Деньги - зло!

"Деньги-зло!Но когда их нет,просто зла не хватает"-гласит один афоризм."Деньги-это такая вещь-то их нет,то их нет совсем!"-говорят французы.
      В студенческие годы,самое большое зло-это безденежье.И какие только методы студенты не применяли в борьбе с этим злом.Поцаны устраивались сторожами в детсадики,-что было довольно завидным местом.Эти места после окончания института передавались лучшим друзьям,вместе с нянечками и воспитательницами бывшими в полюбовницах.Там можно было прекрасно выспаться,приготовить уроки,позавтракать и сытому как коту примчаться на лекции.Остальным же соискателям предоставлялась грубая физическая работа:разгрузка вагонов,рытьё траншей,или других единовременных работ для жадных до работы студенческих рук.Попасть летом в студенческий стройотряд,подзаработать там,надсаждая живот,вытягиванием жил в руках,часто травмируясь,чтобы потом спокойнее себя чувствовать в течении года,удавалось не всем,да и деньжата,с таким трудом заработанные, улетучивались "как струйка дыма",заставяя искать новые "источники дохода".Девчатам было -легче.Они нанимались мыть бесконечные гектары институтских корридоров,работали в гардеробных и пр. нетрудных женских местах.Но поцана  увидеть с тряпкой-"Позор!"поэтому предпочитали разгрузить в шестером 60-тонный вагон за вожделенную десятку "на рыло"-благо что экспедиторы "роились"в общежитии при приходе на станцию груза.Но самая большая удача была получить жирный наряд на какую нибудь единовременную работу и относительно неплохо,быстро заработать.Таким местом,где "перепадал кусочек сыра",был ТЭМЗ-Томский электромеханический завод соседствующий с главным корпусом института,буквально через забор.
          Как и во всяком уважаемом заводе,всегда находился ОКС-отдел капитального строительства,занимающегося ремонтом,благоустройством родного завода.На ТЭМЗЕ этот отдел был расположен в середине заводского двора в 4 скученных строительных балках.Но там было довольно тепло и уютно.И начальником и мастером там был Михал Иваныч Прудников-крупный,беззлобный мужик предпенсионного возраста с усталым добрым лицом.Обычно он был занят расценкой нарядов,окружённый толпой зубоскалов-бездельников,сидящих на окладах  и поэтому не очень радивых к работе.Да и завод был небольшой, построен в сильно пересечённой местности на берегу красавицы ТОМИ-так что ,не сильно размахнёшся.Но что то нужно было всегда ремонтировать,переделывать,красить, белить и т.д.Вот в такую переделку,стоившую больших нервов и страха я и попал со своей бригадой, желая хорошо и быстро "подзаработать".
         У Прудникова я "засветился" как исполнительный и добросовестный работник со своей бригадой в 4 человека нашей комнаты.Я дорожил этим доверием,стараясь всё выполнить как можно лучше.Вот и сейчас я нырнул в балки, в надежде на "куш".Всё как всегда-Прудников в бумагах,а балабоны сидящие вдоль стен на корячках, беззлобно зубоскалили в его сторону,от которых он отмахивался как от назойливых мух.При моём появлении-всё внимание ко мне.
        -Молодец что зашёл!У меня есть к тебе срочная и денежная работа!
Я навострил уши при слове денежная,а работу мы сделаем любую!
         -Сейчас мы сходим на объект,я покажу тебе объём работы,и если возьмёшься,то "по рукам"!
 Мы пришли в механический цех по производству отбойных пневмо- молотков.Прудников показал мне огромный тепловой шлюз,который был построен ещё в военное лихолетье.В военые годы, читал я в литературе,стояли очень холодные зимы,поэтому шла борьба за каждую калорию тепла,и строились такие вот переходные шлюзы.Чтобы попасть транспортному средству в цех,надо открыть наружние ворота,въехать в этот шлюз,быстро и плотно закрыть наружние ворота,затем открываются внутренние и транспорт въезжает в цех. При выезде-обратный процесс с дверями.Всё бы ничего,но этот шлюз был построен внутри цеха,занимая его большую полезную площадь.Времена и климат изменились и теперь вопрос встал о сносе этого сооружения,убрав одну стену и внутренние ворота,тем самым увеличить площадь для примыкающему к нему ОТК и склада готовых комплектующих деталей  .Работу нужно было сделать за субботний вечер и воскресный день,при отсутствии рабочего контингента.Ну что же!Ломать не строить!"За всё,про всё!-200 рублей,по 50 "на рыло" за два дня-неплохо!Мы расстались с Прудниковым друзьями.Я пошёл "обрадовать"бригаду,а Прудников озадачивать близлежащее ОТК на предмет большой пыли и сохранности мерителей.
      Ваня-одногруппник и жилец нашей комнаты,от шабашки сразу отказался,не смотря ни на какие уговоры.Это нас очень озадачило,тем более что он завёл себе "зазнобу" из пединститута,и "предстояли непредвиденные расходы".Пришлось искать 4-го на стороне.Нашёлся он быстро ввиде здоровенного парняги курсом ниже.Как все здоровяки Жилин был малоразговорчив,но хваткий в работе.Мне он понравился.Основной-же костяк:Я, Вовчик и Боря были хорошо проверены "в трудах".
      В субботу в 16-00 мы предстали перед Прудниковым и пошли в цех знакомиться с фронтом работы.В ОТК бродили женщины как сомнабулы,прикидывая что ещё прикрыть газетками и старыми чертежами.Расстояние ОТК до "объекта" было не более 1,5 метров,а в стену упирались хилые тесины,не доставая даже до половины слома.Наконец все ушли.
      Десять метров в длину,шесть в высоту и кладка в 1,5 кирпича-не хило!Никаких средств -для работы на верху.
           -Будем ломать методом подбоя, и валить стену вовнутрь и там дробить на куски,вывозить на свалку!-спланировал я легкомысленно .
Пробили с трудами дыру,затем повели её влево и вправо.Когда готова была длинная щель,Вовчик взял одну из тесин и прикинул-как он будет валить стену,находясь в метре от неё.
          -Чеши от сюда пока не задавило как муху!Смотри какая махина на твою одну человеко силишку!
Мы пробили щель "вкруговую",оставив висеть стену на маленькой угловой опоре в полкирпича.Просто уму не постижимо,как такая махина без трещенки висит как приклеенная к потолку,опираясь всего лишь на пятку в полкирпича.Подходить близко было уже страшно,и мы стали бить этот полукирпич, кидая как дротики бракованными корпусами отбойных молотков,которые стояли тут же в изобилии в ящике у ОТК.Площадь опоры уменьшилась до размера советской пятикопеечной манеты,а стене-хоть бы "Хны"!Фантастика!Наконец эти игрища мне надоели.Я готов был поверить в бесовские силы держащие эту стену целёхонькой и прикидывал в голове-что мы будем делать с ней,если она не вздумает валиться.
       -Уходите все в дальний конец прохода,чтобы я вас видел!Велел ребятам ,беря в руки острый лом.Пацаны сгрудились у въездных ворот,лишь один дурачёк Боря-любитель эффектных зрелищь,остался в зоне ОТК,хотя и на приличном расстоянии от стены, а я не настоял на своём приказе, и стоя на каком то ящике, стал откалывать, буквально,по песчинке с этой твёрдой как гранит, крохотной точки опоры.Наконец,раздался сильный треск,схожий с раскатом грома.Я бросил лом и под ужасный грохот кинулся на утёк к ребятам. Наконец всё стихло!
     Лица у моих подопечных были зелёные,а у Жилина мелко тряслась приклеенная к нижней губе сигарета.В стойке их была поза спринтеров высокого старта, готовых сорваться в бег от одного слова"Атас"-рвём когти.И бежали бы до самой общаги,без всякого зазрения совести от содеянного.
     Прошли буквально секунды тишины, как мы услышали жалобный стон:"Ой!Ой!" Это и  вывело нас из ступора,мы кинулись на "ой" и увидели нашего любителя острых ощущений Борю с зажатой ногой огромными глыбами кирпичной кладки.Есть Бог!А Боря,наверное,был крещённый!Три огромных глыбы стены легли так что оставили этому дураку узкую треугольную щель для капкана ступни его ноги,а ведь такие глыбы могли растереть её в порошок.Когда я попытался, всуе и с испугу, поддеть ломом верхнюю глыбу,она даже не шевельнулась.Не шевельнулась она и под тремя ломами.Вот тогда я испытал весь ужас содеянного.Решили долбить у самой ноги,расширяя щель.Опасно!Но лучшего ничего не придумаешь!Пару раз долбанули по ноге,но щель расширили,ногу вытащили.Я обследовал её- кости целы,но сильны ушибы,Слава Богу!-обошлось!Тут я " по-полной отвязался"на него, поливая всякой руганью накопившуюся от страха.Он смиренно всё выслушал,а у меня и злость прошла,ввиду благополучного исхода.
       Успокоились,пришло время оглянуться.Зрелище было удручающее-стена упала прямо на ОТК и его склад готовых на сборку деталей.Все стеллажи как домино упали,детали рассыпались,смешавшись со строительным мусором. В самом помещении шлюза кирпичей было мало,но больше всего рассмешил сработавший где то под разломом пенный огнетушитель ОП- 3 и  через узкую щель поливавший противоположную стену мощной струёй отвратительно- поносного цвета.Ну что же!Пожарные средства на уровне!Пацаны и сейчас были готовы удрать как нашкодившие коты.Жилин глубокомысленно курил сигарету за сигаретой,а Вовчик чесал за ухом(привычка),Боря уныло сидел на скамье у входа.Тракторист которого дали нам вывозить кирпичный бой(самый балабон из балабонов),тоже потрясённый происшедшим ,вопрошающе смотрел на меня.Работать при таком раскладе не хотелось,хотелось убежать.
       -Так!Начинаем работу от последнего кирпича долетевшего досюда и идём до эпицентра взрыва,оставляем за собой только чистый кафель-скомандовал я,прекращая депрессию вызванную испугом .-Начали!Тракторист лихо вырулив подставил нам тележку и мы начали где лопатами,где руками грузить и вывозить кирпичную крошку!Борю как пострадавшего "в бою",к работе не допускали,но он упёрто,держась одной рукой за борт тележки,отвесив пострадавшую ногу,подбирал посильные куски и бросал их в кузов.Молодец поцан!Тракторист оказался знатоком своего дела-виртуозно и быстро крутился,сам определял где надо удобнее поставить тележку,вывозил так быстро что не давал нам как следует передохнуть.А вскоре, начали становиться на  место стеллажи.По остаткам деталей в кюветах,определяли место для расыпаных.Работа кипела,теплелась надежда на благополучный её исход.Но эта надежда была только до того момента,пока мы не добрались до ОТК.И тут нам предстало страшное зрелище!
     Вековые деревянные столы,сработанные ещё во времена ВОВ,были проломлены чьим то огромным, ужасным кулаком,а всё что было заботливо укутанно газетками от пыли, было или безвозвратно уничтожено,или подлежало ремонту.Больше всего удручал наше состояние-разбитый РОКВЕЛЛ-прибор для определения твёрдости металла.Его "лебединная шея"чугунного литья была безжалостно перебита,а голова влялась как  отрубленная у  петуха.Тут уж мы окончательно сникли.Такие убытки нам не оплатить никакими шабашками!В голове рой мыслей:Где доставать деньги для оплаты этого погрома,но руки автоматически разбирали весь этот содом,наводя относительный порядок.Дураки!Что мы тогда знали о заводских производственных издержках.Всё решалось очень просто-списаниями и актами.А пока мы были полны тяжёлыми душевными переживаниями.РОКВЕЛЛ решили отнести на кафедру сварки и там сделать ремонт.В этот вечер мы подошли в плотную к остаткам стены и решили на этом на сегодня закончить.Домой шли в тяжком молчании,иногда помогая шкандыбающему Боре .
       -Сейчас всем спать!Подъём в 7-00,завтрак и в 8-00 -на завод!
Назвать это сном нельзя,хотя и устали крепко.Вся ночь у меня прошла в каком то полузабытьи, и в кошмарах.Казалось, только что закрыл глаза,как проснувшись,
 увидел что уже 7-00.Разбудил Вовчика,тут же потянулся к одежде Боря.Уговаривали остаться дома,но он упрямо заявил что нога почти не болит.Пошёл будить Жилина.Жилин на отрез отказался идти работать.Пришлось применить "силовой приём":
       -Ах ты гад!Как шкодничать так вместе,а как на "кичу",так без меня!Нет уж!Сидеть будем вместе!Боря вон с раздробленной ногой уже на выходе стоит!Что ещё я говорил ему-не помню!Но Жилин "скомкав"своё малодушие потянулся за одеждой-"правильный поцан",видать, то же переживал всю ночь!
        В 8-00 мы недовольные жизнью как осужденные  каторжники, приступили к разборке оставшейся стены,а в 16-00  от стены остался след на потолке и на полу.Чистоту наводили с любовью,пытаясь хоть этим подхалимажем смягчить свою вину.Но вот последний штрих уборки,сложен инструмент и мы так же молча и уныло пошли домой.Пообедали в любимой ТЭМЗовской столовой,где кормили дёшво и вкусно,приплелись в общежитие,завалились на постели и остались на едине каждый со своими невесёлыми думами.Но жизнь продолжается!
       Первую неделю,я с тревогой ожидал на институтских лекциях,что вот-вот откроится дверь,войдут "два красивых охранника,и поведут из Сибири в Сибирь".Но ничего этого не было и чувства стали притупляться,а ещё через неделю,по молодости, страшный сон перестал тревожить душу, и всё стало забываться.
       На большой перемене,когда студентва как в бестолковом муравейнике переходит из корпуса в корпус,я старался обходить стороною лежащую на пути проходную завода.Закончился Январь,проскочил Февраль,настали тёплые мартовские дни.Радостно грело солнце,очистились от снега тротуары.Я уже забыл свои страхи перед заводской проходной и однажды бездумно,в радостной эйфории весны,нос к носу столкнулся у проходной с Прудниковым.Если бы не эта встреча,я так бы и не осмелился зайти к нему на территорию завода,опасаясь чтобы за мной не захлопнулись бы железные двери какого то капкана.
        -Живой!Вскрикнул радостно Прудников схватив меня своими огромными руками,ощупывая и осматривая с ног до головы.И почему это мне такие "почести",ведь пострадал Боря!
Ну "балабон"!Ну стервец!Нашёл беззлобного мужика и потешается над ним всякими страхами.Он рассказал что меня буквально "растёрло кирпичами,что меня вынесли за проходную,сдали на скорую помощь,а дальше он ничего не знает о моей судьбе,и поэтому никто не приходит за деньгами уже третий месяц.А это -святое,получить свои кровно заработанные денежки!Доводы бесспорные!Естественно ,что поверишь его словам.Три месяца бедный Прудников был "на нервах"как и мы.Я коротко рассказал о событиях "той ночи",о Бориной ноге,и что он добросовестно работал уже через пол часа,а на следующий день о ноге и не вспоминал.У Прудникова мстительно сузились его добрые глаза,а я понял что "балабон" получит "по-полной".
       -Ты приходи-то деньги получать!Наряд я оформил,нужна только твоя подпись-сообщил он мне радостную весть.-Прямо сегодня после занятий и приходи!Я пообещал.А чтобы радостную весть не испортить какой нибудь "каверзой" от завода,в общежитии сообщил мужикам что иду на "голгофу",и возможно они меня больше не увидят.Они молча и сосредоточенно уткнулись в свои чертежи.
       У Прудникова-как всегда,только "балабон" сидел с кислой рожей,видать получил "под завязку"-и поделом!Я подписал наряд.               
      -Я его сейчас же отнесу в бухгалтерию,а ты сходи в цех и подпиши там акт,а то они нам тут навесили убытки,нерассчитаешься!Если будут возмущаться,напомни им что столы не были отодвинуты на безопасное расстояние,не были и убраны приборы.Да где там безопасное расстояние,если стеллажи и кирпичи летели до противоположной стены.
Вот она ловушка!Порвут на части!Сейчас мне там всё припомнят,хорошо если дадут уйти!Но "камедь"надо кончать,и я свернув акты в трубочку,тяжело поплёлся в цех.Цех я не узнал!Там где был наш "фронт работ",сиял светлыми огнями закуток с новыми "под дизайн"металлическими столиками покрытые пластиком.Над столиками индивидуальное люменисцентное освещение ,ничто не напоминало суровое грязное лихолетье ВОВ.Всё уютно,всё "призывало" к работе.Меня увидели и узнали три женщины-работницы ОТК.Они "воробышками"подскакали ко мне, с видом готовые меня
 расцеловать и начали на перебой расхваливать свою "контору":
       -Ой! Здравствуйте!Мы так вам благодарны за этот погром!Сколько времени просили начальство заменить нам столы,об которые мы пачкались и не успевали стирать дома халаты.Слепли при плохом освещении потолочных ламп.А у нас работа кропотливая,ответственная.А теперь посмотрите как у нас уютно,даже работается с удовольствием.Мы вам подпишим любые акты в благодарность!
Что то ещё щебетали "осчастливленные",но мне больше всего понравилось и облегчило  душу готовность подписать "любые акты".Наконец,дифирамбы закончились,бумаги подписаны,и я как,условно осужденный ,вышел из цеха.В ОКСе на меня уставились "град ожидающих глаз".
          -ФУ........УХ!Перевёл я дух,ложа акты на стол Прудникову.Чуть не зацеловали меня бабы,всю дорогу от цеха помаду стирал с лица-благодарили за погром,за человеческие условия,которые вы им создали.
Прудников мельком взглянул на подписи, удовлетворённо свернув акты в трубочку,поджал их под себя и влюблённо уставился на меня,слушая мою брехню.Один балабон-язва сидел с кислой рожей,очевидно, ожидал,что мне там насуют хороших пинков.Вот противная морда,а вообщем, хороший, весёлый парень!Мы расстались с Прудниковым друзьями,я попрощался со всеми за руку,и как на крыльях полетел в общагу.Но не так просто отпустить "натянутую струю страха"-решил я,разыграю спектакль дальше.Уж больно много всегда достаётся мне,а они как бессловесные исполнители и как бы всегда "непричём".
Захожу в комнату.Рабочая обстановка.Вовчик с Борей в трудах над "настенными кульманами".Чертят.При моём появлении повернулись ко мне ,молча смотрят.Однако, переживали за меня.Я прошёл нераздеваясь к своей кровати,обречённо кинул портфель,сел на краешек,обхватив голову руками.Пацаны молчат.Но долго я сдерживать общую радость не мог и выждав длительную паузу заорал дурниной:-А........А!В ПЯТЬ ЧАСОВ ЗА ДЕНЬГАМИ НА ЗАВОД!Поцаны зная мою эксцентричность сумрачно смотрели на меня.И только рассказав подробно обо всём,лица их ослабли от напряжения,рты растянулись в улыбках.Дураку надо было рассказать им о нечеловеческих пытках,которым я подвергся в цеховых застенках,о том как меня били головой об стену все кто хотел и чем хотел,оскорбляли, требуя выдать подельников ,и только благодаря моему мужеству,стойкости,я никого из вас невыдал и даже вынудил их подписи на актах.Но "поезд ушёл",а "хорошая мысля всегда приходит опосля!"Пойду, "обрадую "Жилина!Жилин возлежал на койке во весь свой богатырский рост.Увидев меня,сел на койку.
         -Ну что, Жилин!Собирайся!
         -У меня дядя полковник милиции,я ему позвоню он поможет!Видно парняга то же переживал в душе всё время(такие совестливые и ответственные мы были в то время),а мой поход на завод воспринял как поход за приговором.
        -Да не на "кичу",Жилин,а в кассу заводскую за деньгами.Родина простила тебе твой разбой и решила заплатить за работу!
Он ещё не мог осмыслить сказанное,но я его похлопал по спине предупредив:-В пять часов чтоб был у кассы завода!
В кассу я просунул свой студенческий билет,всё ещё ожидая подвоха,но кассирша равнодушно отсчитала положенную мне сумму,вложила деньги в студ билет и вернула мне его обратно.Получили положенное и друзья.Только за проходной прошипели громкое ФУ.....Х!И что то отпустило внизу живота.
Ну что мужики!Сейчас в ТЭМЗовскую столовую,наберём всякой вкуснятины по две порции,ох и наедимся!Возражений небыло.За трапезой я вспоминал и вспоминал "мельчайшие подробности дела,"которые были и которых небыло, а поцаны уминали еду,смотрели на меня как на героя и глупо улыбались.Счастливы были все!               
                1969год

            


Рецензии