Любовь- дарить и любовь- обладать

               
               
               
Два русских гениальных поэта в своих прощальных любовных стихотворениях  показали примеры двух типов любви.
 
А.Пушкин:

   Я  вас любил: любовь еще, быть может,
   В душе моей угасла не совсем;
   Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то нежностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.

Лермонтов:

    Я не унижусь пред тобою;
    Ни твой привет, ни твой укор
    Не  властны  над моей душою.
    Знай:   мы чужие с этих пор.
    Ты позабыла:   я свободы
    Для заблужденья не отдам;
    И так  пожертвовал я годы
    Твоей улыбке и глазам;
    И так я слишком долго видел
    В тебе надежду юных дней,
    И целый мир возненавидел,
    Чтобы тебя любить сильней.
    Как знать, быть может  те мгновенья,
    Что протекли у ног твоих,
    Я отнимал у вдохновенья!
    А чем ты заменила их?
    Быть может,  мыслию небесной
    И силой духа  убежден
    Я дал бы миру   дар чудесный,
    А мне за то бессмертье он?
    ...................................................
    Не знав коварную измену,
    Тебе я душу отдавал;
    Такой души ты знала ль цену?
    Ты знала  -  я тебя  не знал!


О любви бескорыстной (агапе) и обладательной любви (эросе)  начал говорить еще в античное время  Платон в своих диалогах.  Эти два полюса любви можно рассматривать чисто теоретически.  В любом человеке эти  противоположные стороны любви чаще всего переплетены, хотя  какая-то грань преобладает. На бескорыстную любовь способен внутренне богатый и очень добрый человек, он щедро делится своими сокровищами, ничего не требуя взамен. Анна Керн написала воспоминания о Пушкине, которые закончила словами: «Я восхищаюсь им  как гением добра».  В стихотворении Лермонтова чувствуется какая-то демонская гордыня и коммерческая  обида -  «баш-на-баш»  не получилось.  (Пишу и краснею – вправе ли я судить гениального поэта?)
Но это все стихи! В реальной жизни бескорыстная любовь к противоположному полу в крайнем ее полюсном проявлении вряд ли возможна.  Трудно представить человека любящего, но не ожидающего  ответного внимания,  не ревнующего, безразличного к совместному переживанию с любимым -  с теми признаками бескорыстной любви, но одновременно и признаками равнодушия. Некоторые мужчины считают правильным не дарить женщине подарков – пусть, дескать, любит бескорыстно!  А женщина «бескорыстно»  терпит невнимание к ней.  Бескорыстная любовь в чистом виде может быть только по отношению к маленьким детям и беспомощным близким.

У  русских людей слово «любовь»  в прежние времена заменялось словом «жалость» -  она жалеет его, он жалеет ее.  Но жалость как-то унижает человеческое достоинство! Другое дело, если под «жалостью» понимать сочувствие, сострадание,  сопереживание – признаками бескорыстной любви.  Такой жалеющий человек найдет способ помочь своему близкому, утешит, защитит.

И все-таки любовь –дар  скучна и пресна без присутствия  любви-обладания. Любовь-обладание – требовательная любовь: а ну-ка, друг, соответствуй моему представлению о счастье! Тянись  и возвышайся, чтобы не было стыдно за тебя. Любовь-обладание многолика.  В ее проявлении много негативного и причиняющего боль и страдание.  Непомерные требования  обычно безжалостны и тираничны.  Обладать, а значит владеть другой личностью, то есть доминировать над ней, контролировать и эксплуатировать – приятно  только одной стороне,  укрощающей и подавляющей.   













 


Рецензии