Этюд в туманных тонах
Это еще через десяток лет имя Крамского станет известно всей России. А пока он жил на родине, в уездном Острогожске, который постепенно становился художественной столицей России. Сюда, к Ивану Николаевичу, постоянно приезжали товарищи по кисти , которые сами себя именовали "Артелью свободных художников".
Мы же нынче знаем это содружество, как братство Передвижников.
А покинул Петербург Иван Николаеквич в 1863 году. В январе, сегодня тому исполнитлось бы 152 года. Тогда в Российской академии молодые художники устроили настяощий скандал. Как раз шло подведение итогов конкурса по теме "Пиры Валтасара", и вот эти необузданные живописцы буквально восстали. Они напрочь отвергли конкурсное требование работать в эстетике академизма. Они заявили, что не желают сковывать себя классическими рамками, что они способны создать свою, русскую школу живописи.
И громко хлопнули дверью.
Академики лишь посмеялись вослед. Да кто они такие - Крамской, Корзухин, Маковский...?
Нынче впору переспросить : да кто они такие - эти академики? А вот бунтарей теперь знают все.
Вот тогда Крамской и создал братство Передвижников. Тут было все внове: и сама живопись, и способы её распространения. Молодые безвестные художники поехали по стране, и скоро слава о небывалых талантах пошла по великой Руси.
Скоро известие о Передвижниках докатилось в Верхососенск, в здешнее двухклассное училище. Такие школы работали тогда по всей стране. Обучение велось четыре года - в каждом классе по два. Директором училища был сам не лишённый способностей к рисованию учитель словесности Владимир Теленьков. В уездном Бирюче он узнал, что ныне Крамской пребывает по соседству - в Острогожске.
Не долго собираясь - поехал. Как его встретил хужожник - доподлинно неизвестно. Из верхососенских же церковных записей осталась одна, о том, что "быв в нововозводимом храме не имеющий чина г-н Крамской встречен благочинным о. Евгением, с коим поднимался на леса на предмет росписи по византиийскому чину".
То есть - учитель Теленьков привозил Ивана Николаевича в Верхососенск. Оказалось - в эти дни Крамской искал подходы к написанию картины "Христосо в пустыне", и приглашение к росписи храма оказалось очень кстати.
И Крамской эскизы сделал. По ним и работали монахи-изографы Оптиной пустыни. А когда собор освятили, то прихожане , выходя на улицу, восхищенно вертели головами: "Как в раю побывали".
... Вот что можно прочесть за простой календарной датой "11 января 1863 года - день конкурса в Российской Академии по теме "Пиры Валтасара". От тех "Пиров" не осталось ничего, а вот от Передвижников народу остались восхитительные картины из жизни и истории русского народа, ставшие национальным достоянием.
А Верхососенский Троицкий храм...
..сначала превратили в колхозный гараж, а три года назад вообще взорвали . Хотели разобрать на кирпичи, да не вышло: кладка оказалась монолитом. Нынче так и лежат руины на месте бывшей городской крепости.
Полюбуйтесь - вот они, на фото. Тоже картинка из истории русского народа
Свидетельство о публикации №216011101639
Владимир Врубель 11.01.2016 19:28 Заявить о нарушении