатке не топлено. Женщина  растопила печку, сготовила ужин и с того времени стала ежедневно проведывать  старушку – и кормила её, и мыла, и пролежни лечила…
- Потом ко мне не одна деревенская бабуля обращалась: говоря, я тебе всю пенсию буду отдавать, только догляди меня до смерти, как Домну, - светло улыбается она.
Да разве же доброту  грошами оценишь?
- Особенно я, честно говоря, не раз задумывался о том, как открыть в Хариве  дом престарелых, - поддерживает жену Виктор Иванович. – Таких  же бабулек  вокруг немало…
На стене в одной из комнат их дома висит плакат: «Что посеет человек, то и пожнёт» - это не просто слова из Библейского Послания, в главное кредо жизни большой дружной семьи.
   

P.S. Господь десять лет назад подарил им ещё одну дочь - Анну, теперь она школьница.
Фёдор уже дипломированный специалист, а Влад женился и имеет сына.
Все дети получают музыкальное образование.


Рецензии
Виктор умудрился позвонить даже из Африканской Мавритании.

Vs
Виктор умудрился позвонить даже из aфриканской Мавритании.

Зус Вайман   06.06.2020 22:44     Заявить о нарушении
Спасибо )) Загляну в гости.

Надежда Велисевич -2   17.06.2020 21:17   Заявить о нарушении