Сагди и Куку

         

 
 Сказка

  В стойбище Сэнкуре ( багульник – ульчский*) жила женщина  по имени Милэктэ, что означает рябина, так как была очень стройна и красива. И росла у нее дочь, которую она назвала Куку ( лебедь ), за ее плавную походку и высокую изящную шею.  Она была еще красивей своей матери, которая очень гордилась своей дочерью.  Однажды пошли они в лес собирать голубицу.  Набрали полные  берестяные туеса и собрались идти домой, как вдруг из-за кустов появился лесной человек  Сагди, что жил отшельником  в пещере горы Гугда. Люди боялись Сагди и никогда не охотились около горы Гугда. Из уст в уста  передавалась  нехорошая слава про него.

  Говорили, что он мог превращать людей в крыс, которые потом прибегали в стойбище и кусали людей. Кого такая крыса укусит, тот покрывался язвами и умирал долго и мучительно. А еще он мог превратить человека в дерево, которое на ветру всегда жалобно стонало,  словно жалуясь на свою судьбу.  Но никто не мог понять,  о чем говорит оно. Говорили, что раньше он был красивым и удачливым охотником и рыбаком, но убил на охоте шамана из своего стойбища, и  люди изгнали его из  стойбища, а в другие  не принимали, и он ушел в лес навсегда, покинув людей. А в отместку, он похищал и пожирал людей. Всякое говорили про него. А что здесь правда была, а что вымысел, никто точно не знал.
Увидев Сагди, женщины задрожали от страха. Куку упала в обморок, а у Милэктэ подкосились колени, и она  рухнула на мох. Сагди  подошел к ней.

- Послушай, женщина, я Сагди, живу один в лесу уже много лет. Я очень устал от одиночества. Я решил жениться на твоей дочери, которая так юна и так красива. Иди в стойбище и всем скажи, что твоя дочь будет жить с Сагди. Пусть они ее не ищут, я не причиню твоей дочери зла. Но если они будут ее искать и пытаться ее у меня отнять, то берегитесь, я очень безжалостен в гневе.
Сказав это, он поднял на руки Куку и исчез в кустах.
 Милэктэ долго сидела, не могла придти в себя. Потом, осознав, что потеряла дочь навсегда, зарыдала, зарывшись лицом в мох.
Сколько она так пролежала - сама не знала. Может сутки, а может больше. Придя немного в себя, она побрела домой. А там ее уже потеряли. Убитая горем женщина рассказала, что лесной человек Сагди похитил ее дочь. Тут же вызвались охотники для спасения Куку, но Милэктэ передала предупреждение Сагди. Погоревали люди вместе с Милэктэ и разошлись по домам. А для Милэктэ начались черные дни. Она все время думала о Куку. Все валилось у нее из рук, за чтобы она не бралась. Для нее  было одно  горе. Одно большое горе…
А Сагди принес Куку в свою пещеру и положил на лежанку. Потом сбрызнул ее лицо водой. Куку очнулась. Увидев Сагди, она зарыдала. А  Сагди начал успокаивать ее.

- Ты, Куку, не бойся меня. Я тебя полюбил уже давно. Когда ты была еще девочкой, я тайно приходил к стойбищу и из кустов любовался тобой. Сейчас ты выросла, превратилась в красивую девушку, и я не хочу, чтобы ты досталась кому-то другому. Ведь многие юноши на тебя заглядываются. И не сегодня-завтра, кто-нибудь из них придет просить твоей руки. Стань моей  женой, а я все сделаю, чтобы тебе у меня было хорошо. А теперь я тебя оставлю, мне надо идти на охоту. Убегать не вздумай. Ничего у тебя не получится, потому что я сразу об этом узнаю. У меня здесь много помощников, о которых ты даже не будешь догадываться.
Сказав так, Сагди оставил Куку в пещере. Она поплакала еще немного. Успокоившись, начала изучать свое новое жилище.
 Пещера была просторной и сухой. В углу, около выхода, был большой кан с котлом, в котором была горячая вода, а на  невысоком столике лежал жареный глухарь. От него шел такой аппетитный запах, что Куку не удержалась, и оторвала  кусок мяса. Подкрепившись, она вышла из пещеры. Вокруг рос густой кедрач. Было тихо и хорошо. Ей стало как-то легче, и она присела  на большой белый камень. От камня шло тепло, ее разморило, и она не заметила, как уснула. Проспала она долго. Потому что, когда она проснулась, была глубокая ночь. Она опять прошла в  пещеру, из которой шел мягкий синеватый свет. Это светился один из камней на потолке пещеры.
 Сагди  в пещере не было.   Она  легла на лежанку и опять заснула. Проснувшись, она увидела, что Сагди сидит рядом с лежанкой и смотрит на неё.
-  Вставай Куку, уже солнце высоко, - сказал он. – я принес добычу, надо ее приготовить.

Сагди каждый день уходил на охоту и приносил  добычу, а  Куку готовила пищу. Постепенно она привыкла к нему и ее уже  не пугало его заросшее волосами лицо. А он относился к ней очень нежно и часто ласкал ее. Когда его не было, она скучала по нему. И чтобы немного развеяться,  гуляла по окрестностям.
 Однажды она вышла к небольшому озеру, что находилось в узкой расселине, между скал. Озеро было очень красивое, а вода    изумрудного цвета, манила окунуться. Куку разделась и вошла  в озеро. Теплая вода приятно охватила все ее тело, в котором сразу почувствовалась какая-то легкость. Куку посмотрела на свои руки, но это были уже не руки, а крылья. И вся она превратилась в чайку
.
 Она взлетела над озером. Ей так это понравилось, что она начала летать над ним, поднимаясь все выше и выше. Она видела озеро, скалы, которые обрамляли его, за скалами сопки, поросшие кедром, по которым скакали белки. Она видела  как лось объедал ветки березы, и как лиса терзала рябчика. Ей очень нравилось парить над лесом, поэтому она забиралась все выше и выше.
Потоки воздуха ее подхватили и понесли к  белым тучам, которые величаво плыли клочками на синем-синем небе. Она ликовала. Это свобода! Она свободный человек! Она может лететь куда угодно, она может видеть все, что твориться на земле и на воде! А это такое счастье!  От такой радости, она запела, но вместо слов из ее клюва вырывались только однозвучный крик.
 Это немного ее огорчило, но ненадолго. Она пролетала над своим стойбищем. И вдруг увидела свою маму, которая сидела перед  домом. Не раздумывая, она спланировала к ней на колени и прижалась, как прижималась в детстве. Милэктэ вздрогнула от неожиданности, но потом, увидев, как прижалась к ней чайка, поняла, что это ее дочь Куку. Она стала ее гладить, а глаза, до того потухшие, вдруг заблестели радостью, и она вся расцвела в радостной улыбке. Это было большое счастье - мать и дочь нашли друг друга. Они долго так вместе сидели.

 Когда Сагди вернулся с охоты,  он стал звать Куку, но ее нигде не было. Тогда он отправился на ее поиски. Он обошел все вокруг, но все тщетно. Когда он на берегу озера обнаружил ее одежду, он все понял. Он быстро  бросился в воду и превратился в чайку. Сагди полетел прямо к стойбищу. Увидев сидящую Милэктэ вместе с чайкой, он уселся в нескольких шагах от них. Милэктэ поняла, что это прилетел Сагди. Куку подлетела к Сагди и уселась рядом с ним. Так они молча сидели и смотрели друг на  друга.
Потом Сагди взлетел и сделал круг над Милэктэ. К нему  присоединилась и Куку. Потом она подлетела к Милэктэ, крылом ласково коснулась лица матери, как бы прощаясь, и  резко взмыла вверх к Сагди.  Они умчались ввысь. Сагди  парил высоко над Даи Мангу (Амуром), над заливами, показывая  Куку всю прелесть реки, ее разливов и озер. Куку была поражена этой величавой и красочной картиной. Она была благодарна Сагди за то, что он не рассердился за ее самовольный уход. А Сагди было приятно, что рядом с ним летит красивая женщина и он может ее чем-то удивить.
 Так они крыло об крыло,  взлетая  резко ввысь, а то, падая камнем к самой земле, наслаждались совместным полетом. Устав, Сагди направился к своей пещере, Куку не отставала от него. Подлетев к озеру, где они купались, Сагди не стал садиться на него, а полетел дальше к маленькому озерцу, которое было укрыто среди густого леса. Вода была в нем красного цвета. Сагди окунулся в озеро и вынырнул прежним. Куку тоже окунулась и тоже стала прежней- юной красавицей.

- Сагди, мне так понравилось быть чайкой, я хочу быть ей всегда! – воскликнула  она, выйдя из воды.
- Куку, ты никогда не должна  так больше делать. Быть чайкой очень опасно. Здесь живет очень много коршунов и соколов, которые  могут растерзать тебя.
- Но я  хочу быть чайкой! – закапризничала Куку.
- Хорошо, Куку, мы будем чаще летать, но одна ты не делай этого.

 С тех пор они часто летали вместе, наслаждаясь и  самим полетом и красотой природы. После полета, они обязательно прилетали к Милэктэ.  Куку усаживалась на колени к матери и ласкалась, а Сагди сидел в сторонке и терпеливо ждал Куку.

  Наступила осень. Все птицы потянулись на юг. Надо было  решать либо лететь на юг чайками, либо зимовать в пещере. Куку решила лететь на юг. Она сказала об этом Сагди. Ему  не хотелось лететь на юг, но он так любил Куку, что не смог ей отказать и согласился. Они прилетели к Милэктэ, и та сразу догадалась, что они прилетели попрощаться. Она не стала их отговаривать, а только нежно гладила чайку, свою дочку, а потом долго махала им вслед.
По пути на юг, над горным перевалом Сагди и Куку застала снежная буря. Ветер бросил их на снег, а мороз навечно сковал две обнявшиеся птицы.
Дух убитого шамана не простил Сагди убийства и не захотел пропустить его  через перевал.
  Милэктэ всю весну и лето прождала свою Куку и Сагди, но они не прилетели больше к ней. От тоски по дочери Милэктэ осенью умерла. Жители похоронили ее на утесе, что навис над Даи Мангу. На могиле Милэктэ вырос большой,  белый камень, который почему-то плачет ранней весной, когда цветет багульник.


 *Ульчи - коренной народ нижнего Амура.


Рецензии
Владимир, красивая легенда! Читается легко, захватывающе! Мне очень понравилось! С уважением, Ольга.

Ольга Суслова   10.01.2016 07:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга! С теплом Владимир.

Владимир Соколов Хабар   12.09.2016 23:23   Заявить о нарушении