Про курицу часть третья

                ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
                или
                КУРИЦА-ТРИ


         
Приехали домой поздно. Муж привязал подаренную птицу-курицу к ножке кухонного столика. Завтра будем решать, что с ней делать. Я поставила рядом баночку с водой, и мы улеглись спать.  Утром времени не было. Насыпали в мисочку  немного пшена и разошлись по работам.

Когда вернулась с работы, меня встретило приветственное кудахтанье. Курица  явно обрадовалась обществу и пыталась что-то рассказать на своём птичьем языке. Выглядела она опрятно и казалась довольной жизнью.  В лучах клонившегося к закату солнца пёрышки  сияли и переливались красновато-коричневым цветом. Таких кур называли голландскими. Они ценились выше других. Доверчиво, как-то по-детски, курочка косилась на меня одним глазом, забавно поворачивая головку. Мы обменялись взглядами и поняли друг друга.  Я подсыпала рису в её посудинку. Было в небольшой птичке что-то изящное и разумное. Наверное, сказывалась порода.

Вскоре пришёл  мой муж. Одним взглядом оценив  сложившуюся ситуацию,  он утвердительно спросил:  "Пусть поживёт пока на балконе?" - и  этими словами  проворно  спустился вниз, нарвал травы и веток,  притащил какой-то картонный ящик и споро соорудил  шалашик - жильё для курицы.

Вначале её привязывали  к балконным прутьям, но она как-то сама собой развязывалась. Мы поняли, что привязывать нашу курицу незачем. Она вела себя исключительно понятливо и никаких особенных хлопот не причиняла. Через недельку ей и нам казалось, что так было всегда.
 
Курица стала членом семьи. Наш добрый друг дал ей имя. "Настоящая Фёкла!" - воскликнул он, увидев деревенскую  красавицу.  Так и пошло. Фёклу я переделала в Феклушу.  Она охотно откликалась на своё имя тихоньким квохтаньем. Вечерами, когда мы возвращались с работы и садились основательно ужинать, Феклуша появлялась на пороге комнаты, всем своим видом показывая, что соскучилась по нам. Я давала ей попробовать что-нибудь со стола. Она охотно ела и варёную молодую картошку, приправленную укропом с чесноком, и головы от мелкой малосольной рыбки, до которой мы с мужем были большими любителями,   лакомилась  и другими традиционными разносолами одесского лета. Тот же друг, который дал нашей курице имя, частенько навещая нас, неизменно добродушно шутил: "Вы бы ей ещё и сто грамм налили!". Феклуша благодарно принимала подношения и давала себя  гладить. По-кошачьи чистоплотная, она хорошела день ото дня. Через короткое время она снесла нам первое яичко, радостно оповестив мир, что она уже  большая и взрослая.

Моему удивлению не было предела. Городской человек, я не задумывалась о практической пользе. Конечно, птицы несут яйца. Таким путём они размножаются. Но мне почему-то представлялось, что для этого нужен петух.  Всё оказалось не так.  Курица несётся и без петуха. Вот чтобы из яйца вылупился цыплёнок, оно должно быть оплодотворено петухом. Давным-давно люди научились использовать эту особенность. Существуют различные породы кур. Одних разводят для получения куриного мяса, других - для яиц,  полезного и полноценного продукта питания. 

Удивило меня и то, что Феклуша с удовольствием клюёт яичную скорлупу и само содержимое в любом виде, хотя предпочитает яйца, сваренные вкрутую.

Сам собой возник древнейший вопрос, который тысячелетиями занимал философские умы человечества: что было раньше, курица или яйцо? Что из чего или от чего произошло в самом широком смысле слова.

Сразу скажу, что исчерпывающего ответа на вопрос первичности происхождения нет. В наше время учёные склоняются к тому, что вначале было яйцо. Меня как-то не убеждают хитроумные доказательства происхождения жизни вообще и курицы в частности от какого-то птеродактиля, который тоже размножался яйцекладкой и однажды, ни с того ни с сего, снёс ненормальное яйцо, из которого и вылупилась прапрапракурица. Не то  чтобы я нашла  серьёзные научные аргументы против такой гипотезы. Просто душа противилась  примитиву унизительной случайности возникновения жизни из дегенеративного  яйца.
 
Если на мгновение поверить, что всё происходило именно так, то кто вдохнул жизнь в монструозного птеродактиля, какой волшебный петух оплодотворил то яйцо, из которого появилась курица, которая снесла яйцо, из которого народилась новая курица?
А что, если из яйца взял да и вылупился воинственный петух, а не мирная курочка-несушка? Как тогда? Нет, что-то здесь не так, братцы.
 
Можно предположить, что жизнь возникла на Земле после посещения загадочных пришельцев-инопланетян, но  вопрос всё равно остаётся:  из какого яйца они появились на свет, даже если впоследствии эволюционировали до безгрешного почкования?
 
Чтобы разорвать порочный круг, гораздо проще думать,  что  курицу и яйцо сотворил  тот, кто создал всё: живое и неживое. Грань между ними обозначена так нечётко, что одно без другого и быть-то, наверное, не может.
   

Теоретические построения  были сами по себе, а у нас жила курица,  всеобщая  любимица Феклуша, которая  снесла яичко и стала нестись регулярно через день, а потом и вовсе каждый божий день приносила по крупному коричневому яйцу. 

В этом было её предназначение, к которому она относилась с деловитой серьёзностью. Тщательно выбиралось место, вернее, подготавливалось к кладке. Чуть привядшая трава сгребалась и разгребалась. Феклуша сосредоточенно бормотала что-то про себя, как будто проговаривала текст внутреннего монолога. Наверное, проверяла правильно ли всё сделала, не забыла ли чего.  Ответственный миг приближался, она замирала на секунду, уйдя в себя и полностью сосредоточившись в процессе.

Последнее усилие - и вот! Вот оно! Её яйцо, её создание явилось в мир! Ещё тёплое её нутром,  просвечиваемое солнцем её  сокровенное то, что было внутри,  - отделилось, сделалось самостоятельным! 
Теперь уж ничего не убавишь и не прибавишь.   Часть стала целым!

Феклуша издавала особый звук. В нём была радость свершения, призыв к миру услышать её и полюбоваться её творением. Присутствовала и наивная  гордость. Как же без неё!

Курица не знала, что яйцо пустое. Откуда ей было знать? Если всё знать, жизнь теряет смысл. Она сделала что могла. Больше от неё ничего не зависело. Она сотворила яйцо, но определённые и даже неопределённые сопутствующие  обстоятельства, условия и допущения - не в её силах и власти.  Наличие петуха тоже не является надёжной  гарантией появления   потомства.
Всяко случается  потому, что всё совсем не просто, часто  необъяснимо. 
Но  сотворённое так или иначе чему-то послужит и  для чего-то пригодится.  Как  наша курица, что несла неоплодотворённые яйца.  Попутно выяснилось,  моя мама знает, как обращаться с курами и умеет помочь Феклуше в этом ответственном  деле.      

Мама приходила не часто. Это я заскакивала к ней несколько раз на неделе чем-то помочь, что-то принести и  завести старинные английские настенные часы (мама очень переживала, если они останавливались).  Вскарабкаться на пятый этаж старому больному человеку  трудно. Приходилось подолгу отдыхать на лестничных площадках. Сейчас, когда по возрасту мы почти сравнялись и мне уже не преодолеть  пяти ступенек  без помощи перил, я отлично её понимаю. Её огорчение и её боль: можно было прийти и  никого не застать. У мамы не было домашнего телефона. Позвонить из телефона-автомата не всегда получалось.  Частенько они были неисправны. То проглатывали двушки (двухкопеечные монетки), то трубка была оборвана. После нескольких походов-восхождений "наудачу", мама нашла свой способ узнавать, дома ли мы. Она подходила со стороны балкона и звала меня по имени. С весны до осени балконная дверь была открыта (жарко!). Мамин крик легко достигал наших ушей.
Не знаю, слышала ли её Феклуша, но она всегда выглядела приветливо, когда мама, участливо приговаривая , умело ощупывала  куриный задок  и получала в награду прямо в руку свеженькое яичко. Обе оставались довольны. Мама, присолив, выпивала свежее яйцо.  Феклуша кокетливо охорашивалась и чистила пёрышки, её аккуратный гребешок победно пламенел.  Я и предположить не могла, что мама, горожанка,  знает как обращаться с курами. Но мало ли чего мы не знаем о наших родителях! Дети эгоистичны.  Занятые собой, они вечно спешат и торопятся жить. Нет времени да и желания на расспросы. Им кажется, что у них-то всё будет по-другому. 

               
...Незаметно проходило знойное одесское лето. Достаточное долгое, считай, с мая по сентябрь, оно подходило к концу. Опадали листья, пожухла трава.  Сделалось прохладнее. По ночам стали закрывать балконную дверь. Приближались Октябрьские.   Мы старались не думать о том, что будем делать со ставшей совсем ручной Феклушей.  А она взяла привычку по вечерам сидеть у мужа на коленях и мирно дремать под голубое мерцание телевизора.

Наши друзья искренне сочувствовали и предлагали продать Феклушу на местном базарчике. Но  это было неисполнимо.
Представляете меня,  учителя русского языка и литературы,  продающего курицу?!?
В те времена торговать чем-то считалось неприличным для интеллигентного человека. Сказать "базарная торговка" означало оскорбить. Слово "торгаш" имело явно выраженную негативную окраску. Торговля представлялась чем-то нечестным и нечистым,  соответственно  пословице "не обманешь - не продашь", предполагала обман.
 
Кроме того, продавать что-либо можно было только в специально установленных для этого местах, иными словами, на рынках. Официальное название всем известного Привоза "Колхозный рынок "Привоз". Продающему надо было уплатить базарный сбор и приобрести талончик на место за прилавком. Требовалась также и справка о том, что продаёшь  продукт своего труда, которая выдавалась только колхозникам. Им разрешалось иметь личные приусадебные участки и продавать излишки.

Все эти установления можно было обойти, несмотря на контроль администрации рынков и милиции, наблюдающей за общественным порядком.

Категория людей, которые скупали у крестьян продукты оптом, а затем продавали их в розницу на базарах, называлась в народе перекупщиками.    Существовавшее тогда  законодательство именовало их спекулянтами и определяло их деятельность как спекуляцию.  Доходы от сделки квалифицировались как нетрудовые,  спекуляция преследовалась законом.

В настоящее время такого рода деятельность всем хорошо знакома и пользуется уважением. Профессия дилера, посредника между производителем любого товара и его потенциальным  покупателем,  востребована обществом. Известна она  с тех пор, как возник товарообмен между людьми.  Первое в мире социалистическое советское государство, отвергая очевидность  тысячелетиями слагавшихся товарно-денежных отношений,  семьдесят лет упрямо  провозглашало свой собственный путь развития, который и завёл его в тупик. Потерпевшая крах идеология в момент развалила нежизнеспособную систему.

Моя мама не дожила до победы здравого смысла над лицемерной и лживой идеологией. Не имея специального образования, не являясь выдающимся мыслителем или философом, она исходила только из собственного житейского опыта, когда в разговорах с нами, опасливо оглядываясь по сторонам, делилась своим выводом: "Самый большой эксплуататор и спекулянт - сама советская власть".

Я,  работник идеологического фронта, продукт советского воспитания, обучающий подрастающее поколение коммунистической морали, через которую фильтровалось преподавание всех предметов, изучаемых в школе, чувствовала мамину правоту. Всё же, по молодости лет, мне  казалось, что утопическая идея, несмотря на определённые недочёты, неувязки и откровенные промахи, может осуществиться. Может быть, даже и я, а мои ученики, это уж точно, смогут что-то исправить и утвердить, сделать так, чтобы слова не расходились с делом, чтобы проповедники идеалов им соответствовали, чтобы Добро и Справедливость, Равенство, Братство и Свобода восторжествовали на Земле. Я хотела соответствовать образу Учителя.

С такими убеждениями выйти на базар и продавать курицу, естественно, не представлялось возможным.  Интеллигентская трусость (незаконная продажа)  совмещалась с моральной стороной дела: меня могут заметить на рынке ученики или их родители. Что они подумают обо мне? Я - учитель, а учитель - не совсем обычный человек. Это особая профессия.
Я же учу детей  совсем другому, говорю о светлых идеалах, призываю уважать законы  и способствовать родной партии и правительству в достижении великих целей, а тем временем сама ...уподобляюсь базарной торговке, спекулянтке, преследующей собственную выгоду.
И самое главное:  как, как я буду продавать любимое существо, ставшее товаром,  назначать цену за него, стоять на своём или уступать разумным предложениям? Как?

Тут вмешалась свекровь. Она жила на первом этаже. Она и предложила забрать Феклушу к себе. Дескать, курице будет хорошо жить на кухне в клетке, а маме не составит труда ухаживать за ней. Феклушу поместили в старую кошёлку, устланную старыми газетами, и мы расстались.

Через несколько дней мама мужа позвонила и пригласила нас на обед. Она рассказала историю о том, как сидя в кухне у окна, увидела соседку, несущую с базара живую курицу. Мама остановила соседку и предложила ей обменяться. Идея с клеткой оказалась недееспособной. Женщина смутилась от неожиданного предложения. Мамина курица была в два раза крупнее.  Так или иначе, но  сделка по обоюдному согласию состоялась, обмен товаром произошёл.

Любая история легко поддаётся фальсификации.   Свекровь, как умела, хотела скрасить  правду, уберечь нас от неё. Она была большая выдумщица.  Выдумки помогали жить.  Приходилось выдумывать биографию, выдумывать прошлое, чтобы оправдать неприглядное настоящее. Вот она и выдумывала так долго и много, что и сама стала искренне верить в желаемое.    

К маме мы не наведывались до нового года.
Мы поняли, что нас обманули.



Светлана Лось
Торонто, 2016 год.   

   

   



    

               

      


 


Рецензии
Спасибо за рассказ о незабвенной курочке из незабвенной Одессы

Наталия Скакунова   29.04.2022 14:52     Заявить о нарушении
Вам, Наталья, спасибо за внимание и прочтение.
Здоровья Вам.

Светлана Лось   01.05.2022 19:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.