По направлению к Эминёню

               

      Где можно покушать хорошую рыбу ?
      Этот вопрос с наших уст прозвучал несколько раз. Спрашивал в основном я. Спутники - жена, сосед, жена соседа - считали меня более тюркоязычным, так что приходилось спрашивать мне. Но по ходу , я все больше догадывался, что я не очень то хорошо изъясняюсь на  турецком.  Другой склад ума, очень много незнакомых местных терминов, о которых я понятия не имел. Если не учесть предыдущее однодневное пребывание на Таксиме, и время проведенное в Газиантеп у друзей, где нам все объясняла подруга жены, и короткие контакты с турками, живущими и работающими в Баку, то я , как и мои спутники, оказался полным профаном в Стамбульских (дальше буду писать как Истанбул)  приключениях.

      Турки- таксисты, турки- официанты, турки- продавцы умеют охмурять, врать, кинуть так, что тебе даже бывает приятно. Умеют оправдываться, прикрываться, объяснять , приводить какие то доводы, о которых ты даже не догадываешься, правильные ли доводы, или тебя просто за нос водят. Как таксист, который нас не довез до отеля, объяснив, что дальше в квартал, где наш отель , он не  сможет проехать, потому  что ,  нет автомобильного движения, только трамвай .

      Только потом, сориентировавшись в местности, мы поняли , что можно было проехать по другому пути, с другой стороны, допустим не со стороны Айа-София, а с улицы Лалели. В конце концов, можно было доехать и на метро, пересесть на трамвай, пройти всего два квартала, и оказаться в отеле за менее умеренную плату и быстрее. А пока мы , освободившись от вещей, полусонные  вышли в город. Посмотрели музеи, церкви, мечети., исторические места и проголодались.
 
  Что будем кушать ? Рано утром, у хозяйки, мамы подруги жены, которая нас приютила на завтрак, мы узнали про наличие некоторых мест, где можно покушать истинно турецкое, которое присуще только Истанбулу.
 
  Рыбу в Эминёню, например.
 
      А где этот Эминёню, и как оно, это место выглядит, конечно , у нас никакого представления не было.  По картам, это около моря. Так я и спросил, как пройти к морю. Показали. Это где Эминёню ? Нет- ответили- море туда, а Эминёню в другую сторону. Хотя это место тоже у моря. Где море, там и рыба. Где рыба, там  и Эминёню. Где Эминёню, там и море. Но море везде. А море, рыба и Эминёню, вместе взятые ,  вот в том направлении. Вниз, по трамвайной линии. Сесть, не сесть ?  Если вниз, то легко, можно и пешком, решил я , тем более все кого я не спрашивал, говорили, что нам идти минут 15, не больше. А спрашивал я , в основном у тех, кто к ресторанному делу никакого отношения не имел. У продавца жареных каштанов, которые  на каждом углу, у продавца сувениров, сладостей, одежды. Их тут неисчислимое количество. И все твердят одно и то же.
 
      Рыбу едят в  Эминёню.
      Спросил бы у трактирщика, он обязательно сказал бы , что мы дошли, что это место и есть то , что мы ищем. Это я уже понял. Понял еще одно. Если , бы  мы искали , что то другое, допустим, где можно купить что то из кожи, нам  все показали  , направили бы в другое «конкретное» место. Скученность, пристроенность определенного бизнеса в одном месте присуще нашему городу – Баку – в такой же мере. Около вокзала, например, очень много мелких туристически  направленных касс, которые предлагают билеты любых авиакомпаний. Если кто построит заправку на одной стороне улицы, то через некоторое время на другой стороне улицы обязательно появится другая заправка. Или, когда то, раньше , до появления Зимнего сада, все мелкие мастеровые находились на улице Басина. Такое же рыбное место есть  у нас тоже – ниже от Биби-Эйбата, которое появилось за последние несколько лет. Кафель, метлах лучше покупать у Шарг Базары, к примеру.
      Устойчивые  мифы…

      Мифы нужны большим городам. Они нужны  минимум для жителей, чтобы не теряли время в поисках определенных вещей в разных ситуациях, или максимум для туристов. Имея четкие , конкретные ответы на любые вопросы можно осчастливить и туристов и бизнесменов, которые их обслуживают. Мы только растем, только строимся, только расширяемся, только создаем. Весь город в стройках. Как сказали в Истанбуле, у них такая ситуация была лет десять тому назад. Везде что то строилось. Они уже успокоились. Мы – еще нет.

      А так, в целом, у нас все разбросано по всему городу. На вопрос, где лучше что делать, не всякий у нас  возьмётся ответить конкретно, несмотря на то, что у нас очень маленький город по сравнению с Истанбулом, и по идее,  все должны знать, где что находится. Хотя, есть одно знаменитое место . Где лучше жениться. В смысле проводить свадьбу. Ответ , надеюсь,  все знают. Это единственная индустрия, поставленная на поток, доведенная почти до совершенства. Дальше, мелкие центры , связанные с автомобилями на проспекте Бабек, с пабами для иностранцев – около старого универмага. Наверно еще есть места, которые ассоциируются у нас с какими то определенным бизнесом или понятиями.
 
      Но я не об этом. Я об устойчивых , долгих, живучих, передающихся из поколения в поколение,  принятых всеми городских мифах. Истанбул – великий, исполинский, необъятный по нашим представлениям город. Огромный, шумный, неспящий, многоликий, густо и разнообразно населенный город. Чтоб проехать с одной стороны до другой без пробок, понадобится два часа. Еще раз подчеркиваю, без пробок. 150 километров. Тут и европейская и азиатские части. Тут огромные районы, величиной в Баку. Тут почти 15 миллионов людей, снующих , едящих, покупающих, встречающих, кидающих, продающих, проезжающих , уезжающих, за рулем, в трамвае, на корабле, в метро, в торговых центрах, в ресторанах, в забегаловках, в музеях, в банях, просто на улице, отели, бизнес центры, магазины, старьёвщики, оптовики, представители городских служб, уборщики, контроллеры, охрана, рестораторы…Неисчислимое количество людей, профессий, служб, мест…
Но рыбу едят в   Эминёню. В других местах тоже едят эту рыбу конечно. Может даже лучше готовят. Может даже дешевле, чем там. Вкуснее. Может даже  цивильнее обстановка.
 
      Эминёню – где  едят рыбу – оказался местом под мостом, где рядом пристроились рестораны. Впритык. Заканчивается один ресторан, сразу начинается другой. И так, до конца моста. А над мостом, через каждый метр, по рыбаку, которые по моему, прямо там и спят. Мы проезжали через этот мост даже в два часа ночи, рыбаки были там. Проехали бы в пять утра, наверно опять увидели бы их. Не спят рыбаки что ли ? Не знаю. Но , то  что Истанбул не спит, это точно. Как и Москва, который «нэвэ слипс», как  Париж или Барселона , у которых жизнь начинается после двенадцати  часов ночи.  Это у нас в последние десять лет, какое то движение ночью появилось. А так, в советское время после десяти часов вечера , даже такси невозможно было найти.

      Нам , после того как выбрали и сели в одном из этих ресторанов , показали рыбу, дали меню на всех европейских языках, показали фотку всех блюд, говорили на искаженном русском, пытались по ходу  завлечь туристов на английском, итальянском, испанском и других языках, предлагали бесплатные чай , кофе, фрукты после еды, совали дорогие (по нашим меркам очень дорогие) спиртные напитки, пытались общаться, шутить, выбить чаевые, забывали заказ, путались, заменяли на другое, любые свои ошибки моментально списывали на ресторан и не писали в счет, впрочем делали все , чтобы мы остались довольны, и как только понимали, что от нас больше нечего вытянуть , теряли к нам интерес, по принципу, можете досидеть сколько угодно, создавая видимость, что в этом ресторане сидят очень много клиентов.
 
      Я думаю, что в следующий раз мы будем искать другое место. Допустим, где подается самый лучший  «кюфте». Интересно , куда нас направят. Есть ли такая же городская легенда связанная   с этой едой ?  Где лучший «кюфте» ?  И где его лучше готовят ?

      Я теперь знаю, что рыбу едят  в Эминёню . Но в основном туристы. Этот миф придуман для них.
      А если пожить в Истанбуле подольше ?
      Или съездить еще раз…

Зия Ф.М.  13.11.14 Баку.


Рецензии