Русский пророк Даниил

Завтра исполнится 110 лет со дня рождения Даниила Хармса.
Трудно в истории отечества найти более нелепую, более несчастную, трагическую, воплотившуюся и талантлтвую фигуру.
Собственно, к имени этого человека можно приставлять любые определня и - всё сработает. Такое впечатление, что Господь создал этого человока ради того, чтобы показать на его примере Свои Господни возможности. Даниил умел и знал всё.
Но в доставшиеся ему годы это оказалось не благом, а проклятьем. "В России самое земля Считает высоту за дерзость " - сказал за сто лет до Даниила Хармса его предтеча - поэт 19-го века Дмитрий Веневитинов. И впрямь - советская действительность стригла всех под одну гребенку. И тем, кто созвышался над толпой, просто срезала головы.
Убила советская власть и Даниила Хармса. Потому что - непонятен. А непонятное может таить вредное. А вредное подлежит уничтожению .
В советские годы - да и нынче - имя Даниила Хармса известно очень узкому кругу знатоков. А ведь он - поэт мирового уровня. Можно сказать, что имя его сохранилось для нас как раз благодаря известности Хармса на Западе. У нас же пока жизнь и творчество Хармса запрятаны в закрытые папки следсвенных дел ВЧК-НКВД-ФСБ. А то, что нам известно - лишь малая часть талантливого и мистического наследия Хармса.
Собственно, он и не Хармс вовсе. Вполне себе нормальную фамилию имел - Ювачев.Что заставило отличника столичной гимназии "Петершуле" обозвать себя Хармсом - так и осталось неизвестно. Однако первые его, на начальный взгляд нелепые стихотворения, появились именно тогда. И тогда же юный Даниил Ювачев обозначил свое жизненнгое кредо: "Меня интересует только чушь. Только жизнь в её нелепом проявлении. Но я вполне принимаю восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние".
"Чушь" революции заразила и Хармса. С бомбой в сумке его арестовала столичная полиция.  И хоть Даниил утверждал, что взорвать собирался  всего лишь затор на Неве, и не его вина, что подо льдом в этом месте оказалась подводная лодка "Краб" - юношу приговорили к смертной казни.Но Государь помиловал дурачка - Хармс отделался ссылкой на Дальний Восток. А после революции  вернулся в столицу.
К тому времени он уже много писал. Перые стихи напечатал в 1922 году. Стихи были столь нелепы для обывателя, что остались почти незамеченными. Хотя их сразу оценил поэт Введенский - отец русского абсурда. Хармса приняли с братство обериутов - так называла себя группа поэтов, кредо которых состояло в том, чтобы писать стихи без рифм. Это были представители творческого абсурда.
Но если асбурд для прочих - нечто непонятное, то для самих авторов в абсурде скрывается глубинный смысл . И чем талантливее абсурдист - тем большее количество читателей привлекает его абсурд. Люди чувствуют, что за нелепостями самовыражения крывается нечто притягательное и значимое.
Это хорошо чувствовалось и в Хармсе. В тридцатыет годы прошлого века имя его уже стало почти нарицательным.Словом "хармс" в определенных кругах так и обозначали абсурд. Это и стало причиной ссылки поэта в провинцию, в Курск.
Тогда так было принято. Мандельштама - в Воронеж. Введенского и Хармса - в Курск. Как писала о ссыльных Анна Ахматова:

А в комнате опального поэта
Дежурят страх и муза, в свой черед,
И ночь идёт, которая не ведает рассвета".

Но ни Дальний Восток, ни Курск не изменили отношения Хармса к бытию. Его всё так же интересовала чушь.
Собственно, он стал основателем философии чуши. Как громадной сотавляющей бытия, той части состояния, в которой человек пребывает большую часть жизни. Его поэзия стала гирей, что тянула вниз аэростат натружного энтузиазма Эдуарда Багрицкого и Михаила Светлова.

"Это есть Это.
То есть То.
Всё либо то, либо не то.
Что не то и не это, не то это и не то.
Что То, то и Это, то и себе Само..." -

...ну, как сопрячь такую чушь с чеканными строками той же "Смерти пионерки"?

"Я всегда готова! -
Слышится окрест.
На плетёный коврик
Упадает крест"?

Гирю, которая тянет вниз, принято засовывать под кровать. Хармса уже после Курска арестовали. Арествали вместе со всеми рукописями, черновиками и письмами. Они до сих пор ждут своего часа в сейфах спецхрана.
А уже началась война. Тут нужна была поэзия героизма. Поэтам соцреализма присвилои офицерские звания и отправили спецкорреспондентами по фронтам.
Даниилу Хармсу в тюрьме сократили паек, и от истощения он оказался в тюремной больнице. Скоро кормить его перестали совсем, и пророк умер .
И когда мы сегодня видим, что чушь стала основным содержанием нашей жизни - время достать гирю из-под кровати. Вполне возможно, что в стране обесцененной нефти именно гиря может стать национальным движителем . И пора открыть, наконец, папки с наследием пропока Даниила. Там как раз и содердится руководство по использованию этой гири.
...
И - образчик чуши Даниила Хармса.

ФИЗИК

Маша моделями вселенной
Выходит физик из ворот.
И вдруг упал, сломав коленный
Сустав. К нему бежит народ,
Маша уставами движенья
К нему подходит постовой
Твердя таблицу умноженья,
Студент подходит молодой
Девица с сумочкой подходит
Старушка с палочкой спешит
А физик всё лежит, не ходит,
Не ходит физик и лежит.


Рецензии
Уважаемый Владимир!
Я ведь тоже обожаю Хармса и, как алкоголик водку, готов принять его "на грудь" в любое время дня и ночи, в любом настроении.
И вспоминается Розанов, который тоже умер, мечтая о курином яичке.
О двух яичках в день и кусочке масла.
Земля им пухом.
+

Виктор Авива Свинарев   11.01.2016 14:38     Заявить о нарушении