Два сюрприза

Девяностые годы для всех были трудными, и наша семья не было исключением. Постепенно пришло понимание, что на одну зарплату с двумя маленькими детьми нам не прожить, надо было искать новые источники дохода. Ничего оригинального по тем временам придумывать не пришлось, нас выручил мелкий челночный бизнес. Ближе к середине девяностых годов интересы сего мелкого бизнеса свелись к регулярным поездкам за товаром на один из небольших завод города Харькова. Дела делами, но часа два-три свободного времени у меня было, поскольку московский поезд приезжал на вокзал достаточно в раннее время. Обычно это время я использовал для прогулок по центральным улицам Харькова, по своим любимым местам города, и только потом отправлялся на завод. Но иногда, достаточно редко, местом моей прогулки была далёкая окраина Харькова, был там один район, который всегда манил меня. Когда-то, давно я там был очень счастлив, память об этом осталась со мной навсегда, хотя само счастье оказалось мимолётным. Оно рассеялось как дым, будто его никогда и не было, оставив после себя смертельную тоску, с которой я долго не мог справиться. Отправляясь в тот далёкий район Харькова, я никого там не искал, а просто получал удовольствие от прогулки от станции метро до одного, знакомого мне дома. Постояв немного у перекрёстка вблизи этого дома, который так и не стал мне родным, я обычно садился в троллейбус на ближайшей остановке или же пешком возвращался обратно на станцию метро. По такому сценарию прошли все мои немногочисленные тогдашние прогулки в том районе, они позабылись и канули в лету, все, кроме одной, она запомнилась.

В тот день всё было так, как и всегда, я вышел из метро на проспект Орджоникидзе. Проспектом его можно считать лишь с натяжкой, на самом деле это была неширокая, зелёная, очень уютная улица с домами первых послевоенных лет. Всегда, когда прогуливался по ней, то получал от этого большое удовольствие. Прошёл мимо большого и красивого Дворца культуры и далее до проспекта Косиора, который волне заслуженно таковым считается, он значительно шире проспекта Орджоникидзе. Потом свернул направо, ещё пять минут неспешной прогулки и вот она знакомая улица с экзотическим коммунистическим названием. Перешёл на другую сторону улицы и подошёл к перекрёстку, отсюда хорошо был виден весь дом со счастливым номером семь и её подъезд. Площадка вблизи перекрёстка была уютной для кратковременного отдыха, рядом находился небольшой продуктовый магазин, в котором я иногда делал покупки. Моё ностальгическое путешествие подходило к концу, пора было отправляться на завод, дело прежде всего. В этот раз, решил я, поеду туда на троллейбусе. Сначала до конечной остановки, затем пересяду на другой маршрут, он довезёт меня прямо к заводу на проспекте Гагарина. Но, в этот день случилось то, чего я совсем не ожидал. Из знакомого подъезда стремительно выбежала молодая женщина и очень быстрым шагом помчалась на другую сторону улицы к автобусной остановке, было понятно, она опаздывает на работу. Я сразу узнал её по походке, это была та, воспоминания о которой приводили меня в этот район города Харькова. Последние сомнения отпали, когда она повернула голову в мою сторону в надежде увидеть нужный ей автобус, но его не было. Да, это была она! Мало изменилась и была легко узнаваема, хотя прошло достаточно много времени со дня нашей последней случайной (или почти случайной) встречи. Ожидая автобус на остановке совсем не догадывалась, что невдалеке стоит и на неё смотрит её давний знакомый, наверное, даже друг, стоит и думает, что ему делать дальше. Подойти к ней, или же поехать своей дорогой, не выдавая себя. Точно такая дилемма стояла у меня двенадцать лет тому назад.  После недолгих колебаний выбор мною был сделан, я подошёл к ней, это было правильным решением. В то время встреча, которую я всегда считал последней для нас обоих, состоялась.

Тогда, в начале восьмидесятых годов, мне удалось удивить её неожиданностью своего появления. Это случилось в день моего визита в Харьков во время моего летнего отпуска. После того как все запланированные дела были сделаны у меня перед отъездом в свой родной город осталось немного времени. Я решил использовать его для короткой прогулки по все тому же памятному мне харьковскому маршруту. Доехал я на метро до знакомой станции и не спеша пошёл по левому тротуару проспекта Орджоникидзе.  Но не  прошёл и половины пути по этому проспекту, как вдруг из боковой улочки на противоположный тротуар вышли двое, я узнал их сразу. Это была она и её муж, они шли в сторону станции метро и о чём оживлённо беседовали. Да, было чему удивиться, они вышли секунда в секунду и так, чтобы я смог их заметить, чуть раньше, чуть позже, и мы бы разошлись. А я-то думал, что больше никогда её не увижу, а тут столкнулись почти лицом к лицу. Хорошо, что мы были разделены дорогой, подумал я тогда, а то на узком тротуаре они меня бы заметили. А встречаться с ними обоими у меня не было никакого желания, это было следствием визита к ним двумя годами ранее. Всё было тогда хорошо, но были обстоятельства, которые оставили горький осадок от посещения их гостеприимного дома. Правда в этом был виноват совсем посторонний человек, она и её муж здесь были не причём, они об этом ничего не знали. Однако вывод для себя тогда я сделал вполне  определённый, визитов в гости к ним больше не будет.

Запланированная прогулка была отменена, я развернулся на сто восемьдесят градусов и все мы пошли в сторону метро, но по разным тротуарам, нас разделяло каких-то пять-шесть метров. Если они поедут на метро, думал я, то сяду с ними в один вагон так, чтобы они меня не видели. Прокатимся, пока кто-нибудь из нас не выйдет первым. Но нет, до станции метро они не дошли, остановились на последнем перекрёстке и там попрощались. Далее, как в сказке, три дороги, три пути: она пошла налево, её муж направо, ну а мне дорога была прямо, к станции метро. Я постоял на перекрёстке, ожидая пока они оба не скроются из виду, но она не пошла вдоль улицы, а скрылась в ближайшем магазине. Вот так, подумал я, опять мне надо принимать решение, что делать дальше. Однако было очевидно, что я не могу просто так взять и уйти, судьба прямо в руки даёт мне возможность последний раз поговорить с ней. Если я откажусь от встречи, то потом много лет буду жалеть об этом, я сам себе не смогу объяснить, почему так поступил. Я подошёл к магазину, посмотрел на вывеску, это был магазин ювелирный изделий и зашёл в него. Она стояла у витрины с бижутерией, внимательно рассматривая выставленные для продажи кулоны. Я подошёл к ней вплотную и стал делать вид, что тоже рассматриваю украшения с целью сделать покупку. Мне было приятно искоса наблюдать за ней, а она  так и не обратила внимания на того, кто стоял совсем рядом. Наконец, я решил прервать молчание.
– Наташа, бери этот кулон, он самый лучший, – сказал я ей, словно мы вместе выбираем покупку, и будто моё мнение было важно для неё.
– Саша! Это ты! – изумлённо промолвила она, поворачиваясь ко мне.
– Да. Привет! Как дела? – непринуждённо спросил я, наслаждаясь произведённым эффектом, это был сюрприз, и он удался.

Мы вместе вышли из магазина, на ходу обмениваясь своими новостями, а они были, два года прошло со дня нашей последней встречи и за это время мы ничего не слышали друг о друге. Всё было так, как когда-то давно, шесть лет тому назад, в первые месяцы нашего знакомства, когда ещё не было между нами ни недоразумений, ни взаимных обид.  Это была встреча давних друзей, которые были рады друг другу, и которым было о чём поговорить.  Среди новостей была одна очень печальная, ушла из жизни её мама, которую она очень любила. Так она звала свою бабушку, которую её воспитала. Было очень и очень жаль, за время нашего непродолжительного знакомства Галина Яковлевна дала понять мне,  что она относится ко мне с симпатией. А я ответил на это не очень хорошим поступком по отношению к ней, хотя у меня были, на сей счёт свои оправдания. Со временем, многие мои поступки мною были переоценены, и на них я уже смотрел другими глазами, наверное, я был уже не столь глуп, как раньше. Мне было стыдно перед её мамой за свой проступок, и мне хотелось попросить у Галины Яковлевны прощения, но мы больше никогда не встречались друг с другом, и, как я теперь осознал, никогда уже не встретимся. Печально всё это, очень печально!

Через минут пятнадцать с новостями было покончено, а вспоминать прошлое никому из нас не хотелось, пора было прощаться. Она начала монолог о том, что мы друзья, что они с мужем рады будут меня видеть, что я всегда могу прийти к ним в гости и так далее. Я молча кивал головой в знак согласия, однако думал о своём. О том, что она не знает и чего не понимает. Не знает, что я  дал себе слово никогда не переступать порога её дома, и не понимает, насколько случайна эта наша встреча. А посему, мне было очень грустно от того, что я сам всё это понимаю, больше нам никогда не суждено встретиться и эти минуты общения, когда мы стоим рядом друг с другом, последние в нашей жизни. Стояли мы на том самом месте, где совсем недавно она прощалась со своим мужем, а теперь она расстаётся со мной. Только вот её муж вернётся к ней и очень скоро, а я уйду навсегда, как никогда я это ощущал всем своим сердцем. Монолог закончился, я её со вниманием выслушал, но решил делать так, как сам считал нужным.
– Мне пора, пока! – тихо сказал я и внимательно посмотрел на неё, словно хотел напоследок запомнить черты её лица.
– Да, пока! Увидимся ещё, ждём тебя в гости, приезжай, – бодро ответила она мне,  совсем не понимая, как казалось мне, что эта наша встреча последняя. 
«А может она всё же понимает», – подумал я тогда, – «ей просто всё равно, как я поступлю. Навсегда, так навсегда, а если ещё увидимся, то значит увидимся. Вполне возможно!»
Я развернулся и пошёл по направлению к станции метро, до спуска в подземный переход чуть более сотни метров. Шёл, ни разу не обернувшись, коль решил уйти навсегда, то именно так надо уходить. Смотрела она мне в след, или же сразу пошла по своим делам, я этого не знаю, да и какое это имело значение.   

Вся эта история двенадцатилетней давности вспомнилась и мгновенно промелькнула в моей голове в те секунды, когда я стоял на перекрёстке вблизи её дома и решал, что мне делать дальше. Выходит я тогда ошибся, и та встреча начала восьмидесятых не была для нас последней, предстоит ещё одна. Но времена изменились, жизнь нас разделила не только по разным городам, мы стали жить в разных странах. Но не это было главным, самая значительная перемена была во мне самом, моё сердце уже давно принадлежало другой женщине, моей любимой супруге. Я был с ней абсолютно счастлив, впервые встретил женщину, которая так ценила и понимала тебя, которая дорожила тобой как никто другой. А с другими всё было не так, и к той, на которую я смотрел, стоя на перекрёстке, это относилась в первую очередь. Былого чувства к ней давно уже не было, но очень хотелось знать, как она живёт, чего у неё нового. Опять, как и прежде, я  решил подойти к ней, чтобы потом не пожалеть о том, что такой возможностью я не воспользовался. И снова мне захотелось, чтобы моё появление было для неё неожиданным, всё так, как двенадцать лет назад.

Оставалось только пересечь проспект и на ходу придумать эффектную фразу, с которой бы я к ней обратился, это и был бы для неё сюрприз. Я подошёл к обочине проспекта, посмотрел направо – дорога была почти свободна, на ней была только одна легковая машина, белые Жигули, которые показывали правый поворот на её улицу. Посмотрел налево – навстречу ехал троллейбус, но он был ещё достаточно далеко, можно было пересекать дорогу. Сделал шаг, глянул в её сторону и … в изумлении остановился, она садилась в те самые Жигули, которые только что свернули направо в её сторону. Я в оцепенении смотрел, как дверь захлопнулась, и автомобиль помчался прочь от меня. Видимо, она катастрофически опаздывала на свою работу, поэтому тормознула первую попавшуюся легковушку. Вот тебе и сюрприз, он мне не удался. Я смотрел вслед белым Жигулям, ожидая, когда машина с ней скроется из виду, но проходящий мимо троллейбус перекрыл мне обзор. Когда он проехал, то белой легковушки на дороге уже не было видно, она свернула, может направо, а быть может налево. От появления её на ступеньках подъезда до исчезновения белых Жигулей прошли секунды. Появилась предо мной и исчезла, словно это было мелькнувшее перед глазами видение. Я побрёл по проспекту к троллейбусной остановке, она была недалеко, а минут через пять уже сидел в троллейбусе, который увозил меня всё дальше от её дома.   

Я ехал по городу и думал, жалеть мне о том, что встреча не состоялась, или же нет. По всем разумным доводам выходило, что нет, не надо. В общем-то, наша встреча никому не была нужна, ни мне, ни ей, ни, тем более, нашим близким, Иначе, я просто бы позвонил ей и договорился встретиться. Особенно совсем не хотелось объяснять ей,  что я собственно делаю в Харькове и что меня привело к её дому. Аргументов против встречи было много, а довод «за» только один - очень хотелось поговорить с ней, несмотря ни на что. Однако это имело для меня решающее значение только в одном случае, если бы нас свела случайность. Только такую встречу я мог себе позволить, и это почти случилось, но только почти. Вскоре челночные поездки в Харьков прекратились совсем, они с каждым разом приносили всё меньший доход и смысла в них не стало. Но, к этому времени финансовое положение нашей семьи поправилось, поэтому избавление от мелкого бизнеса прошло относительно безболезненно. С тех пор в её район я никогда не приезжал, семейные поездки в Харьков носили экскурсионный характер и были ограничены только центром города. Потом, когда дети выросли, закончились и экскурсии, приезжать в город Харьков стало незачем. Вот такая история с двумя сюрпризами, один из которых вполне удался, а второй потерпел полное фиаско.

2015

Иллюстрация: Харьков, магазин ювелирных изделий, слева проспект Орджоникидзе (ныне проспект Архитектора Алёшина), прямо улица Мира, дорога к станции метро "Тракторный завод" по проспекту направо, снимок начала 2000х годов.


Рецензии
Большое спасибо за помощь нашему изданию.

Пост Скриптум Литжурнал   09.09.2016 15:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.