Лыжи

За окном зима. Только что наступил Новый Год - уже аж 2016. Эта карусель лет раскручивается все быстрее и быстрее и я уже не в силах хоть как-то сдерживать ее - хотя бы в своих воспоминаниях. Когда ты маленький или более-менее взрослый - воспоминания как-то накапливаются, структурируются, сортируются. Теперь же они просто комкаются в несуразные неровные комки с цифрами - 2014, 2015, 2016... Все чаще я возвращаюсь мыслями к чему-то из прошлого. Очень часто - из детства. От осознания безвозвратной потери тех дней и все увеличивающейся пропасти между ними и настоящим - все чаще болит душа и зреет внутри комок грусти. Тогда чувства были острее, восприятие - ярче, а дни - длиннее.
Вспоминается все чаще время в деревне у покойной бабушки. Ароматные драники, неповторимая жареная картошка, салат с собственного огорода, трехлитровые банки солений и варенья из подпола(я написал правильно - именно "подпол" называлась та часть дома, где хранились эти вкусности). Когда дедушка умрет и бабушка останется одна, а мне будет 15 лет - я буду перестилать полы во всем доме и в том же подполе найду несколько бутылок вина "Анапа", которые дедушка хранил там - никому не сказав. Но это будет много позже, чем то что вспоминается именно сегодня и несколько дней до этого.
А именно - мне лет 8 или 9. За окном такая же зима, но мороз не настолько лютый. Градусов всего -5 или -10. Из-за не особо большой влажности в средней полосе России, где расположен Брянск, эти температуры всего лишь приятно покалывают кожу и заставляют снег рассыпаться в руках. На ногах у меня валенки с галошами, а на них надеты широкие деревянные лыжи. Надеты просто с помощью кожанных ремней на шнуровке. В руках - лыжные палки с круглыми пластиковыми кружочками на концах, чтоб не проваливались в снег. На голове - ушанка "треух". На руках - шерстяные варежки. Я помню запах смазки на моих деревянных лыжах. Только что дедушка смазал их для меня. Я стою возле крыльца и смотрю в сторону окончания участка - туда где начинается луг, а вместе с ним - спуск к речке. Он достаточно крутой и зимой им почти не пользуются. Я делаю первый шаг в сторону участка. Еще один. Морозный воздух холодит щеки и заставляет жмуриться. Я иду по снежной целине, помогая себе лыжными палками, оставляя за собой лыжню и череду круглых дурок-отверстий от палок. Сначала я часто оглядываюсь - мне нравится наблюдать что я оставляю за собой такой четкий след. Потом азарт захватывает и я стремлюсь пройти как можно быстрее весь намеченный путь. Я решил пройти извилистой змейкой по всему участку и дойти до его окончания. А в самом его конце - прокатиться с длинной горки. Пухлый снег приминается лыжами и они скользят по нему достаточно бодро. Я оборачиваюсь и смотрю на наш дом - четыре яблони, а за ними - покрытая снегом красная крыша с двумя трубами, из одной из которых змеится струйка дыма. Я знаю что бабушка на кухне готовит обед, а дедушка читает в своем кабинете. И вот - я дошел до края луга, до края спуска. Смотрю вперед и захватывает дух. Я ничего не знаю о технике спуска, о том как нужно сгибать ноги, куда девать палки, что делать с корпусом и как тормозить - мне 8-9 лет и я мальчишка на вершине большой снежной горки, у которого на ногах лыжи, а в руках - лыжные палки.
Я отталкиваюсь и мой спуск начинается. Скорость становится все больше - с каждым метром. Я лечу вперед, сердце бухает все чаще, шум в ушах все громче... На самом деле, спуск занял меньше минуты. Скорость была хороша. Кусты внизу - достаточно цепкие и острые, чтоб затормозить меня и поцарапать лицо. Я упал, поцарапался, чуть не сломал ногу, но лежу и смеюсь в только разродившееся белыми хлопьями небо. Мне хорошо. Я совершенно не думаю о том что впереди меня ждет долгий подъем поколено в снегу и что мне, скорее всего, слетит за поцарапанное лицо. Я думаю о том что только что было - о том как сильно шумел ветер в ушах и как я чувствовал ногами рельеф спуска. Как летел навстречу стене из острых веток кустов.
Сейчас, порой, похожее ощущение настигает меня во время нервных срывов - я сажусь в машину и, бывает, гоню куда глаза глядят. А потом накрывает понимание моего текущего места в жизни и я поворачиваю назад. По пути домой захожу в магазин и покупаю конфеты или шоколадку сыну. И вспоминаю как пах снег, налипший на те самые шерстяные варежки. И как поднимался пар со снятых на холоде мокрых носков - когда снял мокрые валенки. В тот раз я вернулся домой затемно - весь мокрый насквозь. И такой счастливый, каким был в своей жизни всего несколько раз.


Рецензии