О митрополите Макарии Московском

Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, 30 декабря 2015 (12 января 2016), ко дню Макария Московского.


Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Сегодня, в канун нашего православного Нового года, по западному календарю 12 января, а по нашему календарю 30 декабря память святителя Макария Московского. Он скончал дни свои в 1563 году, уже в глубокой старости. Обратите внимание на кондак его:

        Богомудрым учением и книжным списанием
        потщался еси, святителю Макарие,
        люди российския просветити
        и святых земли нашея прославити.
        Сего ради чуден пронаречеся,
        преемниче первопрестольников российских,
        моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

Святитель Макарий занял кафедру в тяжелейшей обстановке 40-х годов XVI столетия, когда скончался, оставив младенцем наследника, будущего Ивана IV, великий князь и царь Московский Василий III, сын первого царя, тоже великого Ивана III.

Василий оставил государство в порядке. Он назначил регентский совет при младенце из 7 бояр. То была не первая семибоярщина и не последняя. Это старинная русская традиция. Самая древняя семибоярщина правила после кончины святого благоверного князя Дмитрия Донского. В семибоярщину входили братья умершего — князья удельные Дмитровский и Старицкий, и еще пять заслуженных и авторитетных бояр. Но не все так просто. Молодая и не вполне законная, вторая жена Василия (мать Ивана) Елена Глинская узурпировала власть, сумела убить, да, да, убить, преступно умертвить двух представителей великокняжеского дома: и Дмитровского князя Юрия, и Старицкого Андрея. Хорошо что хоть младенца Владимира Старицкого, княжича рука не поднялась убить. Ее сын Иван IV потом его убьет. Совершив эти гнусности, Елена от неизвестной болезни умерла. Иван в смерти матери обвинял бояр заговорщиков. Но это нонсенс, никто ее не убивал, потому что она перед смертью болела примерно в течение года, неоднократно ездила поклониться святыням, в том числе преподобному Сергию, конечно же.

Так вот, после этих безобразий началась боярская замятня, междоусобица, борьба партии Шуйских и партии Бельских — княжеских боярских аристократических родов. Эта междоусобица почти не затронула страну, но страна была без власти, и слава Всемилостивому Богу, что на нас никто тогда не напал, потому что страна вообще во власти не нуждается, когда мир кругом, но зато нуждается во власти прежде всего, когда война.

Святили с первосвятительского престола, с кафедры митрополита сначала весьма малодостойный Даниил, а за ним следом весьма достойный и праведный, книжник и подвижник митрополит Иоасаф, который почему-то не почитается как общерусский святой, но почитается как святой в Троице-Сергиевой лавре. Так что вы можете молиться святителю Иоасафу Московскому. Он прожил долгую жизнь, не собирался вернуться на кафедру, и кажется, был рад тому, что вернулся в свой изначальный Троице-Сергиев монастырь, ныне лавру.

И вот тогда на кафедру восходит Макарий. И он сразу дал всем понять, что его не удастся сместить. Как говорят в наше время, он сплотил вокруг себя здоровые силы, он сумел собрать всех достойных, прежде всего бояр и иных служилых людей, которые не желали междоусобицы. Он сумел опереться на наше великолепное духовенство. Вот что сделал Макарий, избавитель от междоусобной брани.

Что за ним еще? Он был ученейший муж. Под его руководством и при его деятельном, непосредственном участии как автора была впервые оставлена книга «Минеи Четіи», то есть «месячные чтения» (жития святых, читаемые по месяцам и дням календаря). Она была полным в то время собранием житий святых и праздников православной русской церкви. При нем, под его руководством была составлена Степенная книга царского родословия, то есть исторический и юридический памятник, обосновывавший права русских государей и русского государства как третьего Рима, как преемника Рима Первого и Второго Рима Константинополя. Нам бы всем сейчас читать «Степенную книгу». При нем был также составлен иллюстрированный хронограф для царского обихода, для царской семьи, то есть обширное историческое сочинение по всемирной и русской истории, да еще иллюстрированное, украшенное рукописной миниатюрой. Святитель Макарий проводит одни за другим церковные соборы, на которых канонизует множество русских святых, почитаемых народом, но официально до тех пор не канонизованных. То есть, он выступает как великий возглавитель церкви.

Святитель Макарий был инициатором полного византийского чина царского венчания, которое он же сам и совершил в 1547 году над 17-летним, то есть достигшим совершеннолетия Иоанном IV. И то его огромная услуга. Да, святитель Макарий не мог не понимать, что достался воспитанник ему неудачный. Иван был талантлив вне всякого сомнения, причем во многих областях. Он был человек весьма книжный, и оказался крупным писателем впоследствии. Твердый, волевой. Но притом подверженный вспышкам бешеного гнева. Так что можно даже подумать, что был одержим! Был жестокий.

Прав ли был святитель Макарий? Прав. Он был свидетелем междоусобицы. Он знал, что бывает при отсутствии власти в стране. При безвластии страна становится беспомощной, но он и понимал, насколько тяжелый человек был Иван. И он сделал все, чтобы смягчить это. Он подобрал ему поразительного духовника — священника Сильвестра, не только ученейшего человека и праведника, но еще к тому же абсолютного бессребреника. Сильвестр даже упросил не жаловать его протоиерейством. И так и служил всю жизнь свою служилую простым священником. А ведь был духовником царя!

Сильвестр написал книгу «Домострой», замечательную и поучительную для нас, которую надо читать уже в детстве. Сильвестр руководил расписанием царских покоев нравоучительными картинами. Сильвестр привел к Ивану талантливейшего и праведнейшего государственного деятеля России середины XVI века Алексея Адашева, и великого государственного деятеля и великого подвижника и благотворителя, который не только содержал больницу для неимущих, но и сам в свободное время приходил в нее ухаживать за больными. Это все люди, так или иначе связанные со святителем Макарием, так или иначе приближенные, придвинутые им к царю.

Есть правдоподобная гипотеза, что святитель Макарий участвовал еще в одном деле — в первой женитьбе Ивана IV, браке необычайно удачном. Первой супругой Ивана была Анастасия из Юрьевых, впоследствии Романовых. Вот откуда — через это свойство Романовы-то и родня пресекшейся после смерти царя Федора династии. Действительно можно поверить в то, что вот эту удивительную невесту, которую Иван нежно любил и которая умела останавливать порывы его бешеного гнева, как-то в какой-то степени подобрал юному царю святитель Макарий.

Он канонизован очень поздно, собирались несколько веков. Его прославили только к традиционному тысячелетию Крещения Руси в 1988 году. Многих святых канонизовали через века после их кончины. Надеюсь, что я, рассказав десятую, но важнейшую часть того, что сделал Макарий, убедил вас в том, что он был велик.

Святителе и отче Макарие, моли Бога о нас грешных!


Рецензии