Знаний много не бывает?

По поводу обучения ребенка всему, чему только можно... Мол, знания лишними не бывают.

Я - отличница. Училась всегда легко и просто. Поэтому знаю ситуацию изнутри.
Обучаюсь сейчас новому делу, и увидела такой парадокс в обучении...
Родители хотят, чтобы ребенок знал много, и применял это в совершенстве.
Да вот что скрывается за требованием совершенства по любому поводу...
Теорию выучить и оттарабанить просто. По крайней мере, для людей с хорошей памятью. За это ставят "5")))
А подходишь к применению знаний на практике и... Ступор.
Окоченение и одеревенение перед чистым белым листом, на котором надо показать то, чему научился. А если силой преодолел внутреннее сопротивление, то ручки трясутся и все равно ерунда получается.
А почему?
Ошибку сделать боишься.
Ведь за ошибки в обучении наказывают. Везет тем, кого не наказывали! И не обязательно это физическое наказание. Моральное порой больнее бывает. А эти вечные нотации "Тупица", "Бездарь", "Соседский ребенок делает это лучше"... Каждый впишет здесь то, что слышал в течении жизни.
Порою родители воспитывают детей по принципу "Бьет - значит, любит".
А вечный поиск недостатков оправдывают тем, что помогают ребенку. А потом мужу или жене))) Как он, бедняга, без наших нотаций проживет? А без поиска недостатков? Пропадет ведь, ничего нормально не сделает. Если постоянно говорить ему, что он все делает плохо, то он все сделает качественно с первого раза.
Не знаю, верят ли они сами в эту теорию, но они так поступают.
Недостатки увеличиваются или придумываются. Главное - вечно быть недовольным, и вечно отчитывать. Такие люди кажутся умными и принципиальными. А те, кто не отчитывает, кажутся дурачками. Но казаться - не значит быть.
По факту, качество приходит на волне совершенных ошибок. Меньше ошибок - хуже качество.
Вообще-то принцип "Количество переходит в качество" изучали все, кто получал советское высшее образование. Но в жизни применяют не все.
И если наказывать ребенка за каждую ошибку,за каждый несовершенный результат, то до качества он может добраться только чудом.

Здесь я подхожу к тому, ради чего я это писала.

Страх сделать ошибку приводит к тому, что человек не может применить ни одно из полученных знаний.

И не имеет значения количество полученных знаний. Хоть всю жизнь учись. Хоть на пятерки, хоть на двадцатки. Это пустая трата времени.
Если перед белым чистым листом в начале работы охватывает ступор, все обучение было напрасным.
И вкладывать в ребенка знания бессмысленно. Это льстит родительскому тщеславию, но для ребенка бесполезно.
Фундамент - уверенность в себе и своих силах.
Если этот фундамент подорван наказаниями и стремлением к совершенству, класть знания сверху бессмысленно. Они уйдут в трясину страха перед ошибкой.

Я лично выбиралась из этой трясины снижением цены ошибки.
Я сознательно стала идти на ошибки.
Но научилась снижать их стоимость.
Тренировалась на подобии, а не реальности (где это возможно).
Для первых опытов брала дешевые расходники (где это возможно).
Например, как я училась шить.
По совету опытной мастерицы, я училась ровной строчке на тетрадных листах бумаги. Взяла лист бумаги с линиями, сняла нитки с машинки, и шила пустой иглой по линиям бумаги. Удобно, почти бесплатно, быстро, и сразу видны свои ошибки. Они же быстро исправляются. Ступор перед шитьем по ткани исчезает. Потом шила из недорогой ткани простые вещи. Аппетит приходит во время еды)

Если приходится идти на опыт сразу "на чистовик", я повышала уверенность в себе тренировками в других сферах. Недорогих по стоимости.
Хорошо иметь хобби. Потренируешься, например, пирожки печь. Испортишь тесто, сожжешь пирожки, варенье превратит противень в запекшуюся корку. И хорошо! Количество ошибок за день набрано))) Можно идти и делать дорогостоящие первые опыты. Ступор уже не наступает)))

А в детях я стараюсь не убивать уверенность в себе, уже зная цену этого разрушения.
Это непросто для родителей) Нахальные дети гораздо энергичнее послушных) И разрушений производят больше)
Но я вспоминаю свою ступор отличницы перед началом дела, и успокаиваюсь.
Тем более, что я их учу устранять последствия своих ошибок.

Ошибиться - не страшно. Неправильно это не исправить.
А базируется исправление ошибок на теории прав человека.
Не современной, искаженной версии, под которой разные вредности делаются.
А на классическом варианте, как она была создана французскими мыслителями.

Ключевой принцип: "Права человека заканчиваются там, где начинаются права другого".
Затронуты права или имущество другого человека - была сделана ошибка.
Весь вред остался в собственном пространстве - значит, мне с этим и разбираться.
Ошибки в отношении других надо исправлять.
Восстановить имущество, исправить вред чуть большей компенсацией, извиниться.
А вот свои ошибки...
Порой из них вырастают чудесные открытия, обогащающие свой опыт и расширяющие пространство.
Свои ошибки - это количество, которое переходит в качество.
И делает нас мастерами.

Так что дело оказалась не в академических знаниях. Их можно набрать в любой момент, в любой форме.
Самообучением, или на курсы пойти, или учеником устроиться.

Фундамент - уверенность в себе и своих силах.
Без этой уверенности набирать много знаний бессмысленно.
А вот когда уверен в себе, и ошибки превращаешь в опыт и мастерство, открыта дорога к любым знаниям.
И будут они во благо!))))


Рецензии