Левый Левша


Население маленькой деревушки Шестаки, что расположилась по берегу таёжной реки Косьва, потеряло покой.  Виной, тому был медведь, неожиданно появившийся не известно от куда.  Раньше о нём и не слыхали в этих местах. Спокойно все ходили в лес, по грибы, по ягоды, скот пасли, дрова сено заготовляли, и на тебе,  медведь.

 А обнаружили его две девки, Надька и Нюрка. Они в субботу,  после утренней дойки коров, решили сходить по малину на Старую Гарь. Это славное место, склон горелой когда-то горы, густо зарос малинником. Малина в этом году уродилась на славу.

 Крупные ягоды конической формы, тяжёлыми гроздьями свисали с веток до самой земли. Запах перезрелых ягод разносился на всю округу.  Девки прошли берёзовый подлесок, поднялись по склону, и вышли к малиннику. Ягоды на склоне, всегда собирают сверху в низ, так удобнее спускаться с полным ведром ягод, чем на оборот. Сбор ягод их так увлёк, что они и не заметили, как удалились друг от друга. Надька вдруг услышала, как не далеко от неё, какое-то чавканье, но не предала этому значения, как говорят, пропустила мимо ушей. Через какое-то время чавканье повторилось. Смутная тревога закралась в душу.

 Она выпрямилась, чтобы посмотреть, далеко ли подруга, обвела взглядом малинник во круг себя, и вдруг её взгляд  упёрся в бурое шевелившиеся пятно. Она конечно никогда не видела медведя, но инстинкт самосохранения сработал. Медведь, ахнула она. «Нюркааа!» -- закричала она, -- «Медведь,» и бросилась бежать под гору, уронив ведро с малиной. Нюрка не расслышала, что крикнула ей подруга, но увидев её бегущей, кинулась за ней.

 Медведь, а это действительно был он, так увлекся поеданием сладкой ягоды, что потерял всякую осторожность, да и кто ему мог помешать. В этих местах давно уже не слыхать ни выстрелов, ни стука топора. От человеческого крика он подпрыгнул, рявкнул, и кубарем покатился под гору. Добежав до деревни, девки упали под стогом сена, еле переводя дыхание, со страхом глядя в сторону леса.

 Немного отдышавшись, и поправив на себе одежду, они направились в деревню. Слух о медведе быстро облетел всё село. Спустя несколько дней, медведь опять напомнил о себе. Стадо коров, средь белого дня, прибежало в деревню. Пастух рассказывал у сельпо, - коровы, вдруг ни с того, ни с сего, задрав хвосты, с мычанием кинулись бежать в рассыпную, еле собрал их, - закончил он.

 Деревня как-то враз притихла, даже говорить стали шепотом. Нужно было, что- то делать, пока беда не стряслась. В любой деревне всегда найдётся свой Левша, так сказать мастер на все руки. Таким мастером в Шестоках, был слесарь в ремонтных мастерских, Егор Чеботарь. Этот умелец всё время что-то изобретал, не смотря на то, что после очередных испытаний, вся деревня была в весёлом настроении.

 Почти каждый житель знал над, чем сегодня работает Чеботарь, и когда будут испытания очередного произведения. У него во дворе была не большая мастерская, где по вечерам собирались мужики, кто помочь чего нибуть, кто дать совет. Вообщем «проектный институт» работал на полную мощь, тем самым, отвлекая мужиков от пьянки.

 А как-то, года два назад, был пуск трёхцилиндрового двигателя внутреннего сгорания. Не забываемое событие. Собирал Чеботарь его по японским чертежам и из местного чермета. Где он достал эти чертежи, и как хотел использовать этот двигатель, оставалось тайной. И вот наступил час испытания.

 Собрались у чеботарёвского сарая, почти всё мужское население деревни. Расселись на брёвнах вдоль забора, закурили. В сарае, Егор с двумя помощниками, делал последние движения в настройке двигателя. - Всё, запускаю, - крикнул он, и с усилием дёрнул шнур пускача. Маленький движок равномерно затрещал.

 Рука Егора легла на рычаг запуска основного двигателя. Он обвёл взглядом своих помощников, как бы подтверждая важность момента, и потянул рычаг на себя. Двигатель медленно начал набирать обороты. Вдруг клуб чёрного дыма с выстрелом вылетел из него, наполнив всё воздушное пространство сарая.

 Агрегат продолжал раскручивать свой маховик. Звук выхлопа превратился уже в сплошной вой, а клубы дыма полезли из всех щелей сарая. Помощники Чеботаря пулей вылетели из сарая, обгоняя друг друга, и загребая воздух широко открытыми ртами. Остановить двигатель было уже не возможно, он пошёл в разнос. Поняв это, Егор, шатаясь, вышел из сарая.

 Взмахами рук он показывал, чтобы зрители отошли подальше. Взрыв в сарае известил о конце эксперимента. Наступила мёртвая тишина. Чеботарь, обвёл взглядом мужиков, сидящих на брёвнах, размазал кепкой копоть на лице, махнул рукой и направился в сторону дома. Неудачи преследовали его одна за другой. Вот в прошлом годе, изготовил водолазный костюм, для подводной охоты на тайменя, так чуть не утонул.

 Забыл поставить клапан, для сброса воздуха из костюма, и весь воздух собрался в сапогах. Было очень не удобно стоять на дне вниз головой. Спасибо напарнику, что был в лодке, а то стоял бы там по сей день. Слух о медведе, конечно, дошёл и до Чеботаря. Ну кто как не он, может избавить деревню от злодея.

 Голова начала работать в определённом направлении. Он точно знал, что ружья в деревне нет, значит нужно изготовить ловушку, или чем-то прогнать его. Никто с рогатиной на медведя не пойдёт, думал он, нужно делать какой-то капкан. Если поставить обычный медвежий, то потом чем его добиавть, подхолить-то к нему  опасно. Мысль пришла внезапно. Может быть и бредовая, но стоит попробовать.

 Егор умел все, кроме того, как удержать мысль, появившуюся у него в голове. Они разлетались с такой скоростью, как только позволяло сарафанное радио. Про ту мысль, что пришла к нему  внезапно, к вечеру знала вся деревня. Судьба медведя теперь зависела от того, как быстро Чеботарь претворит эту мысль в действие. А действия начались вечером, сразу после работы.

 Егор взял отрезок металлической трубы, диаметром примерно больше лапы медведя. Нарезал из стальной проволоки спицы. Один конец этих спиц остро  заточил, а другой конец приварил к трубе, острой частью во внутрь трубы, с обеих сторон. Получилась эдакая муфта с ежом внутри. Ловушка была готова.

 А дальше события развивались следующим образом. Он набил эту трубу – ловушку протухшим мясом, взял с собой, на всякий случай, помощника, и рано утром отправился в лес. На то место, где девки побросали вёдра с малиной. Чеботарь слышал раньше, что сытый медведь на человека не нападает, а было ещё лето и корма ему  хватало.

 Поэтому он с помощником, оглядываясь по сторонам, подошёл к Старой Гари. Продираясь через малинник, они заметили свежеломанные кусты. Медведь здесь кормился дня два назад, нужно здесь, и поставить своё грозное орудие, решили они. Найдя большой пенёк, Егор положил на него ловушку. Весь замысел операции был в том, что медведь, учуяв запах тухлого мяса, подойдёт к ловушке и попытается достать мясо.

 Для этого ему нужно засунуть лапу в трубу. Острые иглы трубы не дают ему вытащить её назад, тогда он пытается вытащить мясо с другой сторон трубы. Таким образом, он оказывается, как бы со связанными лапами. После этого, когда он безопасен, подходи и бери его голыми руками. Так думал Чеботарь, уходя с помощником домой.

 Спустя три дня, он, прихватив с собой ещё пару мужиков на всякий случай, решил проверить результат своего творчества. Подойдя к Старой Гари, они прислушались, надеясь услышать рёв медведя. Но тишину леса, только нарушал скрип старых деревьев. Они осторожно подошли к пеньку, на котором оставляли ловушку.

 Её на пеньке не было. Приглядевшись внимательно, они заметили на пеньке следы своего тухлого мяса, и когтей медведя. Не далеко в кустах малины, нашли свою ловушку, но без мяса. Обескураженный не удачей, Чеботарь сел на пенёк и задумался. Он представил себе картину, как медведь подходит к ловушке, рассматривает её, стучит ей по пеньку, и вытряхивает её содержимое. Бросает  трубу в кусты, лакомится мясом и довольный уходит в лес. « Сказал ли он мне спасибо», -- подумал Егор, и улыбнулся.       


Рецензии