85. Мысли по эстетике

Крайний индивидуализм ведёт к его отрицанию, так как, вместе с мироотрицанием, модернизм вынужден отрицать и личность - разумную, социальную, гуманистическую. Если что-то и остаётся от "личности" после этого, то это уже хочется "выкинуть"прочь. А разумная личность разумна лишь в отношении мира, каким бы он не был в качестве социума.
+
Отрицание социальной и моральной ценности личности, обессмысливает её и в эстетическом плане.
+
Порою имеет место логическая ошибка. Полагая, что уничтожая ценность мира, увеличивают ценность субъекта, личности, творящего.Реально же личность, словно "Я" у Фихте, повисает в пустоте и всякое её творчество лишается смысла. Когда уничтожая мир, уничтожают и "других" и возникает солипсизм. И в мире и в личности есть иррациональное. Но если мы делаем иррациональное первой и главной реальностью, то иррациональному человеку здесь уже соответствует лишь человек безумный, а искусство превращается в бред безумного.
+
Результаты творчества должны быть реализованы в мире и, следовательно, мир достаточно разумен для такой возможности.
+
Какого индивида может породить иррациональная реальность в качестве родового человека?  Это абсурдный, противоречивый, ничтожный субъект с разорванной душой и бессмысленной деятельностью. Поэтому возвеличение модернизмом субъекта нонсенс, нелепость, алогизм. Абсурдный человек вне истины и всё, что он утверждает, все его ценности - ложь или ошибка.  Если модернист считает себя рациональной личностью, он не может (если следует логике) отрицать ни мир, ни реалистичное искусство.Если он хочет быть иррациональной личностью и иметь иррациональное искусство, то всё что он говорит о реальности - ложь или ошибка.
+
Мягкая форма мироотрицания - эстетический гедонизм.Это культ личности в форме культа удовольствия творящего и потребителя результатов творчества. Гедонизм не отрицает реальность, рациональность мира, других ценностей, но делает удовольствие главной ценностью души и мира. Но гедонизм неизбежно ведёт к эгоцентризму, когда для творящего главнее сам его процесс творчества, даже самый ненормальный, а не оценка его "произведений" другими. Речь здесь не о том, что творчество вообще эгоцентрично по природе, а в эгоцентричности как о крайности.
+
Эстетический человек частично отрицает мир (как первичную ценность), частично утверждает его. Например, творящий имеет тенденцию "быть первым" в коллективе, но для этого он испытывает нужду в коллективе, вынужден признавать и его ценность. "Быть первым" можно не только реально, но и в желании, в потенции, в грёзе.
+
Искусство вынуждено использовать эмпирические образы и понятия и уже в силу этого зависит от реалий мира . Но реальное опосредуется субъективно и преображается также в символ, метафору, чувство. Последнее (эмоция) может быть более адекватно или реальности или душе творящего, его почитателей и критиков.
+
Эстетический язык - это двуединство телесного и душевно-духовного (в литературе -букв, звуков, слов с одной стороны и смыслов-переживаний с другой). Смысл вызывает образ, а образ смысл.Наружное превращается во внутреннее, но не до конца (символ, метафора). Абстракции науки и философии в искусстве могут переводиться в образы, сюжеты и художественные смыслы. В рамках искусства таким образом внешнее превращается в знак и форму внутреннего.
+
Отражение реальности в искусстве есть сразу и её преображение: реальное используется в качестве идеальных образом, наделяется идеально-художественным смыслом, который не должен быть чуждым элементом в эстетическом целом.
+
Фантазия в искусстве открывает незримые аспекты, а порой даже и смысловую глубину явлений - и скрывает их реальные связи, превращая в нечто особенное и чудесное. Это главный элемент развлекательности и отражение скрытых желаний человечества.
+
Традиционно искусство мыслится как "внутреннее зрение". Вот почему "внешнее зрение", мир кажется тем, что отвлекает нас от сокровенных истин и искажает их. Поэтому в мифах часто мудрецы оказываются слепы на один глаз или вообще (например, Один в скандинавской мифологии).Почему-то людям трудно уяснить, что "первичное" и "вторичное" равно важны и не могут обходиться друг без друга. Отсюда стереотип: творящий есть человек "не от мира сего".
+
Что до творчества, то, возможно, что его содержание формируется сперва на бессознательном уровне, чисто идеально, и лишь потом сознаётся. Но содержание в бессознательном есть результат бессознательных восприятий внешнего и их переработка. В силу этого необходимое отвлечение творца от мира ради творчества необходимо, но формально: он носит мир в своей душе (психический опыт жизни, перерабатывается в опыт эстетический).
+
Эстетический человек сближается с людьми, родственными ему по духу, и отчуждается от других. Отсюда элитарность искусства. Но в то же время искусство тяготеет и к "соборности". Элитарность несколько трагична, так как отделяет индивида и коллектив от остального человечества, так, что большинство оказывается чуждым "избранному слою творческой интеллигенции". У людей искусства появляется претензия на роль ведущего авангарда", "спасителей человечества". Возникает представление об особой миссии художника слова". Весь Серебряный век пытался саму жизнь превратить в форму искусства. В самом деле, искусство можно понимать как "литургию" - "общее, прогрессивное, гуманизирующее Дело". Высота искусства предполагает и наличие профанирующего мира.
+
Связь искусства со страданием очевидна.  Уже труд, усилия - форма страдания. Творящий чаще всего отчуждается от социума и не бывает удовлетворён своим творчеством. Уникальность личности делает её одинокой. Часто возникает и диллема "творчество или семья". Творящий не создан для быта, он вечно занят и считает своё творчество главным в своей жизни. Любовь к жене оказывается часто на втором месте. Поэтому и шутят, что у художника лишь одна любовница - его муза. Конечно, возможна счастливая семья у человека искусства, но здесь гармония осуществляется в том случае, когда жена подлаживается к образу жизни мужа, разделяет его ценности, не чужда духовной и творческой жизни и является помощницей мужа в его делах.
+
Искусство противоречиво. В нём уживаются блаженство и страдание, Удовлетворённость конкретным произведением и неудовлетворённость, заставляющая совершенствоваться и творить далее. Может иметь место противоречие замысла и результата, необходимости и свободы, оптимизма и пессимизма...
+
Искусство коммуникативно. Творческой индивидуальности недостаточно её одной. Сколь бы не были личными и оригинальными её переживания, возникает задача - довести их до других, до положительной общественной оценки. В мании величия модернисты пренебрежительно относятся к потребителям их творчества, навязывая всем свои ценности. Но совершенно отдалятся от потребителей искусства столь же неразумно как идти у них на поводу.
+
Полного успеха творящий не достигает никогда. Ведь основная его задача - "выразить невыразимое", но до конца его выразить невозможно. Великое значение сравнительно удачное произведение приобретает лишь из его сравнения с произведениями более слабыми. Основная задача искусства оказывается бесконечной. Тяга относительного к абсолютному. Его частные и конечные проявления.


Рецензии