Ах, какой Фильм!

Когда я сталкиваюсь с настоящим произведением искусства, я иногда испытываю чувство, которое в Древней Греции называли катарсисом. Тогда под этим словом понимали очищающее и облагораживающее воздействие искусства. Из художников в подобный восторг приводит меня только Дюрер, из композиторов - Рахманинов. Это при том, что люблю я многих.

Из кинорежиссёров подобное состояние не мог у меня вызвать никто. Возможно потому, что фильм - произведение сложное, зависящее от массы факторов. Всегда кто-нибудь да сфальшивит. Можно, конечно, упростить фильм: сделать чёрно-белым, с небольшим количеством лучших актёров мира, свести к минимуму «географию» фильма, прибавить философии и, может быть, это позволит пережить тот самый катарсис, который греки времён Платона и Сократа переживали во время театральных мистерий.

Недавно я посмотрел такой фильм. Фильм старый - не пойму, как я, частый посетитель кинолекториев, мог его пропустить - казалось, что пересмотрел всю классику. Речь идёт о фильме Стэнли Крамера «Корабль дураков». Фильм был снят ещё в 1965-м. Это - последний фильм с участием Вивьен Ли (два Оскара; США). Но и остальные актёры были ей под стать: Симона Синьоре (обладательница Оскара из Франции), Ли Марвин (герой войны и обладатель Оскара; США), Оскар Вернер (признавался лучшим киноактёром Австрии 20 века), Хайнц Рюман (любимейший киноактёр жителей Германии от Гитлера до Анны Франк), Элизабет Эшли (США), Хосе Греко (знаменитейший испанский танцор фламенко), Майкл Данн…

Однако, как бы хорошо не играли актёры, если смысла особого нет, то и катарсис невозможен. В этом фильме смысла больше, чем может вместить наш мозг. На помощь он зовёт душу, и вот уже катарсис становится возможным.

Снят фильм «Корабль дураков» по книге американской писательницы Кэтрин Портер, но название отсылает нас к одноимённой картине Иеронима Босха. По сути роман Портер - расширенная версия картины Босха, персонажи которого уходят своими корнями во времена Платона. Поэтому и мистерия, поэтому и катарсис возможен.

Коротко о картине:
В корабле, который почти не двигается, находится группа практически обезличенных людей, которые предаются всевозможным порокам. Единственный персонаж, который хоть как-то похож на человека, пьёт из чаши вино, отвернувшись от остальных. Несмотря на высокий сан (в руках у него посох Папы Римского http://val000.livejournal.com/877679.html), он явно служит посмешищем (одет в костюм шута) и полностью потерял контроль над кораблём (сидит на руле у блюющего кормчего). Известно, что под кораблём у Босха подразумевается одноимённая часть здания в Западной церкви, где сидит во время службы паства, а сова в ветвях «майского дерева», в которое превратили мачту, предрекает кораблю беду.

В фильме всё гораздо подробнее: корабль медленно идёт через Атлантический океан откуда-то из центральной Америки. У нас есть возможность познакомиться со всеми основными пассажирами. В начале фильма они совсем не похожи на идиотов с картины Босха, и только мерзкая рожа сидящей со всеми за столом старой собаки (это вместо совы Босха) напоминает о картине. На первый взгляд все пассажиры добрые, весёлые и умные люди. Со временем мы узнаём, что каждый из них уже совершил или вот-вот совершит невероятную глупость. Они только кажутся умными. Более того, нет никакого шанса, что они спасутся от катастрофы, к которой движутся. Сознательно к ней идёт только шут, который однажды оговаривается, что наблюдает эту картину уже 2000 лет.

Интереснейший аспект фильма - узнавание друг друга «гулливерами». Сначала они не выделяются в этом сборище «лилипутов», но, узнав друг друга, наконец, понимают, какую ошибку они совершили, не найдя подобных себе ранее, пойдя на поводу у лилипутского общества.

Первый раз, за долгие годы я жалел, что фильм закончился. Обязательно пересмотрю его на английском.


Рецензии