Котлован

Александр Сушков



КОТЛОВАН


  Сценарий короткометражного художественного фильма


Logline: Three women are ordered to dig a pit. One of them is hiding her pregnancy. She has a baby and buries it in the pit that is later poured with concrete and gets a glowing billboard installed above it reading VIVAT CIVITAS SOCIALIS!

Логлайн: Трем женщинам приказано копать котлован. Одна из них, скрывает свою беременность, и, родив, закапывает младенца. Котлован бетонируется и устанавливается светящийся билборд -VIVAT CIVITAS SOCIALIS!



ИНТ.: ДУШЕВАЯ – УТРО
Чьи-то пальцы достают сучок из доски.
С обратной стороны в отверстии появляется глаз, жадно рыщущий по душевой.
С обратной стороны чья-то рука вешает на большой ржавый гвоздь строительную робу. Не очень чистые, изношенные женские трусы.
С обратной стороны чьи-то пальцы достают второй сучок из доски.
С обратной стороны видны волосы подмышками.
Родинка на белом теле.
Изгиб бедра.
С обратной стороны чья-то рука вставляет сучок на свое место.

МУЖСКОЙ ГОЛОС (ВПЗ)
Лучше я умру. Мною пользуются, но мне никто не рад. Завтра я напишу последнее письмо сестре, надо купить марку с утра.

На столе обложка личного дела.

ТЕКСТ
Равноправное Социальное Государство 2020-й год. Министерство Внутренних Женских Дел (МВЖД)

На столе чьи-то руки листают мотивировочную часть решения суда.

ТЕКСТ
…из-за происхождения – ее родители имели высшее образование и тайно передали знания Вере, а так же из-за имущества - Комитет Обобществления (КО) выяснил, что у ее родителей, с которыми она жила, был дом в городе и дача в деревне. Родителей отправили на замену отработанных реакторных стержней и перевозку тяжелой воды…

…будучи бобинной чесальщицей тонкосуконной фабрики, задумалась посреди производства
…живет одна в двухкомнатной квартире.

ИНТ.: ДУШЕВАЯ – УТРО
Чья-то рука включает душ.
Вода течет сверху вниз.
Вода становится красной.


ЧЕРНЫЙ ТИТР НА КРАСНОМ ФОНЕ:

КОТЛОВАН





НАТУРА: КОТЛОВАН – УТРО
(ЛЮБА, НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА)
Работа в самом начале – это прямоугольник, размеченный деревянными колышками посреди которого молодая женщина лет тридцати в строительной робе долбит ломом землю. Ее зовут Люба.

ЛЮБА
Мало рук! Это измор, а не работа, - время всю пользу съест.

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
Комитет Обобществления обещал прислать двух человек, а я просил шестерых.

Люба с удовольствием вгоняет лом в землю и, не переставая работать, говорит с Начальником Котлована.
 

ЛЮБА
Лишь бы явились! Люди нынче стали дороги, наравне с материалом.

ИНТ.: ДУШЕВАЯ – ДЕНЬ
(ЛЮБА, НАДЯ, ВЕРА)
В полной растерянности в душевой осматриваются две молодых женщины. Это Вера и Надя. За ними тоже кто-то подсматривает сквозь отверстие от сучка.
Чья-то рука вешает на большой ржавый гвоздь белый лифчик, белые трусики.
Виден пух на предплечье…
Тонкие ключицы…
Выбритые подмышки…
Стройная фигура…
Люба рассматривает и ощупывает Веру.

ЛЮБА (ВПЗ)
(К Вере)
Что же ты такая скудная?

ВЕРА (ВПЗ)
Так.

ЛЮБА
Ну, стой. Ты, наверно, интеллигенция
– той лишь бы посидеть да подумать.
Люба трогает Веру за ключицу. Проводит пальцами по шее. Отходит, как художник от холста.

ЛЮБА
Вот сделай злак из такого лопуха!

Люба протягивает Вере руку для рукопожатия, как мужчина.

ЛЮБА
(С бодрой улыбкой)
Люба!

Вера протягивает руку в ответ. В ее взгляде свет превосходящего ума и даже жалости. Этот взгляд немного смущает Любу, но она берет себя в руки.

ВЕРА
(С печальной улыбкой)
Вера.

Надя тоже хочет поздороваться с Любой, но та не подает ей руки.

НАДЯ
А я Надя!

ЛЮБА
Что же ты Надя… Ты же бобинная чесальщица?

НАДЯ
Бобинная…

Люба проверяет твердость Надиных мышц.
Сжимает предплечье.
Забирается пальцами в рот, проверяя крепость зубов.
Берет в пятерню ягодицу.
Шлепает пятерней по бедру.

ЛЮБА
Администрация тонкосуконной фабрики говорит,
что ты стояла и думала среди производства.
О чем ты думала товарищ Надя?

НАДЯ
О плане жизни.

ЛЮБА
Фабрика работает по готовому трехлетнему плану Равноправной Республики. А план личной жизни ты могла бы прорабатывать в клубе или в красном уголке.

НАДЯ
Я думала о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка.
Вера удивленно смотрит на Надю.

ВЕРА
Ну и что ж ты бы могла сделать?


НАДЯ
Я могла выдумать что-нибудь вроде счастья,
а от душевного смысла улучшилась бы производительность.

ЛЮБА
(с ухмылкой)
Счастье произойдет от материализма, товарищ Надежда, а не от смысла. Мойтесь.

Люба выдает Наде и Вере по куску черного хозяйственного мыла.

НАДЯ
Этим? Мыться…

ЛЮБА
Стихни, темная мелочь! Твое дело целой
остаться в этой жизни.

Вера включает воду и стучит куском мыла о кафель.
Люба подходит к Вере, стоящей к ней спиной.

ЛЮБА
Жидкое мыло с ароматизаторами запрещено
Комитетом Обобществления как предмет роскоши, ведущий к разврату в Равноправной Республике.

Струи воды и слез текут по женским телам.

ИНТ.: СТРОИТЕЛЬНЫЙ БАРАК – УТРО
(ЛЮБА, НАДЯ, ВЕРА)
В бараке ничего нет кроме стола, лавок, свернутых матрацев и старой электроплиты.
На столе два посылочных ящика. Фанерные крышки. Химический карандаш. Молоток и гвозди.
На полу две пары кирзовых сапог.
Вера и Надя одеваются в неудобную не по размеру строительную робу, пытаясь разобраться, что к чему.

ЛЮБА
Одежду - в посылки!

Надя крутит в руках посылочную фанерную крышку.

НАДЯ
Так кому отправлять?

ВЕРА
И куда? Дом и квартиру обобществили.

НАДЯ
И у меня - квартиру.

ВЕРА
Родителей отправили на АЭС носить тяжелую воду.

НАДЯ
И у меня – сестру на второй контур.
И брата…

ЛЮБА
Сестра, брат! Что б собственноручно коротко об энтузиазме труда. Кому хотите – пишите и отправляйте! В восемь начало!
Чуй, чья власть, бычьи невесты!

Люба выходит, громко хлопая дверью.

ВЕРА
И слова равняются в полный рост:
"С якоря в восемь. Курс - ост.

У кого жена, брат -
Пишите, мы не придем назад.

НАДЯ
Что?!

ВЕРА
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.

НАДЯ
А!

НАТУРА: КОТЛОВАН – ДЕНЬ
(НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА, НАДЯ, ВЕРА, ЛЮБА)
К полудню усердие женщин дает все меньше и меньше земли на урез котлована.
Вера и Надя раздражаются от рытья и не поспевают за Любой, которая орудует ломом и бодро поглядывает на Начальника Котлована. Начальник улыбается, глядя на нее.
У всех волосы липнут к потным лицам.
Надя очередную лопату с землей, со стоном высыпает на себя.

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
Чего ты стонешь, сирота! Смотри на цветущую
Родину и радуйся, пока родилась.

ЛЮБА
Нам это ничего. Мы ихнюю отсталость сразу в активность вышибем.

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
Вот-вот.

Начальник Котлована доверительно смотрит на Любу и уходит.
Люба призывно смотрит в спину уходящему Начальнику Котлована.

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА (ВПЗ)
Не убывают ли люди в чувстве своей жизни,
когда прибывают постройки? Дом человек построит,
а сам расстроится. Кто жить тогда будет?

ИНТ.: СТРОИТЕЛЬНЫЙ БАРАК – ДЕНЬ
(ВЕРА, НАДЯ, ЛЮБА)
Женщины обедают. На столе отваренная картошка в мундирах и соль. Больше ничего. Едят в тишине не глядя друг на друга и без жадности, не признавая за пищей цены.

НАТУРА: КОТЛОВАН – ВЕЧЕР
(ЛЮБА, НАДЯ, ВЕРА, НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА)
Люба без спуску и промежутка громит ломом плиту самородного камня, не останавливаясь для мысли или настроения. Надя снова выдохлась. Вера ее поддерживает.

ВЕРА
Надь, ложись вниз лицом, отдышаться!

ЛЮБА
Кашляет, вздыхает, молчит, горюет – так могилы роют, а не города.

Надя ложится на дно котлована.
Шепчет Вере на ухо.

НАДЯ
Я ее ударю сегодня же… Но позднее…
Ногой в живот, как рвущуюся вперед сволочь.

К срезу земли подходит Начальник Котлована.

ЛЮБА
(Начальнику Котлована)
Вот подруга опять ослабла! Не переживет она Равноправной Республики – какой-то функции в ней не хватает!

Начальник Котлована, прищурившись, смотрит на клонящееся к закату солнце.
Вера тоже устала, прекратив работу, пересыпает песок из ладони в ладонь. Рассматривает песчинки.
Надя тяжело дышит, смотря то на солнце, то на Начальника Котлована.

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
Что же то вы, товарищи-женщины? Даже неотлучное солнце расточает свое тело на каждую мелочь здешней, низкой жизни. А вы не желаете поместить в котлован никакой равноправной государственной пользы!

Со среза, где стоит Начальник Котлована земля ссыпается Вере за шиворот. Она, не отрывая взгляда от песчинок, говорит в сторону Нади.

ВЕРА
А я ударю его. Только его надо бить в голову. Долго надо бить…

Закат.
Лом, кирка и лопата вгрызаются в грунт.
ЗТМ.

Рассвет.
Лом, кирка и лопата вгрызаются в грунт.

Закат.
ЗТМ.

Рассвет.

НАТУРА: КОТЛОВАН – УТРО
(ЛЮБА, НАДЯ, ВЕРА, КУРАТОР МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ЖЕНСКИХ ДЕЛ (МВЖД), ЕГО ЖЕНА)
Куратор МВЖД отчитывает Начальника Котлована, не выходя из дорогой машины, рядом с ним его холеная в украшениях жена посматривает с недоверием на работающих женщин. Начальник стоит по стойке смирно.

КУРАТОР МВЖД
Ты что не понимаешь накануне какого грандиозного события мы находимся? Кого выбираем и на сколько?

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
Виноват.

КУРАТОР МВЖД
Сейчас как никогда мало желательны явления перегибщины, забеговщиства и всякого сползания по правому и левому откосу с отточенной остроты четкой линии!

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
Виноват.

КУРАТОР МВЖД
Виноват он. Ступай, землекоп.

Начальник Котлована по-военному разворачивается спиной к Куратору МВЖД.

КУРАТОР МВЖД
Стой.

Начальник Котлована по-военному разворачивается лицом к Куратору МВЖД.

КУРАТОР МВЖД
Ты их… чем кормишь?

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
(удивленно)
Картошкой.

КУРАТОР МВЖД
Картошкой…
У нас богатая страна. Селедки им дай…
в субботу что ли. Убирайся!

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
Слушаюсь.

Уходит ссутулившись.

ЖЕНА КУРАТОРА МВЖД
Знаешь что, Левочка?.. Ты бы организовал
как-нибудь этих женщин, а потом продвинул бы какую-нибудь из них на должность (указывает на Веру) – да хоть вон ту. Ведь каждому человеку нужно иметь хоть маленькое господствующее значение, тогда он спокоен и приличен…
Какой ты все-таки, Левочка, доверчивый и нелепый!

Куратор МВЖД, слушая жену, чувствует любовь и спокойствие.

КУРАТОР МВЖД
Софьюшка, лягушечка, ведь ты гигантски чувствуешь массы! Дай я к тебе за это приорганизуюсь!

Он прикладывает свою голову к телу жены и затихает в наслаждении счастьем и теплотой.

Лом, кирка и лопата вгрызаются в грунт.

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА (ВПЗ)
Почему сестра давно ничего не пишет? Если она умерла, то надо ехать стряпать пищу на ее детей, чтобы истомить себя до потери души и скончаться когда-нибудь старым, привыкшим нечувствительно жить человеком, это одинаково, что умереть теперь…

Закат.

ИНТ.: СТРОИТЕЛЬНЫЙ БАРАК – НОЧЬ
(ВЕРА, НАДЯ, ЛЮБА)
Женщины спят на тюфяках, прямо на полу.
В помещение едва проникает лунный свет. На столе шелуха от картошки. Нож. Соль на газете с заголовком на полосе - Близятся очередные выборы Равноправного Друга и Руководителя Народа.
Вера шепчется с Надей.

ВЕРА
Мне приснилось будто бы я в далеком центральном городе…
Будто бы в Лондоне и Париже, в Нью-Йорке и Токио -
сразу. Понимаешь?
Там где люди долго не спят. В Сиднее и в Рио…

Надя прерывисто и возбужденно дышит. Закрывает глаза. Гладит свое тело.

ВЕРА
Там где люди долго не спят, думают и спорят, где по вечерам открыты гастрономические магазины и оттуда пахнет вином и кондитерскими изделиями, где можно встретить незнакомого парня и пробеседовать с ним всю ночь, испытывая таинственное счастье дружбы…

За стуком своего сердца Надя с трудом слышит Веру. Ее глаза застилает пелена.

ВЕРА
…когда хочется жить вечно в этой тревоге;
утром же простившись под потушенным газовым фонарем разойтись в пустоте рассвета
без обещания встречи.

Надя издает стон наслаждения. Вера обнимает Надю. Прячет ее голову в своей груди.

ВЕРА
Глупышка, ну, ну. Тише… Тише… Тише.

Люба бормочет спросонья.

ЛЮБА
Ты что, товарищ Надя: чем не обеспечена, чего возбуждаешься?

Надя вскакивает с кровати.
Хватает нож со стола.
Подбегает к Любе, но она снова спит и даже
начинает храпеть.
Лезвие ножа дрожит у пульсирующей сонной артерии.
Любе снится сон-воспоминание.

СОН-ВОСПОМИНАНИЕ
(ЛЮБА, НЕИЗВЕСТНЫЙ)
Люба, сбросив грязную рабочую робу и белье на пол, с удовольствием моется в душе.
Вытирается.
Наклоняется, чтобы поднять белье.
Неожиданно чьи-то руки хватают ее за волосы, надевают трусы на голову и вталкивают снова в душевую. Люба кричит, схватившись руками за краны смесителя.

НЕИЗВЕСТНЫЙ
Заткнись. Не поворачивайся! На повышение пойдешь, дура! На повышение. Знай!

Люба замолкает, кусая губы до крови.
Неизвестный насилует Любу, которая иногда вскрикивает как раненое животное.
Придя в себя, она сидит на кафельном полу душевой с порванными трусами на шее, бессмысленно смотря перед собой.
Капля за каплей из душа капает ей на голову.

КОНЕЦ СНА-ВОСПОМИНАНИЯ

ИНТ.: СТРОИТЕЛЬНЫЙ БАРАК – ДЕНЬ
(ВЕРА, НАДЯ, ЛЮБА)
Женщины обедают. На столе снова отваренная картошка в мундирах и соль. Больше ничего. Вера и Надя принимают в себя пищу с безразличием - едят, потому что надо есть.
Люба ест с аппетитом, как будто картошка удивительный деликатес. Она громко чавкает, громко сглатывает, улыбаясь каким-то своим тайным мыслям. Макает картофелину в солонку и запускает ее в рот.

ЛЮБА
Эх, еще бы селедочки!

НАТУРА: КОТЛОВАН – ДЕНЬ
(ЛЮБА, НАДЯ, ВЕРА, НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА)
Начальник котлована ходит по периметру среза, меряет его шагами и что-то записывает в блокнот.

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
В понедельник будут еще люди. А сегодня – суббота: вам уже пора кончать.

ЛЮБА
Как так кончать? Мы еще куб или полтора выбросим, раньше кончать ни к чему.

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
А надо кончать. Вы уже работаете больше шести часов, и есть закон.

Люба смотрит в сторону Нади и Веры.
Надя втыкает лопату в землю.
Вера вгоняет в землю лом.

ВЕРА
Закон есть закон. Шабаш!

ЛЮБА
Тот закон для одних усталых элементов,
которые еще ночью кончили.

Надя злобно смотрит на Любу.
Вера стоит в растерянности.
Люба ехидно докладывает начальнику положение вещей.

ЛЮБА
Тут никакой загадки. Она ночью сама себя
любит под одеялом, а днем от пустоты тела
жить не годится.

Кровь приливает к Надиному лицу, она набрасывается на Любу, ударив ее головой в грудь. Люба, охнув, оседает. Надя бьет ее ногами в живот.
Вера пытается разнять дерущихся женщин, но получает от Любы локтем в нос.
Люба дает сдачи Наде. Надя падает на дно котлована.
Вера вцепляется в Любины волосы.
Грязь и кровь смешиваются на лицах.
Начальник Котлована с удовольствием закуривает и сплевывает в яму.
Он в размышлениях прохаживается по периметру Котлована.

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
Пройдет еще каких-нибудь двадцать лет Обобществления и женщины Равноправного Социального Государства будут исполнены свежести, и вся поверхность земли покроется семенящим детством.
Поставим вопрос: откуда взялись эти?

Начальник Котлована заглядывает в яму и стряхивает пепел от сигареты на головы дерущихся женщин.


НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
И ответим: из не обобществленной мелочи!
Они бы и еще откуда-нибудь родились, да больше места не было. А потому мы должны бросить
каждого в рассол равноправного государства!

Начальник Котлована смотрит на пепел догорающей сигареты. Затягивается последний раз и бросает окурок в яму.
Женщины прекращают драться.

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
(умозрительно)
Когда баба не бита, то она вроде не воевавшего мужика – идиоткой живет.

Начальник Котлована смеется со своей шутки. Начинает смеяться и Люба. От ее заразительного смеха начинает смеяться и Вера, вытирая кровь с разбитых губ. Надя тоже заражается общим веселием, стирая грязь со щек. Начальник Котлована одобрительно смотрит на Веру и Надю.

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
На людей становитесь похожи, землекопы!
Я снабдил ваше жилище радиоточкой и это не все.
В воскресенье очередные выборы нашего Равноправного Друга и Руководителя Народа. Голосовать вам пока нельзя, да и незачем. А вот концерт, по завершению объекта будет! Возможно, заглянет САМ!

ВЕРА
Равноправный Друг?

НАДЯ
Руководитель Народа?

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
Сказанули тоже. Раздвигай ноги шире – Куратор Министерства Внутренних Женских Дел!

ВЕРА, ЛЮБА, НАДЯ
(Все вместе)
Вот это да! И концерт?
Концерт!
Для нас!


ИНТ.: ДУШЕВАЯ – ДЕНЬ
(ВЕРА, НАДЯ, ЛЮБА)
Женщины смывают грязь и кровоподтеки.
Из радиоточки доносятся призывы диктора о дальнейшем строительстве социального государства.

ДИКТОР (ВПЗ)
Равноправные, вы должны беспрерывно заботится, чтоб в теле был энтузиазм труда! Вызывайте друг друга на социальное соревнование в высшем счастье настроения!

Вера и Надя видят на Любином животе синяк от подошвы сапога.
Еще они видят, что ее живот похож на живот беременной.

ДИКТОР (ВПЗ)
Товарищи, мы должны мобилизовать лён на фронт строительства Социального Государства!
Лён есть не что иное, как предмет нужды заграницы…

Надя подходит к Любе.

НАДЯ
Ты…
Как же это?

Вера, вытирая голову, выходит из своей душевой и замирает, глядя на Любу.

ВЕРА
Люба, ты же в положении.

Люба закрывается полотенцем.

ЛЮБА
В каком еще положении?
Конечно, не такая стройная как ты…
Ну, что вы на меня смотрите?
Пойдемте есть.
Скажете еще - откуда?
Запрещено. За такое работы лишают.
Я что дура? Здесь и кормят и одевают и крыша над головой, а я опять в деревню. Смешно мне.

НАДЯ
Как же это? Господи.

ЛЮБА
Да вы что? Сговорились?
Праздник! Идемте!

ИНТ.: СТРОИТЕЛЬНЫЙ БАРАК – ДЕНЬ
(ВЕРА, НАДЯ, ЛЮБА)
Из радиоточки доносятся призывы диктора о дальнейшем строительстве социального государства.

ДИКТОР (ВПЗ)
Товарищи, каждый из нас должен стараться продать трактор за границу! Восемьдесят миллионов проданных тракторов сократят наш внешнеэкономический долг на треть!

Вера, Надя и Люба за столом. На столе кроме картошки в мундирах какие-то газетные свертки, которые разворачивает Люба. В одном свертке – белый хлеб. В другом – сахар и лимон.

ЛЮБА
Ого! Так это же…

ВЕРА
Что?

ЛЮБА
А это селедка!

НАДЯ
И хлеб белый! Откуда такое?

ВЕРА
Жирная какая - давай, помогу.

Вера и Люба чистят селедку.
Надя заваривает чай. Режет лимон.

ЛЮБА
Надюха, а дай мне лимончика.

Люба открывает рот, не отрывая рук от разделки селедки, съедает лимон.

ЛЮБА
Надюха, а еще кусочек.

Надя отрезает еще дольку. Люба ее съедает.
Из радиоточки звучит предвыборная речь Руководителя Народа.

РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДА (ВПЗ)
В это чудесное время очередных выборов Равноправного Друга и Руководителя Народа хочу особенно поздравить наших женщин. Женщина источник жизни, начало всех начал. Вы дарите человечеству бессмертие, заключенное в детях. Недаром самые сокровенные для каждого слова – мама, бабушка, сестра, дочь, земля, родина, равноправная забота - женского рода.


Женщины дружно ужинают при свечах. Смеются, о чем-то говорят и снова смеются. Особенно весела Люба.
За грязным окошком строительного барака вечерняя желтая заря, похожая на свет погребения.
Огарок свечи плавится на столе.
Среди ночи Люба начинает стонать.
Ее тошнит.
Она идет в Котлован.
Вера и Надя спят. Люба кричит. Снова и снова.

НАТУРА: КОТЛОВАН – НОЧЬ
(ЛЮБА)
Люба лежит на дне котлована лицом в звездное небо. Под ее коленями скрещенные черенки лопат.

ЛЮБА (ВПЗ)
Господи! Если ты есть, Господи!

ИНТ.: СТРОИТЕЛЬНЫЙ БАРАК – НОЧЬ
(ВЕРА, НАДЯ)
Раздается крик Любы. Снова и снова.
Надя просыпаются.
Ей кажется, что она слышат крик новорожденного младенца.

НАДЯ
Вер, Вера! Проснись.

Вера открывает глаза.
Кругом тишина.

НАДЯ
(Шепотом)
Слышишь?

Снова тишина.

ВЕРА
Что?

НАДЯ
(шепотом)
Слышишь? Дитя плачет.

ВЕРА
Люба? Люб – слышишь, - вроде как дитя плачет.

Вера и Надя, спохватившись, вскакивают и бегут к Котловану.

НАТУРА: КОТЛОВАН – НОЧЬ
(ЛЮБА, ВЕРА, НАДЯ)
Люба сидит, покачиваясь на дне котлована, прижимая к груди маленький комочек из простыни, перепачканной кровью. В ее влажных немигающих глазах дрожат звезды Млечного пути, падая одна за другой на окровавленный сверток.

ВЕРА
Люба, Любочка.

ЛЮБА
(шепотом и жестом)
Тс! Тише.

Вера и Надя замирают. Не смея сдвинуться с места.

ЛЮБА
Она заснула, моя звездочка. Она всего три раза вздохнула у меня на руках и заснула. Посмотрела на небо и вернулась туда. Правда?

НАДЯ
Не надо так.

ЛЮБА
(шепотом)
Тише, Наденька. Не тревожь мою деточку.
Верочка, выкопайте могилу, чтобы она была глубока и в нее не сумел бы проникнуть ни червь, ни корень растения, ни тепло, ни холод и чтоб мою звездочку никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.

Вера и Надя, как под гипнозом, начинают копать нишу в Котловане, стуча киркой о гранитный камень.

ЛЮБА
Я сейчас, девочки. Немного отдышусь, милые. И помогу. Вы же знаете.

Работают долго. До изнеможения.
Люба стаскивает с отвала гранитную плиту.

ЛЮБА
Вот. Сейчас, звездочка моя. Теперь тебя не обобществят.

Немножко отдохнув, все по очереди целуют маленький комочек. Люба берет на руки сверток, бережно несет его и закладывает в камень.
Засыпав камень землей, все начинают по очереди прощаться.

ЛЮБА
Прости меня, Вера.

ВЕРА
Не в чем, Любовь. Ты меня тоже прости.

ЛЮБА
Прощай, Надежда.


ВЕРА
И меня прости, Надежда.

НАДЯ
За что, Вера?

ВЕРА
За слабость. За смирение, прости меня Надежда.

Все втроем обнимаются.

НАДЯ
Простите меня, Любовь и Вера. Простите.

Звезды тускнеют - на востоке мерцает рассвет.

НАТУРА: КОТЛОВАН – ДЕНЬ
(КОНФЕРАНСЬЕ, ОРКЕСТР, ЛЮБА, ВЕРА, НАДЯ, НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА КУРАТОР МВЖД, ЕГО ЖЕНА, ДВОЕ ОХРАННИКОВ)
Перед Котлованом в сценическом фраке конферансье и оркестр. Чуть в сторонке Начальник Котлована.

КОНФЕРАНСЬЕ
Выступает Государственный Оркестр Равноправных Народных инструментов.

Оркестр играет.
Женщины копают.
Начальник Котлована радуется.
К объекту подъезжает Куратор МВЖД с женой.

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
Заканчиваем! Вера, Надежда, Любовь – вон из Котлована! Мыться, мыться. Быстро. САМ едет!

Женщины поспешно выбираются из Котлована. Начальник Котлована останавливает Любу и передает ей какие-то бумаги.

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
(довольно)
Любовь, стой - на вот. Разнарядка на вас пришла
из Министерства Внутренних Женских Дел – не зря копали! Не зря!
Заметили вас!

ИНТ.: ДУШЕВАЯ – ДЕНЬ
(ВЕРА, НАДЯ, ЛЮБА)
Женщины моются в душе и спорят.

ЛЮБА
Как ты не понимаешь, Вера?! Теперь мы в одной графе. Вертикаль - кормят, поют, одевают.
Работа в сухом помещении и даже в очередь на квартиру поставят. Представляешь – однокомнатная квартира в центральном городе!

ВЕРА
У меня был дом в центральном городе и дача в не центральном!

НАДЯ
Девочки, а как же я? Про меня ничего?

ЛЮБА
Да погоди ты!

ВЕРА
Моим родителям присудили годовую дозу на реакторе. Они носят тяжелую воду! Это ничего?

НАДЯ
Что на счет меня, девочки? А?

ЛЮБА
Верочка, ты же умнее всех нас. Как ты можешь помочь родителям из Котлована? Как ты можешь путать свой дом с обобществленной квартирой, которая на века?!

НАТУРА: КОТЛОВАН – ДЕНЬ
(КОНФЕРАНСЬЕ, ОРКЕСТР, НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА, КУРАТОР МВЖД, ЕГО ЖЕНА, ДВОЕ ОХРАННИКОВ)
Из машины выходит охранник в балаклавке с автоматом. Водитель-охранник тоже с оружием и в балаклавке, открывает куратору МВЖД дверь.
Шеф, поцеловав ручки своей жене, тоже выбирается наружу.
Его встречает Начальник Котлована.
В честь приезда руководства играет оркестр, которым дирижирует конферансье.

ЖЕНА КУРАТОРА МВЖД
(игриво - плаксиво)
Левочка, ты только не долго. Ты знаешь.

КУРАТОР МВЖД
Софушка, лягушечка, я только поговорю с массами.

Куратор МВЖД подходит к Начальнику Котлована.
Дружески берет его за плечо.

КУРАТОР МВЖД
Ну, показывай хозяйство.

ИНТ.: ДУШЕВАЯ – УТРО
Чьи-то пальцы достают сучок из доски.
С обратной стороны в отверстии появляется глаз, жадно рыщущий по душевой.
С обратной стороны женщины заканчивают помывку.
Надя и Люба почти собрались.
С обратной стороны чьи-то пальцы достают второй сучок из доски.
Надя и Люба уходят.
С обратной стороны видна Вера. Она вытирает голову полотенцем и чувствует, что за ней кто-то наблюдает.
Вера подходит к дощатой стене ощупывает отверстие сучка и вставляет туда указательный палец.
С обратно стороны чей-то язык и губы его облизывают.
Вера шарахается от стены и брезгливо смотрит на палец.
В отверстии снова появляется глаз.
Вера подходит к стене и ударяет пальцем в отверстие.
Раздается истошный крик и ругательства.
В душевую к Вере залетают охранники в балаклавках.
Они бьют ее по лицу.
Пристегиваю наручниками к душевой трубе и насилуют.

Из гофрированного шланга заливается бетон в Котлован.

Из радиоточки доносится голос Руководителя Народа.

РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДА (ВПЗ)
На протяжении всей истории человечества женщины сохраняют уют домашнего очага, создают гармонию семейных взаимоотношений, воспитывают детей, вдохновляют на подвиги и трудовые свершения…

Из гофрированного шланга заливается бетон в Котлован.

Придя в себя, Вера сидит на кафельном полу душевой с порванными трусами на шее, бессмысленно смотря перед собой.
Капля за каплей из душа капает ей на голову.

Из гофрированного шланга заливается бетон в Котлован.

РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДА (ВПЗ)
Пусть ваши красота, обаяние, душевная щедрость, как живительный источник, питают созидательную силу нашего с вами Равноправного Социального Государства.

НАТУРА: КОТЛОВАН – ДЕНЬ
(КОНФЕРАНСЬЕ, ОРКЕСТР, ЛЮБА, ВЕРА, НАДЯ, НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА КУРАТОР МВЖД, ЕГО ЖЕНА, ДВОЕ ОХРАННИКОВ)
Вере и Любе Куратор МВЖД предлагает работу в Министерстве. У куратора один глаз перехвачен черной повязкой.
Люба, несмотря на слабость улыбается.
Веру сверлит взглядом Куратор МВЖД. Она опускает голову, стараясь не заплакать.
Надя бросается в ноги Куратора и целует его сапоги, чтобы ее тоже взяли на работу в Министерство.

НАДЯ
Пообещайте, что возьмете.
Я готова делать все, что угодно!
Только не убивайте во мне надежду!

Куратор МВЖД не обращает на Надю никакого внимания.


КУРАТОР МВЖД
Готовы, что ль?

НАЧАЛЬНИК КОТЛОВАНА
Вот оно социальное благо – не даром копали!

Из машины доносится голос жены куратора.

ЖЕНА КУРАТОРА МВЖД
Знаешь что, Левочка?..
Это уже, не в какие рамки.

КУРАТОР МВЖД
Софьюшка, тритончик, дай закончить с котлованщицами.

ВЕРА
(куратору МВЖД)
Подождите.
Дайте нам потанцевать с Надей на прощание до будущей жизни.

ЛЮБА
Дай нам еще одно мгновение времени!

Начальник Котлована тоже жестом просит согласия.
Конферансье-дирижер ждет команды и взмахивает руками.
Звучит - Danse macabre.
Вера и Люба по очереди танцуют с Надеждой.

На месте Котлована воздвигают гигантский билборд с надписью на латыни – VIVAT CIVITAS SOCIALIS!

БЕЛЫЕ ТИТРЫ НА КРАСНОМ ФОНЕ, ЗВУЧИТ HUGO DISTLER – TOTENTANZ, МОТЕТ №2 или - Ih der Velt habht ihr Angst Geistliche Chormusik op.12 № 7
   В отличие от Кафки, Джойса или, скажем, Беккета, повествующих о вполне  естественных трагедиях своих "альтер эго", Платонов говорит о нации, ставшей в некотором роде жертвой своего языка, а точнее - о самом языке, оказавшемся способным породить фиктивный мир и впавшем от него в грамматическую зависимость.
   Мне думается, что поэтому Платонов непереводим и, до известной степени, благо тому языку, на который он переведен быть не может. И все-таки следует приветствовать любую попытку воссоздать этот язык, компрометирующий время, пространство, самую жизнь и смерть - отнюдь не по соображениям "культуры",
но потому что, в конце концов, именно на нем мы и говорим.

Иосиф Бродский.

КОНЕЦ.

Крутится гигантский билборд – VIVAT CIVITAS SOCIALIS!


Рецензии