Тянь Шань. Часть 1

Люди всегда, даже из глубины веков, стремились подняться выше Земли.
Можайский изобрёл первый самолёт в России. Он отрывался на несколько метров от Земли.
Этот список можно перечислять до бесконечности.
Но человек не только хотел летать. Люди стремились покорять и стихии на земле, в океане, в глубинах океана и в горах.

Не будем здесь говорить о других стихиях, а остановимся лишь на горах. На Земле много горных массивов, имеющих свои вершины.  Но раз есть вершины, то люди всегда стремились подняться на них и покорить! И, если Монблан и Эльбрус в Европе относительно легко достались людям, то Тянь Шань, Памир и Гималаи со своими вершинами дорого достались людям.  Эверест- высочайшая вершина мира до сегодняшнего дня не хочет примириться с человеком в том, что она давно уже покорена. Тем не менее, каждый год мы узнаём о гибели целых экспедиций, дерзнувших взойти на Эверест по разным его склонам, имея современное кислородное оборудование и экипировку.
29 мая 1953 года новозеландец Эдмунд Хиллари и непальский шерп- носильщик Норгей Тенцинг впервые в мире покорили Эверест! Эта была победа над высочайшей вершиной мира.  Список альпинистов, погибших на следующих восхождениях, намного превышает список взошедших на эту вершину. Но люди настолько упорны, что, несмотря на смертельную опасность, они пытаются покорить Эверест ещё и ещё! Есть в Гималаях вершины, которые ещё не покорены, хотя они значительно ниже Эвереста.

Моей задачей не было рассказывать о Гималаях, Памире, об их высочайших вершинах.

Моей задачей было рассказать о Тянь Шане, наиболее доступной нам горной системе. Нужно сразу  сказать, что в определённом месте одного из хребтов Тянь Шаня есть скала, на которой укреплены множество табличек с именами альпинистов, погибших в разные годы при восхождениях на вершины Тянь Шаня. Это – не прогулочные горы, это серьёзнейшие горные системы, доступные мастерам-восходителям высочайшего класса.

Лето 1959 год. Я с отцом, матерью, братом и сестрой жили в г. Алма-Ате (Алма-Ата в женском роде склоняется).  За прошедшие четырнадцать лет было два огромных события – это окончание Великой Отечественной войны и смерть И.В. Сталина. Я не говорю о том, что за это время была создана первая атомная бомба в СССР.
Год назад я закончил среднюю школу и работал в одной из систем радиосвязи. В Алма-Ате мы жили сравнительно недавно. Этот переезд завершил военную карьеру отца. Школа, которую я закончил, была одиннадцатой за всё время обучения. Но я об этом не жалею.

Как-то отец сказал, что достанет мне путёвку в туристическую базу «Горельник» на Медео. Турбаза находилось в рядом с руслом реки Малой Алматинки. Она проходила по глубокому каньону, вытекая с верхних ледников Заилийского Алатау- одного горных хребтов северо-западного Тянь Шаня.  Была ещё долина реки Большой Алматинки, которая прорезала Каргалинское ущелье южнее города Алма-Аты.
Таким образом, город Алма ата располагался между двумя этими ущельями и протекающими в них реками. Мы- дети мало задумывались, а в ту пору ещё и не знали о гигантском селевом потоке, хлынувшем с гор в долину Малой алматинки, и обрушившимся на северо-западную часть города в 1921 году. Погибло более 500 человек, множество домов и несколько предприятий. Всё это было похоронено под толстым слоем камней и глины, и – засохло. Много лет ушло на восстановление этого района.

Высокогорный каток Медео был построен в 1972-1990 годах. Тогда его ещё не было.
Не было и сегодняшнего гигантского комплекса Медео с канатными дорогами для подъёма туристов на ближайшие вершины, поросшие голубой тянь шаньской елью. Сегодня- это целая индустрия развлечений.
А тогда Медео был конечной остановкой маленького автобуса городского маршрута, который поднимался сюда по асфальтовой дороге. Дальше, кому интересно, нужно было идти пешком. В предгорьях Медео отдыхали люди по выходным дням. Но больше их было в роще, ниже Медео, где было много лиственных деревьев, и можно было укрыться от палящего солнца. Мы с семьёй тоже там бывали, но купаться в реке было нельзя, она была ледяная. Шум её заглушал человеческую речь. Такой вот был отдых: лежали на расстеленных одеялах, ели привезённую с собой еду и пили чай из термоса. Рядом было много отдыхающих.

Конечно, абсолютное большинство людей не знало, как образуется сель и где его сердце. А оно было совсем недалеко от тех мест, где мы отдыхали.
Сразу за Медео начинается живописное урочище Чимбулак. Тогда это было дивное место, покрытое лесами из голубой ели. А выше Чимбулака у самых отрогов ледников Туюк су (стоячая вода) лежало моренное озеро, из которого и вытекала река Малая Алматинка. Что такое моренное озеро. Оно образовалось в результате древних обвалов скал, щебня и других пород.  В периоды летнего интенсивного таяния ледников моренное озеро переполнялось. Тогда река Малая Алматинка превращалась в бушующий поток, перемешанный с глиной и щебнем. Но это было не страшно. Период интенсивного таяния быстро заканчивался и всё приходило в норму. Нужно учесть, что стенка озера, обращённая в сторону Алма Аты, была природная. Её толщина, прочность никому не были известны. Сколько воды держит эта стенка, тоже тогда не было известно. И, вот в 1921 году эта стенка обрушилась в период интенсивного в тот год таяния ледников, и весь огромный котлован, обрушившейся размытой стены озера рухнул в долину Чимбулака и далее на Алма Ату. Горе и гибель всего живого, построек, деревьев.

Это, конечно было давно по отношению к тому времени, когда я приехал на турбазу «Горельник».  Об этом озере никто тогда не думал, что оно образовалось вновь и постепенно наполнялось водой. Палатки стояли на деревянной платформе. Люди съехались сюда из разных городов страны. Весёлые, они бродили вокруг лагеря, готовясь к походу.
Но оказалось, что нужно проходить физическую подготовку несколько дней, обучаться навыкам хождения по горам, скалам, двигаться по льдам на вершинах перевалов, рубить ступени, ходить на кошках (ботинки с металлическими шипами). А потом по результатам зачётов быть зачисленными в ту или иную группу.
 Оказалось, всё не так просто. Нам сказали: «Вы идёте в горы, а с горами не шутят!». Позднее, в 1973 году в результате самого гигантского селя погибнет турбаза "Горельник" и всё живое вокруг до плотины- она уже была построена в районе Медео.
Мне шёл девятнадцатый год. Комиссию в военкомате я не прошёл, и получил отсрочку по весу. При росте 173 см я весил 50 килограммов. Результат неполного пребывания в блокаде Ленинграда. Нас вывезли за четыре месяца до снятия блокады. Отец думал, что в лагере я окрепну и наберусь сил.
Я не прошёл ни одну из норм по физической подготовке, и меня хотели отправить обратно домой. Но позвонили из ведомства отца, и меня оставили. Стали подбирать снаряжение. Рюкзаки, очки, горные ботинки, кошки, ледорубы, тёплые куртки, штормовки, палатки,  спальные мешки, карабины (крюки с застёжкой), репшнуры (очень прочные верёвки для альпинистов), альпенштоки (палки с острыми наконечниками-они служили двумя опорами для установки палаток, кроме того, они хорошо помогали при спусках). В ту пору спальные мешки на пуху выдавались только альпинистам, а нам выдали тяжёлые стёганные мешки на вате. Каждому полагалось нести определённое количество продуктов, так как готовить пищу мы в походе должны будем сами. А это – четырнадцать дней! Когда я засунул в рюкзак личные вещи и консервы, хлеб, то я уже почти не мог оторвать его от земли.
Начальник лагеря взял кураторство надо мной, подошёл и сказал: «Когда будет кончаться лес, всем придётся на рюкзак пристегнуть некоторое количество дров, так как ночевать первый раз будем близ вершины перевала на снегу (а был июль). Я мало представлял, как это будет.
В нашем отряде я был самый младший. Здесь были бывалые альпинисты и туристы, было несколько взрослых женщин. Девушек не было. Был  один пожилой мужчина- учитель географии из Ферганы. Он посоветовал мне найти кусок фанеры или толстого картона и подложить в рюкзак под спину. Специальных рюкзаков ещё не было, возможно только у альпинистов.
Утром по звуку горна все выбегали на зарядку, голые по пояс. С гор дул очень прохладный ветер, и я покрывался мурашками.

И, вот наступил день нашего выхода. В пять утра мы выстроились на веранде перед палатками. Мама дала мне десять платочков, которые мне потом очень пригодились. Начальник читал речь. Раздалась команда: «Надеть рюкзаки!» Я этого сделать не смог. Тот же учитель помог мне. Рюкзак тянул назад, больно было плечам, хотя лямки были широкими. Мы медленно двинулись по лестнице с веранды и вступили на щебень тропы. И сразу пошёл крутой подъём. Все остановились, пристегнули карабины к рюкзакам, и прищёлкнули к ним репшнуры. Они были метра по три. То есть, мы были сбоку похожи на стадо осликов, идущих по горам. Я был последним. Впереди меня шла женщина. Самое удивительное для меня и для неё мой репшнур постоянно натягивался (как при буксировке машины). Это означало, что я отставал. Женщина поворачивалась и недовольно смотрела на меня: «Набрали детей!» - это были её первые слова. Но потом она стала добрее и часто подтягивала меня этим шнуром. Лямки рюкзака быстро врезались в худые плечи и было уже нестерпимо больно. Я стал доставать платки и подкладывать их под лямки. Перед глазами изредка появлялись красные кровяные круги.
Турбаза находилась на высоте 1800 метров, а мы уже поднялись прилично. Пот лил градом. Пить не разрешалось. Фляжки с водой были полными. Ещё было не поздно сказать, что я не в силах идти, и спуститься в лагерь. Но я этого не сделал.
Поход начался.
Начальник отряда сказал, что до ледников мы будем идти с привалами около восьми часов, и там поставим палатки и заночуем. Восемь часов! Ужас.

11 января 2016 год.

На фото пик Талгар всегда
маячил перед нами.

Продолжение следует


Рецензии
Московскому институту, в котором мой отец был главным инженером, поручили создать систему защиты Алма-Аты от селевых потоков. У отца возникла идея селехранилища с постороением методом взрыва. Он выбрал место плотины и ориентировочные места закладки взрывчатки; убедил академика М.А. Лаврентьева поддержать проект. Тогдашние "зеленые" подняли кампанию против "уничтожения жемчужины Алма-Аты - Медео" и проклинали отца, как главного врага природы. Но плотину удалось "пробить", благодаря авторитету Лаврентьева. Плотина была сдана в эксплуотацию в 1972 г., а в 1973-м сель заполнил селехранилище, рассчитанное на 4 объема селя 1921 г. почти полностью. То есть, не было бы плотины, не было бы Алма-Аты. Но про отца помнили только тогда, когда боролись с плотиной. Потом его благополучно забыли.

Лианидд   23.02.2016 18:34     Заявить о нарушении