Доходно ли Доходное место?
Очень злободневный, современный, вечный сюжет!
Но безыдейно поставлено: фарс, хихоньки-хаханьки. Не дай бог, умный зритель узрит идею Островского – тогда пьесу посчитают экстремистской! Потому что уж больно злободневно стали звучать все эти мотивы "Колумба Замоскворечья".
Васильич написал:
«Как уже было отмечено, спектакль веселый, яркий и зрелищный. Если цель театра - развлекать, то "самое то". А если цель театра - заставить задуматься, то этого в постановке нет. Из постановки видно, что моральными победителями являются взяточники, хоть вроде бы и отданные под суд, и даже истерящие. Внутренний конфликт Жадова смазан. Трагедия Жадова смазана. Человек отказывается от своих идеалов как-то уж очень легко и непринужденно, без особых переживаний, без какой-то ломки. Да и идеал-то только один четко просматривается - "жена должна работать наравне с мужем". Разве пьеса об этом? Не случайно школьники, сидевшие по соседству, между собой назвали Жадова дураком. А в комментариях пишут, что на спектакль можно водить школьников! Ни в коем случае, раз они делают вывод, что человек, который стремится жить честно, имеющий идеал, отличный от денег, – дурак! Режиссеру советую почитать воспоминания Марка Захарова о постановке этого спектакля, о его размышлениях. В описываемой постановке Жадова играл Андрей Миронов. И правильно - в этом персонаже главный конфликт пьесы, эту роль должен играть очень яркий и убедительный актёр. К сожалению, запись того спектакля я не нашёл. Зато есть телеспектакль Малого театра 1981 года. Там неплохо показан внутренний конфликт, но как-то сдержанно (или я уже развратился "яркой игрой" без идеи?).
Короче, если хотите вести школьников, то готовьтесь очень серьезно рассказать им то, что они в данной постановке не увидят, но что должны были увидеть».
Актёрские работы в фарсовой подаче неплохо смотрятся. Сергей Ланбамин – Юсов – интересный дядька, яркий образ.
Ирине Бяковой больше всех хлопали. Мы её уже видели в роли мамаши Фигаро - Марселины - и в роли мамаши Кори ("Босиком по парку"), и нынче ещё одна мамаша, Кукушкина.
Анастасия Мытражик – ничего новенького по сравнению с Дуняшей в "Вишнёвом саде" и с Марианной в "Тартюфе". Как из инкубатора.
Зато любимая Анастасия Лебедева – вновь мастер перевоплощения. У неё ни одна роль на другую не похожа. Манера двигаться, себя подавать - абсолютно другая, разная в разных образах.
Молодёжь – Ешкин с Дмитриевым – хороша. Однако главная роль, роль молодого принципиального чиновника Жадова (актёр Александр Дмитриев) совсем не выделена в постановке. Слишком поверхностен Жадов, отношение исполнителя к своему персонажу чересчур иронично. Нет яркости в нём.
Все сопереживали Вышневскому в исполнении Игоря Бочкина. Это дядюшка Жадова, взяточник. Доходное место - то, где можно взятки брать. На одно жалованье - кто же нынче живёт! Когда в 1967 году в театре Сатиры Марк Захаров ставил "Доходное место" с Андреем Мироновым в этой роли, как злободневно звучала пьеса! А сейчас?
Между залом и актёрами чувствовались прекрасное взаимопонимание, энергетический мост. Но всё равно: попрыгали, попели, покривлялись – и что? А ничего. Нет идеи в спектакле.
Васильич бросился смотреть на Ютубе "Доходное место" в Малом театре, кажется, 1981 год, Михаил Царёв и ставил, и играл Вышневского, Аристарха Владимировича (говорящее имя-то!).
Он сказал, что в Малом театре видно, где кульминация, где Жадов сломался. И только, говорит, случай уберёг его от падения, от того, чтобы пожертвовать своими принципами честного человека.
А здесь, в Пушкинском, не видно. Обидно, конечно.
Свидетельство о публикации №216011101851