Клуб одиноких женщин

   По статистике женщин после 60 лет больше, чем мужчин где-то процентов на 30. Вот так стихийно создаются клубы одиноких женщин в пенсионном возрасте. Клуб, в который «входила» Полина, преподаватель психологии, формировался постепенно, примерно лет десять назад положено было ему начало. В настоящий момент, кроме самой Полины, в него «входят» еще Наталья, ее ровесница, женщина 65 лет, некогда работавшая начальником отдела одного из министерств; Ирина, ей 58 лет, бывшая коллега Полины, сейчас подрабатывающая в одном вузе; Татьяна, 60-ти лет, не работающая в данный момент.
     Полина познакомилась с Натальей через ее сына, с которым Полина участвовала как-то в конце 90-х гг. в одном проекте. Сын Натальи – коллега Полины, тоже психолог. С мужем Наталья развелась давно, хотя вместе и проживали в одной квартире. Потом еще раз выходила замуж, развелась из-за сына. Был в ее биографии генерал, с которым тоже рассталась.
     Вначале встречались у одной из коллег Полины, быстро завязались приятельские отношения. Наталья имела властный характер, но это компенсировалось ее необыкновенным радушием, отзывчивостью, к тому же была надежным человеком, попросишь –  тут же придет на помощь, не задумываясь. Был, правда, один неприятный момент в их отношениях, когда Наталья подвела Полину, в результате случился конфликт и  разрыв отношений с коллегой, у которой встречались. Но Полина недолго на нее обижалась, хотя вначале казалось, что больше никаких дел с ней уже иметь не будет. Полина была отходчивым человеком, хотя и со взрывным характером.
     С Татьяной Полина познакомилась позже, чем с Натальей, работая с ней в одном вузе: Татьяну взяли на должность методиста в Культурном центре, Полина же была заместителем председателя правления клуба ученых при этом центре, не получая, разумеется, никаких денег, это была общественная нагрузка.  Начало знакомства было омрачено тем, что Татьяна имела неисправимую привычку опаздывать, от которой не избавилась и поныне. Отношение к Татьяне было противоречивым: с одной стороны, Полине импонировала ее мягкость, доброта, душевность, готовность помочь в любую минуту; с другой – не нравилась иногда проявляющаяся заносчивость, видимо, сказывалось то, что она долго время когда-то имела дела со знаменитыми артистами, к некоторым даже захаживала домой. А еще у нее были завышенные ожидания по поводу зарплаты, на чем и погорела. Да, раньше она неплохо зарабатывала, но пришли другие времена, сама ведь согласилась на низкую заработную плату. Но ей хотелось зарабатывать больше, постоянно об этом говорила своему начальнику, придумывала разные способы, на чем можно было бы «делать деньги». Полина пыталась ее урезонить, объяснить, что ее претензии необоснованны, хотя и пыталась как-то ее поддержать. В итоге, Татьяну уволили, репутация Полины пострадала. Но она не жалела, не могла не поддержать ее, когда на нее навалились все члены правления клуба ученых, обвиняя Татьяну чуть ли не во всех смертных грехах.
     После увольнения у Татьяны начались новые неприятности, известно ведь, что беда не ходит одна. Несколько лет назад у нее умер муж, остался сын. Позже появился гражданский муж. Еще в одной квартире с нею проживала ее престарелая мать. Незадолго до своей свадьбы внезапно умирает сын от остановки сердца. Гражданский муж покидает ее, уезжает за границу. После этого заболевает сама, ей делают тяжелую операцию. Остается с матерью, у которой явные признаки старческого слабоумия. Но она не ожесточилась, не опустила рук, ее спасает религия. Жалобы, заносчивость, –  всё это куда-то ушло. Светлый, радостный человек, несмотря на все беды. Впрочем, утешение нашла еще и в дочери невесты сына, которая после смерти жениха вскоре выходит замуж, маленькая девочка называет Татьяну бабушкой.
     С Ириной Полина познакомилась во время работы уже в другом вузе. С прежнего места работы пришлось уйти из-за конфликта с деканом факультета, на котором работала. Сблизились не сразу, сказывалась разница в возрасте. Но впоследствии что называется «нашли друг друга»: Ирина вечно жаловалась на жизнь, Полина внимательно выслушивала, сочувствовала. История ее жизни несколько выбивалась из обычных историй. Рано вышла замуж, рано родила дочь, развелась. Дочь в свою очередь тоже рано вышла замуж, рано родила дочь, тоже развелась. Потом у Ирины появился гражданский муж. Жили вчетвером в маленькой двухкомнатной квартирке. Ирина – человек верующий, духовник ей посоветовал поставить гражданского мужа перед выбором: либо женись, либо уходи. Муж выбрал второе. Потом ее дочь вышла замуж вторично, родила сына, но вскоре рассталась и со вторым мужем. Живут вместе в маленькой квартирке. Внучка выросла, поступила учиться в какой-то колледж, потом бросила его, не работает, пропадает сутками, неизвестно, где бывает. Дома постоянно скандалы.
    У Ирины свои, что называется, тараканы в голове. Сколько лет работает на кафедре и не знает номеров телефонов. Может в самый неподходящий момент позвонить Полине, чтобы та подсказала ей тот или иной номер. Советовала завести Ирине записную книжку – бесполезно. Каждый год в день рождения Полины удивляется: «надо же, я и не знала, что сегодня Вы родились!» Может занять деньги и не отдать. Но Полина мирилась с ее чудачествами, было жалко ее, что ли?
     У самой Полины муж умер несколько лет назад от пьянства, осталось двое взрослых детей: сын и дочь. У дочери своя семья, тоже двое детей – мальчик и девочка, стало быть внуки Полины, живут за границей. Сын живет с Полиной, не женат.
     Так вот и сложился клуб одиноких женщин. Каждый год встречались у Натальи, когда та в конце мая организовывала шашлыки на свежем воздухе. Она жила напротив леса и получалось как на даче. Наталья приглашала туда еще и своих подружек, тоже, как правило, одиноких. Вначале Полина не обращала внимания на некую ее особенность, потом она стала ее напрягать. К шашлыкам полагается спиртное, в данном случае, это было вино. Собственно, пили-то немного. Но Наталье было и этого достаточно. Она тут же садилась на свой любимый конёк. Коньком были ее жалобы на непутёвых, по ее мнению, родственников. Она была в давнем конфликте со своей родной сестрой, каждый год рассказывала одну и ту же историю про то, как та ее оскорбляла, унижала с самого детства. Не обходила своим вниманием бывшего мужа, отца сына и его родственников. Каждый раз рассказывала историю любви с генералом. Ну раз, ну два – это еще можно было вытерпеть, но каждый раз!
     А в последнее время стали встречаться еще и в кафе. Выбирали недорогую кафешку, заказывали чай, кофе, какую-нибудь еду, приносили с собой коньячок или что-то в этом роде и тайком разливали по маленьким стопочкам. Договорились по предложению Натальи собираться каждый месяц. Для Татьяны, которая безвылазно практически в последнее время сидела со своей мамой, та ее не отпускала ни на шаг да и оставлять ее одну дома становилось опасно, это было особенно своего рода отдушиной. 
     Сразу после нового года встретились в одном кафе. Первыми пришли Полина и Наталья, они практически никогда не опаздывали. Заказали еду, стали ждать Татьяну, которая обещала придти вовремя, но себе изменить не могла: чуть-чуть, но всё же опоздала. Ирина обещала подойти через час. По телефону и Полина, и Татьяна объяснили ей, как найти кафе. Уже успели выпить по рюмочке, закусить, как позвонила Ирина, сообщив по мобильному, что вышла из метро, а оттуда до кафе метров примерно 50. Ждем, –  ответили ей. Но Полина всё порывалась выйти на улицу, встретить ее у входа, боялась, что заблудится, так ей интуиция подсказывала. Наталья и Татьяна ее уговаривали лучше поесть суп, а то остынет, не маленькая мол, найдет.
     Но Полина не выдержала и всё же вышла на улицу. Никого нет. Интуиция ее не обманула. Начала звонить на мобильный, спрашивает, куда подевались? Оказалось, Ирина каким-то образом умудрилась пройти мимо кафе и прошла от него метров на 300 дальше. Мобильный у Ирины работал плохо. Экономила на таких пустяках, вечно жаловалась на нехватку денег, зато могла позволить покупать дорогие вещи, так однажды купила дорогой свитер, постирала его в  машинке вместо того, чтобы вручную, конец свитеру! Пока созванивались, объясняли, как пройти, прошло не менее получаса. Еда остыла, пришлось доедать холодный суп и заодно холодное второе.
     Ну зато наконец-то все в сборе, можно и пообщаться. Выпили ещё по две рюмочки и тут Наталью понесло! Очередная серия из сериала про непутёвых родственников, заодно рассказала о злоключениях своей одной подруги, отцу которой исполнилось 90 лет, а в 80 он женился на молодой, та его быстро окрутила, он написал дарственную на большую квартиру в центре Москвы, а потом молодая жена сдала его в психушку. Зашла речь о браках, в которых большая разница между супругами, вскользь упомянули о Пугачевой и Галкине, в этой связи Наталья заметила, что это не настоящий брак, а пиар, не может, дескать, молодой мужчина любить старуху. При этих словах Полина встрепенулась и громко воскликнула: «так мы с ней ровесницы, значит, я  старуха?»
     Наталья начала выкручиваться, что мол не Полина старуха, а она. «Так мы с тобой одного года, значит и я старуха?», - продолжала настаивать Полина. «Не кричи, мы в общественном месте», - осадила ее Наталья. Полина разгорячилась ещё больше. «Не надо делать мне замечания», – ответила Наталье. «Прекращаем разговор», – отреагировала Наталья. Надо сказать, что слово «извини» в лексиконе Натальи практически не присутствовало. Да и замечания любила делать, сказывается, видно, то, что когда-то была начальницей.
    Как-то так получилось, что и говорить стало больше не о чем. Ирина в последнее время стала меньше рассказывать о дочери, внучке, видимо, слишком болезненной для нее была эта тема, да и о чем-либо перестала говорить. Татьяна молчала, отдыхала душой после мук сидения с престарелой мамой. Полина тоже молчала, чувствуя, что никому не интересно то, чем она живет. При прощании Наталья сказала, что в следующий раз встретимся через два месяца, на восьмое марта. Как обычно, даже не спросив мнения остальных.
     На следующий день Полина и Татьяна созвонились. Татьяна сказала: «как классно вчера посидели!» Полина не разделила её восторга, в ответ на что та сказала, что поговорила с Натальей, попросила ту больше не спорить с Полиной, она, дескать, человек честный, не любит сплетен и слухов. Полина про себя подумала: «как надоел уже этот клуб одиноких женщин, в какой-нибудь другой вступить бы, но в какой?»

 


Рецензии