Боятся отстаивать трудовые права
Уволенному коллеге он посочувствует, но не рискнет защищать его перед шефом. Он и за себя-то постоять, скорее всего, не сумеет, лучше уволится "по собственному". Какая уж тут борьба, если на дворе кризис и всюду сокращения штатов...
Между тем, говорят социологи, сплошь и рядом работодатели сильно лукавят, когда разного рода шоковые меры и сокращения штатов оправдывают "антикризисными" резонами. Очень часто это просто способ переложить на персонал свои проблемы в бизнесе, пользуясь тем, что сотрудники панически боятся потерять работу и не знают, как защищать свои права (в отличие от трудящихся Франции, Испании, Германии и прочих стран, где кризисы тоже бывают, но и профсоюзы не дремлют).
Наши работодатели, по мнению социологов, привыкли, что сотрудники им полностью подконтрольны и "подневольны" (как немой Герасим и его Му-Му перед вздорной барыней). Однако ничье терпение не вечно. В недалеком будущем трения между хозяевами компаний и наемным персоналом могут принять достаточно острые формы и спровоцировать в обществе нешуточные конфликты. Уже сейчас примерно каждый пятый россиянин (22%) считает, что противоречия между собственниками и наемными сотрудниками предприятий для России - одни из самых серьезных. В общем рейтинге этот пункт занимает четвертое место после конфликтов богатых и бедных, власти и народа, чиновников и граждан.
Потерять работу люди боятся хотя бы потому, что для трех четвертей из них (74%) это основной доход. 38% граждан рассчитывают на ежемесячные трансферы от государства - пенсии, пособия и т.д. По данным социологов ИС РАН, в России не работает сейчас только треть взрослого населения (31,6%).
Большинство граждан работает в компаниях с численностью персонала в 10-50 человек (25% всех опрошенных) и от 50 до 100 человек (14,5%). Корпорации-гиганты взяли к себе под крыло лишь 3,7% россиян, крупные структуры до 1000 человек - 12,3%.
Человек красит место, в том числе и рабочее. Но гораздо лучше это делает Трудовой кодекс. Однако с ним у многих россиян проблемы. По данным социологов, только половина граждан (51,7%) работают на постоянной основе (оформлены в штат по приказу или на основе бессрочного контракта). Примерно каждый десятый (9,3%) заключил с работодателем только временный письменный договор. Достаточно зыбкое положение у 6,8%, которые трудятся на основе устной договоренности (понятно, что в этом случае все права работника тоже лишь "сотрясение воздуха"). Треть, как уже говорилось, не работает вообще по разным причинам (в том числе из-за преклонного возраста).
Россия - страна подчиненных. Это ясно доказывают итоги опросов. Большинство работников лишены возможности выбора даже в тех аспектах трудовой жизни, где имеют право что-то решать сами. Каждый пятый сам принимает решение о том, как изменить темп своей работы, и это наивысшая мера самостоятельности. Треть россиян и в этом подчиняется воле шефа, 14% решают такой вопрос совместно. Понятно, что прерогатива шефа - давать подчиненным задания и устанавливать распорядок дня. Однако начальник каждому четвертому сотруднику в приказном порядке диктует время отпуска, каждому пятому - когда взять законный отгул. Кстати, треть опрошенных вообще отказалась отвечать на вопросы о своих взаимоотношениях с начальством и стиле принятия решений.
Большинство россиян уверены, что от их мнения на работе практически ничего не зависит (такой ответ дали около 40% всех граждан, то есть более половины работающих). Лишь каждый двадцатый думает, что в его силах что-то изменить в масштабах всего предприятия. Четверть способны повлиять на принятие решений только в своих подразделениях.
Большинство россиян, даже несмотря на кризис, зарплату получают вовремя. Такой ответ дали 60% от общего числа респондентов. Но жалованье "белое" только в 42,6% случаев, то есть почти половина трудящихся граждан и их работодателей что-то скрывают от налоговой инспекции. То же касается и официального оформления на работу в соответствии с требованиями закона - 47,6%. Больничные оплачивают 41 проценту россиян. Хуже всего дело обстоит со сверхурочными работами. Дополнительные деньги в этих случаях имеют шанс получить только 22,3% россиян, то есть около трети работающих. Дополнительные социальные блага (служебное жилье, транспорт, медпомощь, оплату питания, ссуды и т.п.) работодатель предоставляет только 3,5 процента граждан.
Многие опрошенные пожаловались социологам, что за последний год их права и интересы как члена трудового коллектива оказались тем или иным образом ущемлены. Ученые задали встречный вопрос: а как вы реагировали, каким образом эти права попытались защитить? Самый распространенный ответ оказался удивительно предсказуемым. Подавляющее большинство обиженных не смогли или не решились сделать ровным счетом ничего (9,2%). 7,8% россиян обращались к начальству с просьбой решить вопрос. 3,2% просто сменили место работы. Все остальные ответы - в пределах так называемой статистической погрешности и набрали от 0,3 до 1,5%: обращения в суд или профсоюз, использование личных связей, митинги или акции протеста, угрозы или попытка дать взятку... 15% россиян просто проигнорировали вопрос социологов. 61% уверен, что права не нарушались никогда.
Ну, а если завтра все-таки придется объяснить работодателю, что он не рабовладелец, а крепостничество в России отменили два с лишним века назад? Каждый десятый честно сказал, что его девиз - смирение и он ничего не станет делать даже в случае серьезного нарушения своих трудовых прав. Более четверти (26,7%) перейдут на другую работу. 12% готовы судиться, 8,4% все-таки вспомнят, что где-то за дерматиновой дверью еще заседает профсоюз, и пойдут эту заветную дверь искать. По 2% обратятся в СМИ, чтобы предать дело огласке, или начнут забастовку, митинг и прочие акции протеста (хотя, конечно, от слов до реальных дел дистанция большая). А самый распространенный ответ - "попробую договориться" с работодателем. Такой позиции придерживается 31,7%. Формулировка расплывчатая и большой уверенности в своих силах за ней не чувствуется.
Свидетельство о публикации №216011101360