Лук. 1, 28. Благословение Марии

(Из проповеди)

У нас есть стереотипное представление о Рождестве: песня “Тихая ночь”, свечи, радость, гости, вкусная еда… Подарки: у кого-то сотовый телефон под елочкой, у кого-то что-то попроще. Мир, тишина, спокойствие, идиллия. А вот для Марии и Иосифа Рождество выглядело не так, оно принесло для них массу проблем.

- Для Марии проблемы начались с благовещения: как рассказать жениху/мужу о том, что она зачала от Духа Святого, что ответит Иосиф, что подумают люди? Дальше к обычным женским переживаниям перед родами добавились хлопоты переездов, в результате рожать ей пришлось в пути.
- У Иосифа проблем было как минимум не меньше, хотя они были и другого рода: принять ли Марию, как здесь все правильно сделать по ветхозаветному закону (ведь он праведник), роды во время переписи, волхвы с дорогими подарками (ведь надо решить, как правильно на все это реагировать), потом эти откровения во сне, бегство в Египет, ответственность за обустройство быта семьи на новом месте, угроза физической расправы от Ирода… Как тяжело знать, что в связи с рождением твоего ребенка убито несколько десятков детей возрастом до двух лет в Вифлееме!..

Согласно одному толкованию в От.12:1-5,7-9 описывается рождение Иисуса Христа: “И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. ...Произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним”.

Скорее всего, толковать эту главу из Откровения стоит иначе, но если принять на минутку такое толкование, оно хорошо иллюстрирует уже высказанную мной идею: Рождество Иисуса Христа для Его земной семьи было совсем не тихим и совсем не мирным.

Я никогда не видел этой версии Рождества ни на одной рождественской открытке. И все же она более верная, она рассказывает нам о том, что происходило за сценой в ту судьбоносную ночь. Филип Янси называет рождение Иисуса “великим вторжением”, “бесстрашной вылазкой предводителя добрых сил в стан врага и средоточие мирового зла”. Эта ночь не была тихой. Это был “день начала операции”.

Я упомянул трудности, с которыми столкнулась из-за Рождества Иисуса Мария. Эти трудности не ограничились первыми годами жизни Иисуса. Давайте проследим за ее жизнью дальше. Мария названа благословенной, сказано, что она обрела благодать (Лук.1:28,30). Посмотрим, как внешне выглядели эти благословение и благодать:

- Она рано стала вдовой. Воспитывала многодетную семью в качестве матери-одиночки
- Семья была большая, не менее 7 детей (Мф.13:55-56)
- Похоже, что жили они небогато, сбережений не было. В жертву принесли голубей (Лук.2:24, см. Лев.12:6,8)
- Может быть, самое тяжелое: сыновья ее были неверующими в Иисуса, они говорили о Нем, что Он вышел из Себя, когда Он занялся открытым служением (Ин.7:3-5; Мар.3:21). Сама же Мария верила в особое предназначение Иисуса начиная от благовещения о Его рождении и до Его распятия
- Иисус доверил перед Своей смертью Марию Иоанну, не братьям (Ин.19:25-27). Почему?
- Смерть Иисуса, при которой она присутствовала - оружие прошло ей душу (Лук.2:34-35)

“Радуйся, благодатная, благословенная...”Так выглядит благословение? Сказано ведь, что благословение Господне обогащает и печали с собою не приносит (Пр.10:22). Где же здесь обогащение в жизни Марии? Печали вот видно…

Рассказать детям историю про мальчика, которого взяли в подмастерья к известному мастеру, изготавливавшему скрипки. Все завидовали этому мальчику, п.ч. к этому мастеру трудно было устроиться, а все, кто у него были в учениках, потом становились уважаемыми и богатыми людьми. Мальчик поначалу радовался, а потом, когда ему пришлось рано вставать и много работать, разочаровался. Подумал, что это всем другим везло, а у него одного такие вот трудные обстоятельства учебы. И только потом понял, что все это было нужно пройти для того, чтобы потом стать уважаемым и богатым.

Может быть, нам надо поправить свои представления о благословении. Иногда оно выглядит действительно как тихая и мирная идиллия, но иногда Бог хочет встретиться с человеком посреди трудностей, проблем и даже скорбей.

При этом Павел пишет: “Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится” (Рим.10:11). Мария верила и не постыдилась. После стольких лет, в течение которых проблесков было немного, пришли годы, когда благословение стало очевидным и явным для всех:

- В ее Сына, в Которого прежде не верили и самые близкие Ему люди, после Его смерти и воскресения уверовали тысячи
- Она стала свидетельницей исполнения обетования Иисуса о схождении Духа Святого (Дн.1:14)
- После воскресения Иисус явился ее сыну Иакову: “потом явился Иакову, также всем Апостолам” (1Кор.15:7)
- Этот Иаков, сын Марии, стал апостолом и столпом церкви: “Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Гал.1:19); “Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами...” (Гал.2:9)
- Этот Иаков обладал огромным авторитетом и руководил первым церковным собором. Высказались Павел, Варнава, Петр, другие апостолы. “После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня…” (Дн.15:13)
- В Новый Завет вошли две книги, написанные сыновьями Марии (послание Иакова и послание Иуды). По поводу авторства послания Иуды в словаре Брокгауза написано: “Иуда называет себя братом Иакова (ст. 1), но не принадлежит к числу апостолов (ст. 17). Оба эти обстоятельства указывают на авторство Иуды, брата Господа”.

Как приятно и отрадно было наблюдать Марии за всем этим! Вот оно - благословение. Благословение личное и благословение семьи.

Другой новозаветный пример - Симон Петр. Лук.3:8: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». В жизнь будущего апостола вошел Иисус - и Симон испугался, у него начались проблемы: лодка тонет, сети рвутся, возникает угроза для жизни, вообще непонятные явления происходят. И Симон говорит не “Войди ко мне и останься со мной, Господи”, но “Выйди от меня, Господи”. Он еще не знал, что с Иисусом безопаснее, чем без Него.

Благословение Божье может быть передано нам в обертке трудностей, неурядиц и страданий. Но всякий, верующий в Бога и доверяющий Ему, не постыдится, принимая это благословение из Его рук.

07.01.2016


Рецензии