C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Культурология камня. Древнейшая история

   Драгоценный камень серьезно интересовать меня начал более 10 лет назад. Видимо, он будет радовать и вдохновлять меня  всю мою жизнь. В мире есть 4 живые материи: человек, животное, растение и камень. Особенностью камня является то, что он живет очень долго, многое помнит и несет энергетику прежних хозяев и событий. Эти строки были написаны (а точнее, собраны из разных источников) давно.
    Наиболее древние упоминания о камнях содержатся в рукописных текстах Шумер и Вавилона. О каких камнях шла речь, точно определить удалось лишь в немногих случаях, достоверно можно признать только названия - лазурит, нефрит и сердолик, которые считались священными камнями.
    Верования о камнях древних египтян известны  благодаря обычаю мумифицировать  умерших, при котором в одежду мумии вкладывались  каменные похоронные амулеты. Тексты, регламентирующие похоронные обряды, были канонизированы и сохранились в  «Книге Мертвых», в которой описаны камни для амулетов и их особые свойства. По сохранившимся каменным амулетам было установлено, что египтяне знали лазурит, сердолик и другие разновидности халцедона, бирюзу, яшму, малахит, горный хрусталь, обсидиан, янтарь и кварцит. Видимо, считалось, что отдельные камни обладают  особыми свойствами, так как для конкретных амулетов рекомендовалось использовать определенные камни или их имитацию.
   В древнейшем документе иудейской и христианской религий – Ветхом Завете – описаны двенадцать камней нагрудника еврейских первосвященников, а в Новом Завете – двенадцать камней-оснований стены мифического города Нового (Небесного) Иерусалима, причем списки камней отличаются в шести случаях из двенадцати. В самой Библии нет точных указаний на магические свойства камней нагрудника, но толкователи и комментаторы Талмуда (Ветхого Завета) создали целую теорию, посвященную подобным свойствам. Эти свойства упоминал и Иосиф Флавий.
   Можно с уверенностью утверждать, что вера в особые свойства камней была распространена у всех народов Средиземноморья. Об этом говорили греческие авторы, вряд ли знавшие священную книгу евреев, перевод которой на греческий язык  выполнили в III веке до н.э. Пифагор (580 – 510 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.) и  Аристотель (384 – 322  до н.э.). Все они упоминали о целебных или охранительных свойствах камней. Ученик Аристотеля Теофраст (Тиртамоз из Эреза, 327-287 до н.э.) в книге «О камнях» описал 16 минералов с указанием их лечебных свойств. Рассказы о минералах и их свойствах есть в «Географии» Страбона (63 до н.э. – 24 н.э.); в  состав сложных лекарств рекомендовал вводить порошки камней римский врач Авл Корнелий Цельс (I век до н.э.).
   Наиболее полный из дошедших до наших дней источник сведений о камнях, конечно, представлен «Естественной Историей» Плиния Старшего (23 – 79 н.э.). Автор подробно изложил распространенные в его время представления о магических и целебных свойствах камней, сопровождая комментариями скептического, а порой и саркастического характера. Александрийский ученый Плутарх (45 – 127 н.э.) составил в трактате «На реках» сводку сведений о камнях, их лечебных и магических свойствах. В это же время Диоскурид из Киликии, врач, написавший фармацевтический труд «О врачебном материале»; кроме 600 растений описал и около 30 минералов, полезных, по его мнению, в изготовлении лекарственных смесей.
   Описание камней нагрудника еврейских первосвященников привел в своей книге «Иудейской древности» современник Плиния и Плутарха римский историк  Иосиф Флавий (37 – 95 или 100 н.э.). Сам он принадлежал к одной из знатных семей Иудеи, мог видеть эти камни до разрушений Иерусалимского храма римлянами в 70-м году. Большую популярность приобрело письмо епископа Саломина на Кипре Епифания (310 – 403 н.э.) византийскому комментатору Библии Диодиру, епископу Сицилии. Это письмо было названо «О двенадцати камнях» и содержало описание камней нагрудника. Полный греческий текст письма не сохранился.  Известны только его конспективные пересказы и переводы. Сначала на коптский, латинский и сирийский языки,  в X веке -  на армянский и грузинский, в XI веке – на болгарский и русский языки. Грузинский перевод X века считается наиболее полным.
   В 635 году епископ Севильи в Испании Исидор составил новое описание камней Библии, и на него ссылались вплоть до XII века, когда более популярными стали труды Марборда, а затем и Альфонсо X. Епископ Ренна Марбод (1035-1123) описал 60 камней, их целебные и магические свойства, но в настоящее время из  них можно идентифицировать только 30. Он пользовался книгами Иосифа Флавия и Плиния, часто находя материал последнего у Исидора Севильского.
   Лапидарий короля Кастилии Альфонсо X Ученого (1221-1284) был составлен как сводка известных к тому времени в Испании сведений о камнях, главным образом, по арабским (мавританским) источникам, включавшим данные из сирийских (халдейских) оригинальных, а чаще компилятивных трудов. Это сочинение не получило широкого распространения в Европе, так как было написано на испанском языке, а не на латыни – языке ученых того времени (Альфонсо X обязал все общественные документы писать по-испански). Кроме того, названия камней во многих случаях были арабскими, непонятными для других европейцев, кроме испанцев, которые на протяжении почти шести столетий жили рядом с маврами.
   На Руси знали западных авторов, и в составленный для киевского князя Святослава «Изборник 1037» вошли переводы работ Иосифа Флавия, Епифания и других авторов, так или иначе касавшихся камней-самоцветов. Торговые связи с государствами Средней Азии, Закавказья и Иранского нагорья позволяли получать информацию из Бухары, Хорезма, Персии, Индии, Грузии и Армении. Так что наши предки были знакомы с представлениями о камнях. В XI  веке были созданы труды среднеазиатских ученых – Бируни (Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед иль Бируни, 973-1051) «Собрание сведений для познания драгоценностей» (1048) и Авиценны (Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн аль Хосан ибн Али ибн Сина, 980-1037) «Канон врачебной науки». Любопытно, что выдающийся врач своего времени, Авиценна говорил, что все камни чем-нибудь полезны, а математик и астроном Бируни,  ничего не принимавший  на веру, нередко заканчивал описание камней словами:  «Опытом это не подтверждается» или еще резче: «И нет конца этим бредням».
   В XII веке новый перевод работы Епифания на армянский язык выполнил историк Мхитар  Айриванеци, сопроводив описание камней указаниями их магических свойств, известных армянам его времени, что не всегда совпадало с представлениями Епифания. Аббатиса монастыря Гильдегарда из Бингена (1098-1178) изучала медицину и лечила больных. Она знала Плиния, Марбода  Реннского. Многое почерпнула у Константина Африканского (1020-1087), ученого монаха, переводившего на латинский язык труды корифеев арабской медицины. Ею описаны 25 минералов, причем рекомендации всегда очень конкретны: камень нагреть и прикладывать к больному месту, или пить воду, в которой лежал нагретый камень, или часто и подолгу смотреть, например, на изумруд.
   Камни исследовал один из выдающихся европейских ученых Альберт Больштедский (1193-1280), и его труды, названные последователями «Большой Альберт» и «Малый Альберт», охотно цитировались авторами Средневековья.
В 1669 году была издана на армянском языке в Амстердаме «Книга историй» Аракела Даврижеци, настоятеля Эчмиадзинского монастыря. Эта книга неизвестных авторов (гл. 53 и 54) содержала две рукописи, которые по всем признакам относились к X-XII векам и были посвящены верованиям о камнях, существовавшим в то время.
На Руси  XV-XVII были распространены различные лечебники (Вертограды) и словари (Азбуковники), где описывались камни со всеми их реальными и предполагаемыми свойствами.


Рецензии
А у меня интерес к камням с 2012 года, когда я прочитала о голубом бриллианте Хоуп или Надежда.

Анна Магасумова   15.02.2018 14:47     Заявить о нарушении
Да, это исторические камни. До них у меня пока очередь не дошла. Я набираю материал по ювелирным изделиям, культурологии камня и истории торговли ювелирными товарами во времена СССР. Спасибо за рецензию. Бриллианты - отдельная тема, о них написано много, при этом много разночтений, что и привлекает внимание.

Марина Николашвили   15.02.2018 19:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.