В чёрных и... точка

                В чёрных!..И точка.
                однажды приключившаяся история
часть четвёртя

  Сосед деда Фёдора,Николай Свистунов,решил зайти к нему,узнать,не нуж-
но ли чем помочь.Может желание какое выполнить надо,что Фёдор сам в си-
лу обстоятельств выполнить не может.
-Эк его...Вчера и разговору не было,а тут,как обухом...Даже и в голову не ле-
зет...-размышлял Николай входя во двор деда Фёдора.Проидя просторные се-
ни увешанные по стенам связками лука,чеснока,пряных трав и покачав сокру-
шённо головой он потянул за скобу двери ведущей в комнаты,дверь тихо пис-
кнула и впустила Николая в дом,чуть подумав,он снял кепку и притулился к
косяку не решаясь двинуться далее.Дед Фёдор в это время кромсал большими
ножницами материю принесённую из магазина.Дело по всему видать не шло.
Обрезки и куски материи лежали вокруг стола у которого трудился дед   Фё-
дор,на полу,на подоконнике,один даже зацепился за тапок деда и метался по
комнате за дедом,как пиратский флаг сбитый шальным ядром с мачты.Дед
Фёдор чертыхался,тряс бородой,хмыкал и раздражённо вращал глазами.За-
метив соседа притихшего у двери,не прерывая своих попыток поудобней рас-
стелить на столе материю,спросил.
-Что стал,Николай?Не здороваешься,проходи...Что пнём торчать у порога?
И то...скинь материю с табурета,садись.Вишь...Занят я,сам распологайся.Да.
-Здороваться?..Да-а...не ловко как-то,Фёдор...здоровья желать.Время то ка-
кое...сам знаешь...Эк оно то...
-А,что за время такое...Особенное,что ли?И...-дед Фёдор резанул материю и
прищурил глаз прикидывая,что-то в уме.-Так,что это за время такое,ког-
да здоровье не нужно,катаклизм и тот без здоровья не обойдётся,при нём
здоровье дорогого стоит...Да...Здоровье,Николай...о всяку пору качество не-
обходимое. Да...
-Что это ты делаешь,Фёдор?-ушёл от ответа Николай.
-Мастерю наряд себе...Да-а...Да чёрта лысоко.Ничего не выходит,так повер-
нёшь,эдак развернёшь,а толку...Сам видишь,сколь тряпья накромсал.Сил нет.
И вещь с виду,тьфу,какая вещь...Проще не бывает,а вишь не даётся.И то...
Опыта в этом деле с гунькин нос...ну пуговицу там,носок какой...А тут, не
идёт,хоть плачь.
-Людей попроси.Кто тебе откажет?Вся деревня сбежится...только рот от-
крой...Что мучаться?Потом...смотря какая доска...
-А при каком тут боку доска, Николай?
-Внешняя сторона всегда струганная,но можно и внутри стругануть,мате-
рия лучше ляжет,опять же...красивее,удобнее...Хотя,это всё так...для успо-
коения...смысл то один...и никуда тут не денешься.
-Вроде каркаса какого,на чём бабы шали растягивают да сушат?
-Ну-у,если тебе хочется,можешь называть его каркасом,название сути не
 меняет...хоть горшком назови,только в печь не сажай,так народ говорит,а
народ зря говорить не станет...Народ...одно слово.-мягко согласился Николай.
-Да-а,народ зря не скажет сосед,сказал...Припечатал.
-Вот и я тебе говорю,Фёдор...Что мучиться тебе?Позвал бы сведущих в деле
людей,кто тебе отказ даст?
-Смешной ты право,Николай...Да-а...С эдаким сугубым делом и по деревне ходу
дать?Ты,что?Я в памяти пока сосед.

                *******************
-Конечно,Фёдор...Это дело личное,даже приватное...для каждого.Но для себя,
оно всегда в первый раз...Сам знаешь,для кого-то,что ты...Золотые руки,для
себя...те же руки уже крюки...Тут люди и в помощь.Ты для людей,люди для
тебя.Всегда так было.Вот...Иван,отличный столяр...он тебе любую доску вы-
гладит,отшлифует любо дорого смотреть,а Тимофей...обойщик,каких свет
не видывал.
-Да к чему мне их доски да обивки?..Мне...полагаю и стола хватит,вона...какая
столешница,аэродром...даже сидеть за ним по утрам грустно...Зачем такой?
-Стола мало...сам посуди...-Николай неопределённно обмахнул рукой стол и ус-
тавился на деда.
-Ты думаешь?-дед Фёдор запустил пальцы в бороду,насупился.Да ну-у тебя,как
ни то скумекаю,вишь плошадь какая.
-Мало говорю...Мало досок,Фёдор.
-От заладила ворона Якова,всё одно про вся кого...А пол?Пол на что,тут есть
где разгуляться.
-Да,пол у тебя хороший,да вот незадача...Крашенный,был бы не крашен и коль
твоя воля,что же изволь,а так...краска -то глубоко вьелась.
-Как же не крашенному быть?Мы люди современные...Красиво гладко и чисто,
махнул тряпицей и порядок,клади на половицы,что хошь...Хоть и сам ложись.
-Оно так Фёдор...да народ,что скажет?Не в обычае такое...
-А,что народ?Народ тут при чём?Я это для себя делаю,как раз и не стыдно
перед народом будет,смотри...хоть с фланга,хоть в этот,как его бишь...ан-
фас,во слово то...заковыристое.
-Не в стыде то дело,Фёдор...чего тут стыдиться?Все одинаковые и всем это
дано и надлежит.
-Ты,Николай...быть может и одинаковый,тебя всякая одинаковость устра-
ивает,а меня грешного,нет...Не хочу быть одинаковым.Хочу персонально вы-
глядеть,каков я есть от природы...Личностью хочу быть,во как...
-От скажет же такое,личностью он хочет быть.Какая тут личность?..Вос-
поминание одно,это когда ты бригадиром был,то можно и вспомнить,а те-
перь...Какая личность?
-Пенсионер,по твоему выходит не личность?Заговариваешься Николлай...
-Пенсионер?Какой тут пенсионер,воспоминание одно...Ты всегда славился по
деревне рассудительность,Фёдор,а вишь...как тебя заносить стало...и то...
время то какое...
-Опять о времени заладил,что тут время и рассудительность?Как предста-
вил я себя раздетым на пруду...Так,веришь Николай...Дурно стало,так серд-
це зашлось...Страсть...В глазах тёмные круги,а по коже мурашаки в россыпь.
Во как проняло,ну я и в магазине Галочке нашей чуть было не нагрубил.Стыд.
-Вишь,что с человеком внезапность творит...Слона и того свалит,а тут че-
ловек...А зачем тебе на пруду то быть,Фёдор?
-Так жарынь стоит,сам не видишь?Прохлады и хочется,-дед расправил рука-
ми-лопатами очередной отрезок материи по столу,-во какая...как бы поб-
лёскивает даже,жаль,что до первой стирки.
-Уморишь ты меня,Фёдор.Что тебе о стирке беспокоиться.Теперь о стирке
забыть и не вспоминать.
-А ты думаешь,каждый день я буду мучаться этим...Нет,раз сделаю,а там
может и в ум войдут...да всё на свои рельсы поставят.Не один я такой сер-
дешный...Таких много,которые срама не хотят...Помяни моё слово.сосед.
-Помянем,почему не помянуть?Ты,человек уважаемый,степенный и вообще,
какая никакая примечательность,таких в округе,раз-два и обчёлся...Да.
-Вот и я о том,что много народу меня знает...Потому и позора иметь не
желаю.Как нибудь слажу с этой заковыкой,комбайн посложней будет,трак-
тор там...а справлялся,хоть образовывали меня по полям да весям.
-Что теперь о камбайнах да тракторах говорить,сам говоришь,что опыта
в этом деле нет.А у кого он есть?Всем и в первый ,и в последни раз.Вот такие
дела с народом,людьми и решают...Гуртом и батьку бить легче.Я бы и сам
кликнул людей,да тебя решил спросить.Твоя воля,для меня закон,как приго-
воришь,так и сделаю.
                ***************
-Да,Николай...гуртом всё легче делается.Но тут особенное дело,личное и да-
же сокрытое...Сам сказал,воля моя.Вот по воле и делаю,-дед прищурился и
стриганул воздух ножницами.
-Ты бы снял мерку то...С меркой ловчее и материи экономия,хотя,что я несу,
какая тут уже экономия...
-Ничего,Николай...Я на глаз,-дед присел у стола,стрельнул глазом,-так вот,
отсюда если резать,вот по этой линии,оно наверное и вытянет до нужной
формы...мылом то линии навёл,а оно сыплется...вот и заедешь ненароком
на другу часть,отхватишь сдуру...Внимательность нужна.
-По мерке делать надо,Фёдор...взял бы и гвоздочками прихватил,она бы и не
ёрзала у тебя по столу,режь да любуйся.Метр есть у тебя или принести?
-Я вершками прикинул,мне сойдёт...Что мне,на танцы ходить?-не отрываясь
от своего занятия бросил дед и крякнув присел с другого края стола,к чем-то
примериваясь,что-то выщитывая в уме.
-Ты бы ещё локтями посчитал,придумает же такое...Вершки.
-А не я это придумал,так от начала велось,быстро,сноровисто.И всегда под
рукой,точнее в руке.
-С меркой,оно надёжнее и точнее,-не отставал сосед от деда.
-Ой,Николай.Иди-иди,коль ничего не надо,что воздух перелопачивать?А не то
я тут напутаю чего.Да и мерка,правду сказать...на мне,что делать?И на ста-
руху проруха бывает...Кинулся,а не тут то было,повымел всё старьё,думал
есть запасы...вон шкаф какой,да камод...ан нет.Носки,рубашки,штаны...чего
только нет,натаскал за жизнь...а самая маласть и тю-тю...Нет.Вот и кину-
ло меня в магазин.С таким стыдным делом к девчонке за помощью,ладно на-
роду малость,а продавец...он должен быть,как врачь и во всяком деле помо-
шник,хоть и неловко...молодка,а я тут со своими потребностями непотреб-
ми...Тьфу ты зар-раза...Этот урок до смерти не забуду,надо и в город стре-
кану...Запасусь...Пообносился,а мерка на мне...Не ходить же мне архангелом
по дому,вдруг кто войдёт...Вот ты зашёл..Смех и только.
-Хорошо Фёдор,что ты духом спокоен,твёрд.В этом деле,дух...на первом мес-
те...Значит...сам всё хочешь делать?Ну-у,воля твоя Фёдор...А скоро ли закон-
чишь?
-А тебе не терпится?Хочешь меня во всей красе увидеть,да?У-увидишь ещё,на-
смотришься...
-Ясное дело,увижу...Но я бы и потерпел,было бы чего хорошего зреть,а тако-
го...Можно ещё годков десять не видеть,Фёдор.В телевизоре насмотрелся...
-Что,плохо выгляжу,Николай?-оглядывая себя спросил дед Фёдор.-Что поде-
лать сосед,годы красы не прибавляют.Сам знаешь,старость...брат,не пря-
ник...Да...Не пряник.
-Да с твоим здоровьем и о старости говорить?Ты ещё и молодого обскачешь.
Никак не возьму в голову,что это ты засобирался вдруг?Не к тёще на блины
чай...Вчера ещё собирался на дальнее озеро,сети мол ставить надо,люди рыб-
ки свежей просят,а сегодня такие перемены и всё вдруг,с горяча.
-Да,теперь нет времени для рыбки,что делать...вышло так.Ты сам теперь за
рыбой поедь,с ночёвкой надо...
-Да тебя то,на кого оставить?Я ведь сосед твой,друг даже,вот и хочу прис-
мотреть...Одно только и плохо,что сам всё делаешь,не скоро закончишь...
А время,оно не ждёт,оно вона,как тикает на стенке...
-Не пойму я тебя Николай,то ты хочешь быстрее результат видеть,то ты
десять лет ждать согласен,то опять торопишь,то я плохо выгляжу,то за
молодыми гоняться советуешь...Темнишь ты,что-то сосед,чего-то не дого-
вариваешь...Может...Чего то хочешь,да стесняешься сказать,говори смело.
-Что я,хапуга какой?!Узнал и прибежал выпрашивать?Под шумок по малину
сбегать?..Плохо видать ты меня знаешь,Фёдор...-угрюмо сказал Николай.
                *******************
-Аль обидел я тебя Коля?Ну-у извиняй...Извиняй не со зла спросил,любопытно.
А на том и прости...Прости.
-Не обидел.Но раз ты сам этот разговор завёл,спрошу.
-Спрашивай Николай,у меня теперь душа лёгкая,всколыхнулось было,теперь
отходит.Спрашивай сосед.
-Понятно...Ну-у,раз такая заковыка...Может оташь мне свою лодку,замеча-
тельная она у тебя,Фёдор...жодкая,но устоичивая
-Лодку?..-дед Фёдор вскинул брови.Так разве я запрещаю кому брать её,отро-
дясь и не замыкал её,вона,вся молодь на ней катается по пруду и рыбку ловит.
А эти сорвонцы,сам знаешь...а мне не жаль.Нет не жаль,-дед мотнул головой.
-Знаю Фёдор.Кто же твою лодку портить будет?Коли твоя лодка станет мо-
ей,кто же шкодить посмеет.
-Хм-м...Вот задачу ты мне дал сосед.Для сохранности...пусть пока моей будет.
-Теперь то она зачем тебе,Фёдор?Для смеху?
-Ты считаешь,раз я не поволокся с ней на дальнее сегодня,значит она мне не ну-
жна теперь,-задумчиво глянул на соседа дед.-Так я понимаю?
-Зачем она тебе?-буркнул Николай.
--А я в ней...На тот свет поплыву,вот она мне зачем,-лукавые искорки запры-
гали в глазах деда Фёдора.
-Всё шутишь соседушка,всё тебе ни почём...а пора бы и перестать.
-Шутить,не варево мутить...шутить всегда полезно,но к месту и времени.
-Ладно,оставляй лодку себе.Посмотрю,как ты поплывёшь на ней на тот свет,
хоть свет этот в деревне совсем в другой стороне,у леса и по озеру туда нет
ходу...Я не за тем пришёл.Хотел узнать,как ты тут...Скоро ли...
-Сам видишь,плохо дело...некудышний стал совсем,глаза не видят толком,всё
плывёт вокруг...Очки оденешь,чуточку лучше,а потом опять всё мешается.
-Очки тут не помогут,вздевай не вздевай...свет всё равно застится.Как дума-
ешь,скоро ли конец?
--По моим расчётам,часа три-четыре протянется эта тарабарщина,может
чуточку дольше,мне уж и самому не втерпёж,кусок в горло не идёт,одни ду-
мы...скорей бы эта волынка закончилась,да забыть и не вспоминать.
-Что тут окуске думать,до него ли тут...
-Вот и я говорю,так занозило меня...Сил уже нет...а заканчивать то надо.
-Та оно само закончится,глазом не моргнёшь и уже готово.
-Да уж,так оно само тебе и сделается...Шишь,попотеть придётся,а что ты
опять спрашиваешь,долго ли...Тебе то ,какая забота?
-Потому,переживаю за тебя...Сам то знаешь,обмыть...прибрать всё надо,ну
всё,как пологается устроить,тебе же покойней будет.
-Если всё сладится,-взялся дед за ножницы,-то и обмоешь,за мной не станет,
но это завтра уже,спешить то нам теперь не надо...Всё степенно будет.
-Это точно,дальше спешить некуда,ну-у пойду я пока,сосед.Лихом не помяни.
-Всегда мы с тобой ладили и дружно жили,какому лиху быть?-улыбнулся дед.
-Спасибо на добром слове Фёдор.
-Погоди,Коля.Николай,мы люди пожилые,всякое повидали,прошли.Может ты
бабу свою пришлёшь,она хоть и на глаз,а всё сноровистей бы соорудила ей то
не впервой.
-Как бабу?Не удобно,Фёдор...Женщина ведь,сам понимаешь.Она,конечно,-сосед
кашлянул в кулак,-может и сделать,может и обмыть как бы эдак,она у меня
сметливая,с характером.
-Пусть обмывает,что я против?Я,коль ты не в обиде будешь,сам ей и налью.
-Не знаю,что она сама на это скажет,-задумался сосед,-может нам с тобой
Пелагею кликнуть,а Фёдор?
-Смеёшься, Николай?Пелагея лет пять,что только свет божий видит,утро от
вечера едва отличает...Какой с неё толк?
-                *****************
-Это то и хорошо,со слепой какой спрос?Ей,хоть женское,хоть мужское...всё од-
но...Тело и только.
-Эк ты хватил,всё одно.Ей то может и всё одно,хотя наговариваешь ты на неё
она себя соблюдает,хорошая женщина...Жалко,что слепая совсем...
-Ничего не наговариваю,я к тому веду,что с неё взять,что там и как,куда...
не видела ничего и точка.
-Значит и женское,и мужское всё одно,-насупился дед Фёдор.
-Вот именно...Всё одно.Слепая и делов никаких,никакого спроса.
-Но я то не слепой,хоть не соколом гляжу,но статейку в газете без очков чи-
таю,сосед.Потому мне никак не может быть всё равно.
-А тебе то,какая разница,в очках ты читал газету или без очков?
-Ну-у,-дед Фёдор постучал ножницами себе по лбу,-мне пока ещё есть разница.
Представляю себя в женском...Да не опохмелиться ли ты пришёл соседушка
дорогой,так изволь,я тебе налью...
-Вот чудак!Убирать то,я буду с мужиками,а не женщины,а то...пусть Пелагея
делает,пусть обмоет она,раз тебе не хочется,чтобы я это делал.
-Да ты можешь что ли?Не замечал в тебе таких способностей.
-Я не много моложе тебя Фёдор,приходилось и мне участвовать в таких меро-
приятиях...-обиженнно произнёс сосед.
-Варюха,жена твоя...что ж никчёмная?Тоже не слыхал,четверых выходила,
справная женщина,-отрезая очередной кусок материала от похудевшего ру-
лона усмехнулся дед Фёдор.
-Почему никчёмная?И она может,но мне то сподручней и тебе покойней лежа-
ться будет,когда мужик рядом...одного замеса и хорошо.
-А зачем мне лежать?..Я ходить буду или вон телевизор включу,новости там
всякие,опять же поле чудес какое...
-Как это...ходить будешь...-с подозрением Николай посмотрел на деда Фёдора.
-А ,как все ходят...ногами,на голве не учен ходить.Пока ты возиться будешь,
я может покурить захочу,ты вот не куришь,а я курю...или пойду задам кор-
му птице,опять же поросята...мне кусок не йдёт,а вислоухим только подкиды
вай,метут,что твой комбайн.
-Так не бывает...Что ты мне голову сказками забиваешь Фёдор.Ходить он бу-
дет,корму задавать...и войдёт такое в голову...Страсть,как всё дурно.
-Сказал буду ходить,значит буду.Что же,возле тебя сидеть,мешать только.
-Си-и-идеть он будет...Лежать ты будешь,как все прочие в таких делах,тихий
и смирный...никаких поросят,никаких курей.
-Ну-у...Дудки уж...Лежать.Належусь ещё на том свете,бока бы не заболели.
-Какаие бока?Так ничего не выйдет...И...так не бывает.
-Уже опять воротишь назад сосед,то помогу,то не получится и вообще не бы-
вает...Не хорошо Николай,не хорошо.
-Я не отказываюсь и...я даже уже готов,но...Ты такое говоришь,что у меня
туман в голове собрался.
-Раз туман,значит...Грозы не будет,тихий денёк будет и тёплый.
-Фёдор,что ты такое говоришь,какой денёк?
-А,что я такого незаконного говорю?Это моё законное желания,просьба,если
хочешь.Можешь сработать,сработай да так,чтобы я не только лежать,хо-
дить,сидеть ,а может и пробежаться мог если в голову зайдёт...
-В голову ему войдёт,господи,что человек говорит?Бегать он будет,да после
всего этого и бог ничего сделать не может...Полная амба.
-Бога не трожь,у него своих дел хватает,ты сам сказал,что можешь сделать,
так и делай.
-Когда лежит человек,как положено ему по чину и дело деется.Тут всё ясно...
Тело перед тобой,труд виден...тряпицу взять,мыльца чуть...В лежачем поло-
жении только и можно.
-Так ты ляг,раз тебе так удобнее,хоть и трудно поверить в такое.
-А,как я лёжа работать буду?..Не умею я так.
-Тьфу ты,заладила ворона...могу не мгу,-дед зашагал в нетерпении по комна-
те,-ты уж определись Николай,что тебе в пору.
-Ладно...Не злись Фёдор...Натягивать то,сегодня будешь...успеешь ли?
-Что натягивать?-примеряясь ножницами к материи спросил дед.
-Ну-у,что шить собрался,-Николай кашлянул,-обычно не шьют,режут подхо-
дяще,а потом пришивают гвоздочками,вещь ровная получается...без бугров
и пузырей.
-Видишь,какие ты мне премудрости рассказываешь,а всё жалуешься,что не
можешь,да не удобно...
-Какие там премудрости,-Николай повернулся к двери,-значит на глазок дела-
ешь,без мерок?
-Да ,Коля...Не знаю,чт и выйдет...
-Давай,пока я здесь,помогу занести,будешь прямо по нему мерять и резать,а
потом гвоздочками прихватишь и сшивай,раз тебе так хочется.Пошли зане-
сём,Где он у тебя,когда шёл не видел?
-Кто это он,-дед отложил ножницы,посмотрел на соседа,-кого ты занести
хочешь ,Николай?
-Гроб...
-Какой гроб?-дед удивлённо поднял брови.-Какой гроб,сосед?
-Твой...-Николай слегка побледнел.
-Нет у меня никакого гроба,совсем плохо тебе сосед?
-А чехол на что шить собрался?Ведь на него...
-Этот чехол я на себя шью,сосед,-хохотнул дед.
-Но чехол то на себя зачем тебе,не по нашему это...
-Как не по нашему?Всё,как раз по нашему.Зонтиков и кукурузных початков
с чебурашками да ягодой земляникой мне не нужно...В чёрных и точка.
--Хорошо-хорошо,пусть будет чёрный,-мягко согласился сосед,-но лучше на
гроб натянуть,так принято.
-Трусы на гроб?!-вскипел дед Фёдор.-Это,коли тебе такая блажь,ты на свой
гроб трусы натягивай,хочется и натягивай,я перечить не буду.
-Так...Ты трусы шить хочешь?-округлил глаза сосед.
-Ну...Трусы.Себе,а не какому-то гробу...Себе!..Чёрные,как положенно,Не в яб-
локах и цветочных горшочках вперемежку с зелёными стручками,чёрные,-ки-
пятясь наступал дед Фёдор на соседа.Тот махнул рукой и юркнул в дверь,а ра-
спалившийся дед Фёдор продолжал громыхать так,что слышно было на улице.
-Чёрные,а не в яблоках...Чёрные и точка.
                mopawrisel . 2006 г



   


Рецензии