Первый самостоятельный опыт

 И вот я проснулся. Сегодня меня ждёт начало первого самостоятельного восхождения в моей жизни. Лёгкое волнение , быстрый завтрак , рюкзак в машину-и вперёд! По дороге оперативно забираем Андрея , и следующие 3 часа пути , в предвкушении будущего, обсуждаем наши планы.
 Время в пути пролетело незаметно , и вот мы уже у базы МЧС. По правде говоря , это очень волнительно и отдаёт лёгкими нотками страха. Войти к ним в дом , проходить в комнату регистрации , отвечать на все вопросы , давать все контактные данные. Чувствуется , как гигантский груз ответственности ложится на твои плечи , как только тебя записывают в графу: «ведущий группы».
 Следующий пункт , где пришлось так же отмечаться, КПП «Лаго-Наки»,не так сильно задержал нас. Быстро купив билеты, наше путешествие началось.
 В горах принято со всеми здороваться , так как там совсем другие люди. С каждым человеком , встречающимся у тебя на пути , будь то твой ровесник или семидесятилетний пожилой мужчина , можно смело поздороваться , спросить о его делах , о планах , о маршруте , после чего завязывается короткая , но крайне увлекательная беседа. Возможно , ты больше никогда не увидишь этого человека или группу , но все уйдут с широкими улыбками и поднятым настроением от внезапной беседы. В горах возраст , положение , внешность и деньги не имеют значения , там нет каких-то строгих законов,что-то запрещающих. Лишь моральное воспитание имеет значение. Законы не нужны , так как некультурные просто не доходят до того момента , где начинается атмосфера доброжелательности , понимания , искренности.
 После КПП метров 200 идёт дорога , вдоль неё,на обочине, стоят машины и идут люди. Тут ещё никто ни с кем не здоровается , у людей , едущих вперёд на дорогущих джипах со скоростью медленнее человеческого шага , боясь попадания маленького камушка на иномарку , совсем другой взгляд.
 Но дойдя до начала плато , пред тобой открывается удивительнейшая красота...бесконечные альпийские луга , бескрайние просторы , с пасущимися вдалеке животными. Вокруг есть лишь два цвета: зелёный,цвет лугов , цвет твоего пути и голубой цвет неба. Встречающиеся по пути люди сильно улыбаются,что-то спрашивают , ты им так же отвечаешь , и вот вы идёте вместе. Не видно где кончается тропа , видно лишь десятки , сотни километров, видна граница между голубым небом и зелёными полями... время протекает незаметно. По пути встречаются табуны пасущихся лошадей и коров. Бывает , что возникает непреодолимое желание просто остановиться и посмотреть на это: посмотреть на диких животных , не сильно прирученных человеком. Посмотреть на их движения , грацию , внешность. Заглянуть им в глаза , когда , проходя мимо , они отрывают свои головы от травы и смотрят на тебя , изучают. Они не боятся , не реагируют , просто смотрят , так же и ты просто смотришь , и создаётся впечатление , что животное понимает тебя, а ты постепенно вникаешь в мировоззрение животного.
 Спустя где-то час пути , мы поднялись на возвышенность , разделяющую две части плато , и перед нами открылся величественный Оштен. Смотря на вершину, два часа пути к подножию прошли незаметно , и вот мы пришли к первой стоянке.
 Пути восхождения на Оштен,Фишт,а так же как от стоянки дойти до приюта под Фиштом мы не знали , так что спрашивали об этом у всех людей. На подходе к первой стоянке нам на встречу шёл мальчик , который узнал меня как только увидел, это был Олег , он тренируется у нас на скалодроме. Нам безумно повезло, так как он и его семья решили в этот день пройтись до второй стоянки под Оштеном , откуда нам и посоветовали начать восхождение на следующий день. Распрощавшись , мы сложили рюкзаки и я пошёл беседовать с другими группами , дабы прицепиться к кому-то и взойти вверх вместе. Неподалёку стояла группа , ребята приехали из города Камышина , но , так же как и мы , в первый раз. Мы договорились идти с ними вместе завтра , в 6 утра выход. И всё же мы не знали дороги , и я пошёл общаться дальше. Подойдя к другой группе , меня очень тепло встретили. Мужики , сидящие там , сегодня были на Оштене , завтра уже уходят. От них я получил всю нужную информацию: описание маршрута в целом , местонахождение указателей , туриков , основная дорога. Щедро поблагодарив их , настало время нам ставить палатку.
 Во время наших действий мы заметили , что весь лагерь стоял , подняв головы в сторону наших спин и смотря куда-то высоко. Мы поднялись , оглянулись и увидели нечто: с высочайшего холма , доходящего высотой до половины Оштена , на нас спускался густой туман. Словно вода ровным рядом стекает по наклонной поверхности...медленно,испуская тонкие белые языки , этот туман приближался к нам. По ходу приближения ветер становился всё холоднее , солнце освещало нас всё меньше , и наконец туман дошёл до нас. Ничего , кроме серого цвета ты в небе более не видишь. Дальше 50и метров от тебя только сплошной серый , не видно даже травы под ногами. Сполна насладившись этим зрелищем и повспоминав со смехом фильм «Мгла» ,слегка перекусив , мы отправились спать. В палатке было безумно тесно,еле-еле ужившись с нашими рюкзаками и найдя места под стенками , мы легли с мыслями , что завтра нас ждёт чудовищный день , самый тяжёлый из всего нашего путешествия.
 Ночь была беспокойной , ни я , ни мой друг не могли уснуть и проспали максимум часа два. Холод...как же там было холодно , словами не передать. В первый день всегда так , а в последующие уже адаптируешься. Мы должны были встать в 5,но из-за бессонницы Андрей разбудил меня ,  заснувшего под утро , в 4:30 и нам пришлось встать,еле-еле выбраться из палатки , и начать много двигаться , что бы стало тепло.
 В то время солнце было далеко за горами , ни лучика не было даже видно. Завтрак-это самое значимое время для приёма пищи. Так что , зная это, мы не доварили гречку , зато переварили сосиски. Кое-как съев  наши наивкуснейшие блюда , мы были готовы к выходу , как и идущая с нами группа.
 Собрав быстрый перекус , воду и одежду , мы двинулись в путь. Говорят , что Оштен сложнее Фишта , так как на нём идёт постоянный подъём. Перестаёшь чувствовать усталость , когда смотришь по сторонам , и видишь невообразимые долины, границы которых окутаны туманом. Мы шли два часа , но время там совсем не чувствовалось. Во всяком случае у меня , так как с этой горой у меня личные счёты.
 Два долгих года назад , попытка взойти на Оштен была моим первым опытом. Тогда мы попали в метель и чуть не заблудились , даже и не дойдя до Оштена. Тогда я умирал , я сильно тормозил группу. Вспоминая об этом , пройдя уже большую часть маршрута , я оставил палки Андрею и побежал...перепрыгивая лёгкие скалки , камни , быстро пролезая между зубьев хребта , видя вершину , я просто бежал , что бы наконец подняться туда , и через какие-то секунды я уже был ней , откуда увидел всю долину , весь путь , пройденный нами,всё,что нам предстоит. Стоя на вершине , я просто наслаждался этим моментом...через минут 15 дошла и остальная группа. Мы сидели , радовались , веселились. Группа , что пошла с нами , решили идти вниз , а мы остались сидеть.
 Уходить крайне не хотелось , когда на такой высоте ты видишь абсолютно всё...включая и Фишт , который был нашей завтрашней целью. Немного посидев , и мы пошли вниз. Спуск был быстрый , мы даже догнали ту группу, спустились за час. Затем перекусили , собрали рюкзаки и пошли.
 Предстоял сложный выбор , так как по пути на Оштен встречающиеся нам группы давали разные мнения о нашем пути. Пути к приюту Фишта. Можно было обогнуть Оштен справа , так более длинно , но менее тяжко или же обогнуть его слева , через Инструкторскую щель , более тяжело , опасно , крутые склоны и 2 сложных перевала. Мы выбрали второй вариант , и шли к приюту , уставшие после Оштена,с тяжеленными рюкзаками , долгие 7 часов.   
  Карабкаясь по перевалам , припадая к речкам от желания попить холодную воду, к вечеру мы были у приюта. У стены дома сидел мужичок , Сан Саныч , главный в приюте , мы подошли и начали регистрацию. Так же , указав себя в роли ведущего , Саныч начал спрашивать нас о времени завтрашнего восхождения , однако мы даже пути не знаем , не то что времени...и вот , когда мы начали запинаться,подошёл человек и сказал , что мы пойдём с ними. Это был Саша , ранее мы работали вместе. Опешив от встречи , я толком ничего не успел сказать , как Саныч произнёс: « Чего ж вы сразу не сказали , что вы с нашими орлами?» и после этих слов ушёл.
 Шесть здоровых мужиков приняли нас как давних друзей, машинально мы рассказали о планах,всё согласовали и отправились ставить палатку. В приюте было очень много народу , места почти не было, мы поставились рядом с лагерем ребят из Питера , которые через день отправились по Тридцатому маршруту. Закинув рюкзаки мы присоединились к гуляющей нашей компании , весь вечер просидели у костра с песнями под гитару. Кто-то заметил медведя первым , затем мы обернулись и все. Медведица шарилась в мусорках ,что стояли метрах в сорока от нас. От яркого света наших фонариков , она ушла , и мы продолжили веселье. Ближе к полуночи , решили всё-таки идти спать. Ребята разрешили нам оставить рюкзаки у них в комнате в домике для волонтёров,так что спать было уже комфортнее и теплее.
 Проснувшись опять в 5 утра , мы приняли решение: не экспериментировать больше с сосисками и гречкой , а поесть простой ролтон , коего у нас было 12 пакетиков. Оперативно собравшись , мы вышли. Оказывается , не мы одни не спали , и как по дороге , так и на самом Фиште встречали много групп. За час мы дошли до начала самого пути восхождения , и вот тут возникла проблема: скала. Лёгкая стенка , положительный наклон , занимавшиеся скалолазанием , в том числе и я , забежали по ней , но один из группы не смог , он слишком боялся высоты. В результате мы потеряли уйму времени на то , что бы переложить из его рюкзака всё нужное в наши рюкзаки и отправить его обратно в приют.
 Продолжив восхождение , нас ожидали траверсы как по снегу , так и по скалам. Страшная сыпуха , которая приучила нас за мгновение реагировать на команду «камень!». И вот , дойдя до ледника , мы увидели группу , что шла впереди нас примерно на 40 минут , они поднимались по леднику до хребта. Мы приняли решение пойти другим путём,через скалы. Ледник был засыпан снегом , и идти было безумно тяжело. Приходилось со всей силы вбивать ногу в снег , если войдёт половина стопы-это было безумно хорошо и великолепная ступенька была готова , зачастую приходилось идти на 1\3 или на 1\4 ступни , при том , что такие ненадёжные ступени обваливались и приходилось падать и цепляться за снег всем чем можно , вбивая в него палки , как ледоруб , дабы не укатиться по склону вниз.
 Затем пошли скалы , на которых мне было особенно интересно. В то время как группа шла в обход , я лез напрямик вверх. Простые участки , простая порода. Поднявшись на хребет , мы пожелали удачи во время спуска последней группе , уходившей с вершины , и устремились наверх. Двадцать минут отделяло нас от вершины , и каждый был погружён в свои мысли.
 Кто-то на ровне со мной бежал , перепрыгивая с одного гигантского камня на другой , пробегая по ровным участкам и лишь изредка поглядывая вниз , смотря на то , что находится в  шестистах метрах над нами , а кто-то медленно , но уверенно шёл,погружённый в свои мысли. И наконец , встретившись на вершине , мы начали поздравлять друг друга , смотря на зелёную долину , пронизанную речкой. Фишт закрывал для нас этот вид , когда мы были на Оштене. Приют , находящийся в километре над нами , был до безумия мал.
 Мы сидели на вершине и , смеясь , дурачились , обсуждали всякие глупые , но смешные темы. Сидели , уставшие после шестичасового восхождения , и радовались жизни. Но нужно было спускаться , так как облака начинали обволакивать вершину.. С дичайшей неохотой мы начали спуск вниз , по тем же тропам и скалам. Когда мы сошли на ледник , нас ожидал мучительный ,чуть ли не километровый спуск вниз по наклонной толщи снега. «Разве можно пропустить такое веселье?»- подумал я , сел и ,оттолкнувшись палками , со всей скоростью поехал вниз. Половина ошалевшей от проехавшего меня вниз по снегу группы решили повторить мои действия , и за минуты три мы оказались у начала ледника. Спуск был короткий , облака проплывали с другой стороны , с нашей же всё было открыто , видно и безумно красиво. Вернувшись в лагерь мы быстро поели и легли спать , так как сил на ночное веселье у нас просто не было.
 Как всегда проснувшись в 5 утра мы начали неспешно , лениво собираться. Позавтракали , собрали вещи. Еды на эти 4 дня мы взяли слишком много , так что большую часть оставшегося у нас мы положили в комнату ребят , пока те спали. Распрощавшись с теми , кого мы разбудили , с Санычем , со всеми остальными подружившимися с нами ребятами , мы двинулись в путь.
 Пройдя метров семьсот от приюта я вспомнил , что не видел своего телефона. Андрею было тяжко с привалами , так что я сказал ему идти вперёд,а я пока проверю рюкзак. Минут 20 у меня ушло на то , что бы перерыть рюкзак и найти телефон. Собрав рюкзак , я двинулся в след за Андреем , но , пройдя несколько десятков метров , я услышал , как много веток в лесу ломалось и передо мной выпал небольшой камень.
 Насторожившись , я медленно пошёл дальше , как только шум веток чуть-чуть стих. Но пройдя чуть-чуть вперёд,он стал ещё сильнее и чаще. Затем я услышал дыхание , перерастающее в рычание с каждым вздохом , я посмотрел в лес в сторону этого звука и увидел огромный силуэт медведицы , она была не далеко от меня , метрах в десяти...единственным адекватным решением я счёл сбросить рюкзак и отбежать , достав нож из кармана и держа его в руках чисто для успокоения.
 Минут 15 я простоял без единого движения , просто прислушиваясь. В первые пять минут звуки пропали , но я всё равно не мог идти. Когда же я сумел уговорить себя , что надо двигаться , я медленно подошёл к рюкзаку , на каждом шагу останавливаясь и прислушиваясь , открыл его , выкинул две двухлитровые бутылки воды , затем надел рюкзак , везде закрепил и побежал...в таких ситуациях смутно понимаешь , сколько ты бежишь и как давно , но судя по вчерашним ощущениям , пробежал я километра 4,до речки с маленьким мостиком.
 Эта река разделяла две части леса , так что , перебежав , я оглянулся , и увидел тот же самый силуэт , поворачивающий и идущий в сторону горы. Мне пришлось пробежать ощутимое расстояние от речки , прежде чем я смог успокоиться , но нож из рук до первого перевала я так и не убирал.
 Дойдя до перевала , я обнаружил на нём сидящего и ждущего меня Андрея. Рассказав ему о случившемся , мы поели , выпили остатки воды из фляги и следующие 5 часов хода нам пришлось идти без воды.
 Наконец , дойдя до первой стоянки у Оштена , откуда мы и вышли, мы припали к речке и стали жадно пить из неё воду. Посмотрев на какую-то бумажку, Андрей сказал , что ему надо бежать к базе МЧС , где стоит телефонная вышка , и необходимо сделать очень важный звонок. «Ну беги»-ответил я. Вскоре он исчез из поля моего зрения , а я , допив и набрав воды , выдвинулся за ним. В этот момент началась непогода , и плато начало заполняться тёмными дождевыми облаками. Всю дорогу я любовался , находясь внутри облаков , красотами соединения облаков и земли. По дороге я встречал табуны лошадей и коров , как и в первый день , но я уже был один , и у меня было время сесть и понаблюдать за ними. У всех групп , идущих мне на встречу , я спрашивал о том , не видели ли они парня одетого в свитер , с красными палками и зелёным рюкзаком. Все его встречали и отвечали мне , что он далеко. Я шёл медленно , наслаждался видами и животными , так что время для меня прошло незаметно.
 Проходя КПП я предъявил билеты и отправился дальше. Ближе к базе МЧС из далека я увидел его , сидящего на бордюрчике у забора какого-то отеля. Зайдя к МЧСникам , мы снялись с учёта и отправились дальше. Нигде в округе не было еды и воды , лишь только у Большой Азишской пещеры.
 Три километра мы туда шли , по приходу уселись за стол одного магазинчика и начали есть. Пока было время , мы подружились с тамошними хозяевами , успели всё пообсуждать,и через полтора часа , к назначенному времени , за нами приехала машина. Загрузив туда рюкзаки, в салоне мы обнаружили кастрюлю с тёплыми пирожками с картошкой. Под такую вкусную нотку и закончился наш поход , прошедший абсолютно незабываемо как для меня , так и для Андрея.


Рецензии