Образ Дон Кихота в романе М. де Сервантеса

   Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616) передал в своем романе «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»  всю ироничность рыцарских романов, которые были так актуальны в Испании рубежа XVI–XVII вв.  И хотя само содержание знаменитого романа гораздо глубже того пародийного замысла, который так ярко в нем выражен, но формально он организован в качестве пародии от начала и до конца. Сейчас такие имена, как Амадис Гальский, Пальмерин Английский, Дон Бельянис Греческий, Тиран Белый нам ничего не говорят, но именно как пародию на романы об этих рыцарях создавал свое произведение Мигель де Сервантас, и эта пародия на века пережила свой пародируемый жанр. К началу XVII века эпоха рыцарства в Европе уже миновала, но в течение целого столетия, предшествующего появлению на свет романа «Дон Кихот», в Испании было издано около 120 рыцарских романов, и в то время каждый роман становился, как сейчас бы сказали, хитом, бестселлером. Ими зачитывались все слои общества. Многие философы и моралисты выступали против той пагубной страсти к нелепым выдумкам изжившего себя жанра. Но если бы этот роман был лишь пародией на рыцарский роман, то вряд ли имя его героя стало бы нарицательным.

   Сервантес в своем герое обобщает важнейшие черты человеческого характера: романтическую жажду утверждения идеала вместе с комической наивностью и безрассудностью. Сердце того самого «костлявого, тощего и взбалмошного рыцаря» пылает искренней любовью к человечеству. Дон Кихот настолько проникся рыцарственно-гуманистическим идеалом, что полностью оторвался от окружающей его действительности. В несовершенном мире из его миссии «исправителя кривды» вытекает его мирское мученичество; его воля и отвага проявляются в стремлении быть самим собой, в этом смысле старый жалкий идальго является одним из первых героев эпохи индивидуализма.

   Благородный безумец Дон Кихот и его здравомыслящий Санчо Панса дополняют друг друга. Санчо Панса восхищается своим хозяином, потому что видит, что Дон Кихот так или иначе возвышается над всеми, кого встречает, в нем торжествует чистый альтруизм, отказ от всего земного. Безумие Дон Кихота неотделимо от его мудрости, комизм в романе — от трагизма, это выражает полноту ренессансного мироощущения. Дон Кихот стремиться к тем рыцарским идеалам благородства, чести и мужества, о которых он так много читал в книгах, но при этом он совсем забыл о той жестокой реальности, которая его окружает. В своем воображении он строит красивую рыцарскую иллюзию, но она так сильно расходится с реальной жизнью. Ему и в голову не придет, что все эти рыцарские романы просто вымысел.

   Конфликт между идеалом и действительностью ощущается в безуспешности попыток главного героя устанавливать справедливость и творить добро. Этот одинокий странствующий рыцарь, имея добрые намерения и огромное желание сделать мир лучше и справедливее, «один в поле - не воин». Ярый романтик Дон Кихот ничего не может изменить в окружающем мире, даже при всем благородстве его целей. Несмотря на комичность ситуаций, герой вызывает жалость и сострадание. Образ Дон Кихота - это «вечный» образ. В нем отражается бескорыстное стремление человека защищать добро и справедливость, а также исповедовать благородные и высокие идеалы - так называемое «донкихотство». Ради своих идеалов Дон Кихот проявляет большую отвагу, он легко способен пожертвовать собой, но все эти жертвы, кажущиеся ему благородными в том его идеальном мире, бессмысленны в реальности.

   Дон Кихот предстает как мелкопоместный дворянин, который проживает в скромной провинциальной деревушке. Он с гордостью хранит свое родовое копье и щит, а в праздничные дни расхаживает при всем параде. Сам он тощ как скелет и кляча у него на дворе тоже тощая, при этом большинство своих средств он тратит на еду. С упоением он читает рыцарские романы, и даже настолько сильно увлекается этим занятием, что не только забросил охоту и хозяйство, но и даже продал кусок земли, чтобы купить себе новых рыцарских книг. Зачитываясь этими романами, он забывает часто о сне и об обеде. В итоге это увлечение привело к тому, что он настолько сжился с выдуманными историями, что незаметно стал их частью. Он перестал воспринимать мир как реально существующий, целыми ночами он пытался разгадать смысл написанных авторами рыцарских романов фраз, которые были лишь просто красиво припудрены, но сами по себе абсолютно бессмысленны. Лишь иногда его несколько смущали те несуразности, которые он встречал в романах, но это вовсе не мешало ему продолжать предаваться чтению. Он настолько бредил рыцарскими историями, что совсем сошел с ума, вообразив себя одним из них. Он возомнил себя единственным спасителем, борцом за справедливость и славным воином, но все это сводит его образ лишь к комичности. Причина заблуждений Дон Кихота кроется в его уходе от реальности, в неизменности и несовершенстве окружающего мира. Он видит себя частью того рыцарского романа, забывая о том, что только в книгах раны не остаются, а в жизни они болят и кровоточат.

   В реальной жизни Дон Кихот всего лишь простой человек, тощий идальго, которому уже под пятьдесят, но эта реальность его не устраивает, другое дело – благородный рыцарь, который несет за собой целый шлейф добрых дел и справедливых решений. В своем воображении он рисует красочные картины, не желая расставаться с этим волшебным, сказочным миром. Отправляясь в свои странствия, Дон Кихот жаждал подвигов, мечтал стоять на страже добра, восстанавливать справедливость, при этом снискать себе славу и почет. Но благородство тогда почетно, когда оно приемлемо и бескорыстно. Задавшись целью творить добро и искоренять зло, точно следуя рыцарским обычаям, Дон Кихот со своей неуемной фантазией вызывает у встречающих его людей противоположенное ожиданием мнение. Все, кого он встречал на своем пути, считают его безумцем и сумасшедшим, всё потому что он в своих поступках отходит от общепринятых норм и канонов. Однако славный рыцарь Дон Кихот считает, что «каждый – сын своих дел», что каждый становится тем, кем делает его образ жизни и его деяния, поэтому он следует свой цели, с полным убеждением своего рыцарского предназначения.

   Немедленная жажда приключений подтолкнула Дон Кихота к сражению с ветряными мельницами, которых он вообразил великанами. Не мудрено, что в этой битве пострадал только он сам. Дон Кихот, борясь с этим мнимым врагом, которого он выбрал в качестве своей жертвы, выглядит смешно и глупо, поскольку эта борьба абсолютно не имеет смысла, она ни к чему не приводит. Ветряные мельницы здесь представлены в качестве прообраза вечных жизненных процессов на Земле. Ведь борьба с ними также лишена всякого смысла, при этом она нанесет вред только самому борцу, но ни коем образом не нарушит и не изменит всего вечного. Поэтому можно сколько угодно вести споры о жизни, философствовать, молоть и молоть слова, фразы, мысли, словно те самые зерна в мельнице, но все же изменить бесконечные жизненные явления, с которыми мы сталкиваемся, невозможно.  Это  бессмысленно. Здесь, как мне кажется, кроется такая мысль: придумывая себе мнимые и бессмысленные идеи, цели, мечты, мы переносим их в реальную нашу жизнь и сами того не замечаем, как наделяем эту нашу жизнь смыслом и заполняем ту самую пустоту, которая, как не парадоксально, мешает нам спокойно жить.

   Дальше приключения Дон Кихота все больше принимают трагичную окраску. Повстречав на своем пути двух монахов-бенедиктинцев, которые в числе других всадников сопровождали карету, Дон Кихот отважно вступил с ними в бой. Но монахи ордена Святого Бенедикта насмерть перепугались отчаянного рыцаря и поспешили как можно скорее скрыться, крестясь с таким ужасом, словно за ними гнался сам дьявол. Монахов сопровождали двое слуг, но они не стали нападать на безумного рыцаря. Лишь заметив, что Дон Кихот отвлекся на разговор с дамой, сидевшей в карете, они с угрозами бросились на Санчо, в то время когда он стал снимать с упавшего монаха его платье, чтобы забрать себе по рыцарским обычаям добычу. Никто не стал спорить с  сумасшедшим рыцарем Дон Кихотом, кроме конюха-бискайца. Он возмутился, услышав требование нашего рыцаря вернуться в Тобосо. В итоге все закончилось тем, что сама дама вынуждена была  выскочить и умолять рыцаря даровать своему слуге жизнь. Дон Кихот здесь представлен как абсолютно обезумевший человек. Сначала он чуть не бил монаха, а потом ударил бискайца по голове с такой бешеной силой, что у того кровь полилась из носа, рта и ушей. Все чаще подвиги Дон Кихота начинают приносить окружающим не просто ущерб, а смертельные раны. Позже он и вовсе нападает на похоронные дроги, при этом у одного из всадников оказывается сломанной нога. Дон Кихот громогласно заявляет ему, что странствует по свету, защищая обиженных. Однако, когда упавший леценциат пытается возразить ему сетуя на больную ногу, Дон Кихот лишь утверждает ему, «не все так делается, как мы того хотим». Он упрекает лиценциата в том, что это им пришло на ум путешествовать ночью в траурных одеждах, поэтому он принял их за выходцев с того света и исполнил свой долг, напав на них. Характерно, что здесь Санчо называет Дон Кихота рыцарем Печального образа, поскольку он показался ему таким несчастным, худым и бледным, что просто жалко смотреть. В дальнейшем все подвиги Дон Кихота приносят окружающим только убыток, как например, в случае борьбы со стадом овец и баранов, с винными бурдюками. Все чаще те, кому наш славный рыцарь пытался помочь, оказываются в положении худшем, чем были до того, как Андрес, дуэнья Родригес и ее дочь.

   Стремление Дон Кихота защищать добро и прославлять справедливость привело к тому, что он освободил приговоренных к галерам пленников. Вместо благодарности они забросали его камнями, вознаградили его побоями и отобрали камзол. Те благородные стремления и добрые намерения Дон Кихота, которые он прославляет, не осуществились, поскольку каторжники получили по заслугам, и их несвобода – это свобода для остальных людей от того зла, что они совершили. Освобождая же этих немногочисленных каторжников, наш рыцарь подвергает опасности многих других честных людей. Это и подтверждают скорые избиения неблагодарных освобожденных.

   В схватке со львами странствующий рыцарь Дон Кихот готов пожертвовать жизнью во имя своих безумных идей. Но даже лев повернулся, показав славному идальго зад, и затем спокойно лег, не обращая на безумного рыцаря никакого внимания. Томас Манн охарактеризовал это приключение как кульминацию романа Сервантеса. Здесь наблюдается пик бесстрашия и храбрости Дон Кихота, его глупости и нелепости. В этом подвиге нет стремления искоренить зло и восстановить справедливость. Наш рыцарь напрасно геройствует, подвергая свою жизнь опасности. Отвернувшийся лев здесь оказался куда мудрее, чем наделенный способностью думать человек.  Благоразумный сторож также отказывается от просьбы Дон Кихота, отговаривая его от нелепой идеи будить в звере злость. Здесь в полной мере раскрывается характер Дон Кихота: он  мужественен, храбр, отчаянно верен законам рыцарства, при этом настолько глубоко погружен в свой воображаемый мир, что напрочь лишен чувства самосохранения, которое так свойственно всем живым организмам в природе.

   Дон Кихот не желает жить простой жизнью. Она для него скучна и неинтересна. В своих мечтаниях он видит цель своего существования. Ощущая всю трагичность своей борьбы, он прикрывает ее высокими идеалами. Поделившись своими размышлениями о «золотом веке» с козопасами, Дон Кихот подверг их и Санчо в совершенное недоумение ясностью и трезвостью мыслей. Мечта о «золотом веке» здесь, как мечта об идеале, об истоках. Дон Кихот выражает мысль о том, что мы изначально получили совершенный, идеальный мир, спокойствие которого было нарушено, поэтому в век железный не сила и не обстоятельства должны влиять на жизнь людей, а воля и мудрость должна подсказывать нам ради чего мы живем. Перед отправкой на остров Дон Кихот дает Санчо наставления, прежде всего, бояться Бога, поскольку именно в этом заключена премудрость, познать себя, не зазнаваться и не забывать, что раньше пас свиней, проявлять мягкую снисходительность при такой высокой должности и не стыдиться своего происхождения. Их можно назвать своеобразной гуманистической программой главного героя, идеалом, но вряд ли в жизни этого реально можно достичь. Здесь выявлена переоценка некоторых традиционных  гуманистических  ценностей, которые не выдержали испытания временем. Ведь никому из благородных мечтателей так и не удалось преобразить мир.

   В эпизоде столкновения Дон Кихота с духовником герцога прослеживается острая критика современности. Если для хозяина постоялого двора Дон Кихот всего лишь шут и чудак, то для духовника герцога он является идейным противником, опасным безумцем, нарушившим установившийся порядок в жизни. Поэтому духовник герцога и не может примириться с Дон Кихотом, как не может примириться с ним и Самсон Карраско, который жаждет излечить героя от безумства. Вмешавшись в дела Дон Кихота, заставив его вернуться в родное село, Самсон Карраско в облике Рыцаря Белой Луны вроде бы руководствуется добрыми намерениями, но лишая безумного рыцаря приключений, он лишает его смысла жизни. Поверженный Дон Кихот возвращается к обычной жизни, но для него такая жизнь - бесцельное существование. Здесь более чем во всех остальных эпизодах, проявилось величие Дон Кихота, его нравственная победа и превосходство над всеми. Он человек чести и слова, он добрее и лучше всех. Поверженный и побежденный Дон Кихот готов умереть, но не сдаться. Он продолжает утверждать, что Дульсинея Тобосская является самой прекрасной женщиной в мире, но себя называет самым несчастным рыцарем на свете и утверждает, что его бессилие не может поколебать эту истину. «Вонзай же копье свое, рыцарь, и отними у меня жизнь, ибо честь ты у меня уже отнял» - призывает он своего противника. Он повержен, лишен чести, но он не сдался и не предал своих ценностей.

   Позже на могиле Дон Кихота Санчо Панса скажет: «Сжила его со свету тоска». В этих словах кроется истинная причина смерти героя – его никто не убивал, его никто не преследовал, лишь тоска, желание жить в идеальном мире, который вряд ли возможен, мешала ему спокойно жить. Несмотря на то, что он жил как рыцарь, все же умер он как обычный человек. Все те высокие гуманистические цели, которые преследовал герой гораздо разумнее осуществлять реальными путями. Именно этой линии призывал придерживаться М. Сервантес в своем произведении «Дон Кихот». Мечта об идеалах помогает нам делать мир лучше, но важно не сойти с пути разума и не упасть в пучину безумства, ведь смерть не способна различать разумных и безумных, а только лишь живя на земле можно хоть чуть-чуть изменить этот мир.

Список используемой литературы:

1. Багно В.Е. Iberica. К 400-летию романа Сервантеса «Дон Кихот». – СПб.: Наука РАН, 2005.
2. Багно В.Е. Дорогами Дон Кихота. - М.: Книга, 1988.
3. Набоков В. Лекции о «Дон Кихоте» / Пер. с англ.; Предисл. Ф. Бауэрса, Г. Дэвенпорта. – М.: Изд-во Независимой газеты, 2002. – (Литературоведение).


Рецензии
Спасибо за очень интересный анализ.

Игорь Леванов   02.11.2016 20:12     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отзыв.

Антонина Терехова-Чернова   03.11.2016 16:01   Заявить о нарушении