Кузнечики

      Лето. Июнь. Мы – студенты второго курса биологического факультета за городом на экскурсии.
     День выдался жаркий, солнечный. На поляне много разных растений, названий которых мы ещё не знаем. Преподаватель рассказывает нам о них.
     Весело стрекочут в траве кузнечики.
     - Ой, смотрите, какие огромные! – удивляется кто-то. - Прямо богатыри!
     Все начинают с азартом бегать по поляне с сачками. Отлавливают кузнечиков, сажают в морилки…
     Все ловят, кроме меня. Я просто любуюсь природой и вдруг слышу:
     - Ку-ку! Ку-ку!
     Кукушка! Интересно, где она сидит?
     Мы смотрим по сторонам.
     - Вон она! – говорит кто-то и показывает вдаль.
     Кукушка сидит на проводах.
     Спросить бы её, сколько лет нам жить, но кукушка улетает.
     - Эй, куда же ты? – кричим мы ей вслед.
     - Умная кукушка, – говорит преподаватель, – вовремя улетела. Поняла, что может сорвать голос, отвечая на вопросы всех студентов.
     Надо же! Какой сегодня счастливый день: я впервые увидела кукушку!..
     Приходим в институт...
     Что ни говори, а всё-таки нам, биологам, повезло: занятия часто проходят на природе. Студенты других факультетов нам завидуют: им приходится сидеть в душных аудиториях…
     Оставляем вещи в кабинете и спешим в столовую…
     Я возвращаюсь первой и вижу, как кузнечик лапками скользит по банке: очнулся от эфира… Он так жалобно смотрит на меня, как будто просит о помощи.
     Раскрываю окно и выпускаю пленника на свободу.
     Но как же быть с остальными?.. Понимаю, что сейчас подойдут студенты, и тогда ни одного кузнечика не останется в живых…
     Вы, наверное, догадались, что я сделала? Да, я выпустила всех.
     Через некоторое время подошли мои сокурсники, хватились: нет кузнечиков. Все банки пусты.
     - Где кузнечики? Кто их выпустил?
     - Я.
     - Ты дура, что ли? Такие экземпляры были...
     Вскоре возмущённые студенты успокаиваются, преподаватель смотрит на меня, не говорит ни слова осуждения в мой адрес. Начинается лекция…
     Да, какая-то я странная: отличаюсь от всех студентов. Когда поступила учиться на биологический факультет, то и предположить не могла, что необходимо будет проводить опыты с животными… Даже хотела бросить из-за этого учёбу, а потом решила продолжить обучение, но под любым предлогом всегда выходила из аудитории, когда проводились эксперименты.
     Некоторые студенты со смехом рассказывали об агониях животных. Странно... Мне казалось, что они должны были быть милосердными, эти будущие учителя биологии...
     Я закончила институт и рада тому, что за всё время моей учёбы в институте ни одно животное от меня не пострадало …


Рецензии
Как я Вас понимаю, Наталья! Когда я училась в школе, на урок принесли лягушек. Забыть не могу, как они дёргались, когда к ним прикасались иголкой. Я не могла даже смотреть на это. Мама поступила в медицинский и не выдержала - ушла в сельскохозяйственный, стала почвоведом. Как важно выбрать дело по душе. А приходится делать это в 17 лет! Судя по Вашим рассказам, Вы - прекрасный учитель биологии, Наталья!

Галина Марчукова   28.10.2025 19:07     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание, Галина! Как хорошо,что у нас на уроках зоологии не было экспериментов с животными.
В учебных заведениях Нидерландов, Швейцарии, Аргентины, Словакии больше не проводятся вивисекции. Альтернативные методы обучения используются также в большинстве вузов Италии, Швеции, Англии и Германии.
На днях кафедра зоологии столичной Тимирязевской с/х академии официально прекратила опыты и эксперименты над животными. Тысячи крыс, голубей, лягушек и насекомых благодаря этому больше не будут погибать от рук студентов во время учебы.

Инициатором введения нового способа обучения стали сами студенты - активисты студенческого природоохранного движения РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Третьекурсники Александра Кошелева и Александр Андреев объясняют свою позицию тем, что в XXI веке можно изучать физиологию, влияние болезней на организм бескровным путем. Студентов поддержали и преподаватели, которые еще весной минувшего года прекратили опыты. Вместо живого подопытного материала по их просьбе Международное сообщество за гуманное образование (ИнтерНИЧ), занимающееся внедрением и популяризацией альтернативных учебных материалов по всеми миру, предоставило кафедре видеокассеты, компьютерные программы и прочие учебные пособия, заменяющие препарирование животных.

Наталья Катаева-Вергес   28.10.2025 19:28   Заявить о нарушении
А как же в медицине?

Галина Марчукова   29.10.2025 11:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.