Урок музыки для детей - урок для взрослых

    Пришлось мне на днях побывать на уроке музыки в музыкальной школе. По просьбе моей соседки я сопровождала её 9-летнего сына Митю.

    У Мити были проблемы во взаимоотношениях с педагогом по специальности (фортепиано). И мама Мити была уже в отчаянии. И так охарактеризовала мне педагога: "Вы так похожи. Может вам удастся разрешить конфликт".

    Я согласилась. И как стенографистка, дословно записала в памяти моей этот урок.

    Похожи мы с Ириной Николаевной только в тональности речи, разбавленной ласкательно-уменьшительными словечками.

    Ирина Николаевна:

- Садись Митенька, вот так, удобнее. Мы будем готовиться к концерту. Я тебе сыграю на выбор три произведения. А ты выберешь, которое тебе по душе.

Очень мне понравилось такое начало урока.

   Педагог сыграла пьесу (не помню автора) довольно скучную  по моему мнению.

- Митенька , ну как тебе?

- Я это играть не буду.

- Почему, дружок? Ты наверное плохо слушал. Вот если бы здесь была твоя мама, ей бы понравилось. Ну ладно уж. Сыграю следующее.

    Вот он первый педагогический прокол.

    Следующий был не знакомый мне вальс (не помню автора). Понравился.

- Что Митенька, как тебе.

- Боюсь не справлюсь. Но понравился.

- Не спеши. Наверняка тебе понравится вот это.

    И начала играть нечто бравурное. И Митя закрыл уши. И мне хотелось сделать то же самое.

- Митенька, тебе не угодишь.

    И вдруг реплика Мити, от которой я похолодела:

- Скорее бы вы состарились и ушли на пенсию.

    Ирина Николаевна, уже видимо свыкшаяся с неожиданными "перлами" Мити, быстро справилась с волнением:

- Что ж, тогда я отказываюсь заниматься с тобой, категорически отказываюсь. Это возмутительно, как ты себя ведёшь. Впрочем, если ты попросишь прощения, может быть я тебя прощу.

    Я сидела вся взмокшая и лихорадочно соображала, что мне делать.

    И вдруг Митя начал играть итальянскую песенку Чайковского. Он так играл, что и теперь, стоит мне услышать эту мелодию, я будто слышу голос Мити:

- Прости, я не знаю что со мной. Я понимаю, что плохо себя веду, но я не знаю, что со мной. Прости.

    Так можно играть только в состоянии высочайшего душевного волнения. Ирина Николаевна и подтвердила это своим комментарием:

- Нет слов. Это просто божественно! Это, я даже не знаю, как сказать! Это пять. Нет это пять с пятью плюсами! Нет... с десятью.

    Но, к сожалению Ирина Николаевна не услышала Митиной мольбы о прощении. А мольба была. Я уверена, потому что я видела Митины глаза. Его дрожащие руки после исполнения. И я не предвзята. Иначе бы не охватило бы и меня такое волнение.

    А если она услышала мольбу, то статус педагога, который поднимает его НАД учеником, а не объединяет - ВМЕСТЕ, не позволял ей до конца принять  очевидное 

    И она повела себя, как повели бы себя 99% педагогов . Вслед за восторгом прозвучало то, что погасило моё воодушевление:

- То, что ты умеешь разбирать произведение, не значит, что ты умеешь играть.

    Я стала лихорадочно просить прощение и за Митю и за себя. И Митя присоединился ко мне. И мы были прощены.

    По дороге из школы домой я спросила Митю, что ему не нравится в Ирине Николаевне:

- Она всё время меня останавливает. Не даёт играть.

Не даёт играть! Это как понять?! И это говорит ребёнок! Возможно, устами Мити  глаголит истина.

    И вспомнилось мне, как в своё время я писала диктанты. Пишу, может ошибки делаю, только мне никто не мешает дописать.

    А если бы около меня постоянно звучал ментор:

- Здесь не одно "н", а два. А здесь "не" раздельно с наречием, а не вместе.

    Уверена, ошибок было бы больше.

Почему бы не дать сыграть небольшой фрагмент, а потом разбор ошибок. Дайте же сыграть ребёнку душой, а потом... разбор технических ошибок.

    Мне очень хотелось  выровнять отношения Мити с Ириной Николаевной, у которой дома не лады. И добрая Ирина Николаевна мечется между домашними проблемами... тем, как она понимает преподавание, и как ей определяют преподавание сверху в соответствии с методическими рекомендациями.

    Уже виден дом, в котором живёт Митя.

- Мить, ты знаешь, а ведь Ирина Николаевна когда-то была маленькой девочкой и так же мучительно скучно ей было играть гаммы. И плакала бедненькая, а строгие родители, возможно, ставили её в угол за непослушание. Мить, а позанимайся со мной. Я так люблю музыку! Правда, я на  редкость бестолковая и ты долго не выдержишь.

    То что Ирина Николаевна была когда-то девочкой для Мити открытие. Как и то, что я вдруг хочу взять себе в учителя неопытного музыканта.

    И теперь, встречая Митю, я спрашиваю:

- Ты не обижаешь Ирину Николаевну? И начинаю всё то же. Митя уже меня не слушает. Но пока у него всё в порядке на уроке музыки.

    И ещё. Когда я прихожу к соседке, Митя без просьб садится за пианино и играет. Потому что очень хочет услышать: "Браво Мастер! Браво Маэстро!. И ещё, когда он играет фламенко, я подыгрываю кастаньетами. Это чудо номер. А потом уже разбор ошибок.

    А профессионалам пора бы понять, почему дети зачастую не хотят перед ними играть.

    Упустила вот что. У Мити одни пятёрки. Одни. И он удивляется, почему Ирина Николаевна часто говорит: "Плохо". Почему бы не сказать: "Хорошо, но можешь лучше". Насколько я помню из учебных моих лет, цифра 5 в переводе на слово - отлично.

    Представляю, как набросятся на меня преподаватели, дескать, с поощрением надо быть поосторожней.

    Семь лет я работала воспитательницей в семьях. Готовила детей к школе и проучилась с ними первые пять лет. И вывод из полученных результатов:

    Поощрение детей мощнейший стимул к их развитию: и духовному и физическому. А вот с критикой надо быть очень поосторожней. 

               
                ***

    Вспомнила, как недавно знакомая учительница музыки в школе, имеющая огромный авторитет в преподавательской среде, поделилась со мной: "Как же мне надоели эти так называемые нестандартные дети". И с таким оттенком пренебрежения, разумеется имея в виду и Митю тоже.


Рецензии