Мистические подарки русской сказки

http://ceazaria.livejournal.com/2687.html?nojs=1" />

Чем больше я читаю изыскания психологов, тем больше разочаровываюсь как в психологии, так и в адептах этого учения. Вот одна высокообразованная леди психолог публикует отрывки из собственного трактата о мифологии славян. При этом любую критику воспринимает как оскорбление. Ну, придётся выдать её в качестве своего поста. Начнём, помолясь. Начнём с того отрывка, который я прочитал первым:
Психологический смысл волшебных подарков из русских сказок
Друзья, продолжаю публиковать отрывки из своей книги "Дорога в Тридесятое царство. Славянские архетипы в мифах и сказках".

Глава первая. Гусли.

Что такое гусли? Это огромный массив самых разных по локализации инструментов.  Они есть и в Японии, и в Китае, и в Греции, и в Месопотамии, ну и есстесственно в России. Эдакий народный инструмент.  Причём исследователи 19-20 веков отмечали сходство чувашских и изображений древнерусских гуслей. Кто у кого их заимствовал мне не известно, но наличие гуслей в Корее и Японии говорит о том, что скорее всего родина их была на Урале.  И они древнее, чем  все существующие сейчас народы.

Я понимаю, что меня сейчас закидают тапками, но всё же хочу указать что русские хоть и славяноязычный народ, но они изначально полиэтничны и те же финно-угры были столь же важной частью союза, как и славянские племена. Так что наличие у русского песнопевца финских кантеле мне не кажется столь уж удивительным.  Тем более что не смотря на наличие схожих по названию инструментов, они достаточно сильно отличаются технически, а многие даже  являются смычковыми. Так что тут чуваши и финны нам большая родня, чем западные  славяне. Но перейдём к разбору психологических построений.


«Гусли-самогуды. Гуслями в древности назывались все без исключения струнные инструменты. В частности, лира, атрибут Аполлона – это лишь разновидность гуслей. Семиструнный инструмент отражает числовую гармонию, лежащую в основе вселенной, где семь струн представляют семь планет, названных именами богов .»   

Вот и первый перл.

Да, действительно многие струнные назывались гуслями или схожими именами, но сходство названия не означает сходство сути: так в дореволюционном русском слово сволочь — это мусор, который волокушами собрали в кучу. Или же такое забавное слово дрочить. Означало оно БАЛОВСТВО. И ничего иного. Что эти слова значат сейчас — каждый знает сам. 
Но как бы там не было лира Аполлона  имела пять, а не семь струн. Исследователи русских гуслей говорят о пяти, девяти, одиннадцати, пятнадцати струнах, но ни кто не сообщает о семи струнах. Более того — количество струн и нот ни как не коррелируют: наличие одной струны у монохорда не говорит о том, что он играл одной нотой. Это точно не литавра.

Единственной реальной основой звукоряда — это октава. То есть интервал между звуком струны и её половины. При звучании она издаёт звуки кратные частям своей длинны. А вот половина  струны издаёт все  те же, кроме основной гармоники целой. Вот из этого набора и уже и выбирают звуки, которые назовут нотами.  Но если кто то думает, что этим всё заканчивается, то сильно ошибается: кроме математических расчётов, в теории музыки масса  метафизики. И какую ересь воплотить в музыку решают очень странные рассуждения. Так уже древние греки ввели понятие рода и их вывели по мнению только основных родов СЕМЬ:

Холопов установил 7 наиболее значимых родов интервальных систем:
Пентатоника
Диатоника
Миксодиатоника
Гемиолика
Хроматика
Микрохроматика
Экмелику
Но это не звукоряды, а только некие роды ладов, в которые взодят звукоряды. То есть вероятность выбора семи нот стремится к нулю. Более того, несмотря на то, что в современной музыки теоретически их семь, реально применяют 12 полутонов. Так что рассказ о том, что было семь планет и потому ввели семь нот допустимо только для сект пифагорейцев и неоплатоников.  А пока нет ни каких данных о наличии данных учений в ареале русских гусляров, то будем считать, что у них была какой либо вида экмелики. Возможно что то похожее на пентатонику. Но и это вариант весьма и весьма гипотетический — кроме так на ссылку на колокольную музыку нет ни каких данных на возможную звуковую систему.  Так что одна часть гипотезы весьма и весьма маловероятна.
Вторая часть — это семь планет. Может я не прав, если что поправт, но всё, что я могу вспомнить из небесных тел, это Солнце. Луна и Венера, в виде двух сестёр  - звёзд утренней и вечерней.  Плюс Мать Сыра Земля. Всё. Пять, но ни как не семь. При этом Венера должна отражать весьма близкие ноты — видимо первую и последнюю. Эта идея могла бы объяснить хоть как то наличие пятиструнных гуслей, но ни как не семи.

Часть третья — демиурги. В славянской мифологии нет как такового Демиурга. Есть разные существа, что создают что то в мире, в том числе и глобальное, но сам по себе мир ни кто не создавал. Похоже он был вечно.  Так что сама идея неких голосов демиургов уже странна. Тем более все существа, меняющие мир связаны с землёй, но н и как не с космическими силами, разве что Солнце, но Солнце в зримом мире, а не в Нави.
Даже в греческой мифологии Аполлон не демиург. Он даже не олимпиец — живёт на горе Парнас, пасёт то ли три, то ли девять стад муз. Причём некоторые из них весьма напоминают норн. Да и олимпийцы мир не создавали, они его ЗАХВАТИЛИ, свергнув предыдущие поколения богов. А создатели или мертвы или в тартаре.  В скандинавской мифологии есть что то похожее на демиурга, но его как бы разобрали на запчасти и создали из них мир. Так что возглас героя: ой ты Мать Сыра Земля, в принципе обращение к демиургу и обходится не просто без посещения Нави. Но и без каких либо посредников.

Ну и вишенка. Автор утверждает, что гусли самогуды слышны только в мире за гранью, но при этом они могут заставить пустится в пляс Морского царя и царевну Несмеяну... Но Морской царь житель либо моря, либо Онежского озера и вполне земной — то, что там жить человек не может, ещё не делает воду потусторонней средой, а то все рыбари  получатся демонологами.  А с Несмеяной так вообще странно — не уж то все её ухажёры сватаются к покойнице?

Как видим уже тут из нескольких крайне маловероятных гипотез делают вывод. Но надо не забывать, что цепочка пусть даже очень вероятных событий приводит к маловероятным следствиям: так. Если одно событие имеет вероятность 70%, то его можно считать очень вероятным, но если далее идёт событие с такой же вероятностью, то уже их общее следствие имеет вероятность 49%, а третье породит следствие уже с вероятностью 34%. Когда же исходные события имеют вероятность близкую к нулю, то как бы логично мы не доказывали их следствие, вероятность его так же нулевая.



« Игра гусляра – это голос семи богов-демиургов, воплощающих в Яви волю Всевышнего Рода. Музыка является связующим звеном между материальным и духовным началом: она одновременно вещественна – осязаема и абстрактна – бесплотна. Подчиненность музыки фундаментальным законам и, в то же время, то поразительное разнообразие, которое дают всего семь нот, делают ее, пожалуй, наилучшим образцом мироздания. Таким образом, этот подарок Бабы Яги позволит герою, во-первых, выражать свои чувства в вещественном мире, воплощать свои душевные порывы в осязаемой действительности, а во-вторых, слышать волю богов, то есть голос Самости, быть ее со-творцом и соавтором.»

Меня интересует один вопрос: как можно выражать свои чувства игрой в Яви, когда музыка слышна только в нави?  Тут как в древнем силлогизме: материнство исключает девственность, хотя девственность не исключает материнства.  Само понятие музыки сфер появилось в пифагориской философии, но ни как не в родовую эпоху, когда и творились мифы.


«Казалось бы, это и есть то, для чего Герой отправился в путь, зачем идти еще куда-то, с кем-то биться, кого-то спасать? Но, как мы помним, подарки Бабы Яги пригодны к употреблению только в Нави. Это значит невозможность беспрестанно слышать «голоса богов» в Явном мире, вернее, невозможность находиться в Явном мире в то время, как ты слышишь «голос богов» – ты либо здесь, либо там. А ежели между этими мирами в психике отдельно взятого человека происходит путаница, из Яви ему торжественно вручается диагноз «шизофрения», ну или, в крайнем случае, можно выбрать карьеру юродивого или отшельника. Ты либо в сознании, в вещественном мире и ориентирован на внешнее, материальное, на связи с другими, либо в бессознательном, чувственном, творческо-сказочном. Пребывание во втором мире – в Нави или в Тридесятом царстве, где только и можно расслышать музыку волшебных гуслей, опасно затягивать на долгое время, ибо есть вероятность больше не вынырнуть на поверхность, не возвратиться в Явный мир. Перефразируя Ницше, если слишком долго всматриваться в бездну, бездна может посмотреть в тебя. Однако это вовсе не то, что нужно Самости. Боги заинтересованы в том, чтобы ты, услышав их волю из глубин бессознательного, поднялся на Белый свет и воплотил их замыслы наяву – во благо себе и людям. В этом и есть подвиг Героя – обновить Явный мир, сделать его лучше.»

Я не знаю что там нужно самости — в мифах такой субстанции не наблюдается в принципе.  Более того, само понятие улучшения мира, то есть прогресса чуждо мифу до полного отрицания. Всё хорошее было в ПРОШЛОМ, там в мифическую эру Творения всё было сделано ИДЕАЛЬНО, так, как должно быть и все циклы нужны для безупречного функционирования мира. Любое отклонение от заведённого порядка нарушает работу этого механизма. И тогда в мир приходит нечто из волшебного мира и ВОССТАНАВЛИВАЕТ порядок, причём важен именно порядок, а не закон, справедливость,  благополучие героев. Жертвы среди населения в расчёт вообще не принимаются.  Для примера возьмём ту же Красную шапочку. Суть сюжета — Бабушка живёт вне общины: то ли ведьма, то ли сварливая, то ли отшельница... Неважно. Суть в том, что она отбилась от общины, живёт вне её, а её родственники в общине  морально и материально поддерживают её, сохраняя социальные связи. И? Приходит Волк. Посланец как раз столь любимой автором Нави. И съедает как Бабушку, так и Внучку. А что не съел, то закопал под ёлкой. И только Шарль Перо ввёл охотников, что выпускают на свет пострадавших. Но это поздняя волшебная вставка. Эдакий Бог из машины.

Очень похожа история в русской народной сказке Медведь на липовой ноге: там мужик в лесу ударил медведя по лапе топором. Медведь прикрепил вместо утраченной конечности липовую деревяшку и пошёл в село мстить. Бабка услышав скрип, говорить деду: это Медведь идёт. Они пытаются забаррикадироваться, но в большинстве вариантов Медведь их СЪЕДАЕТ, и только в некоторых случаях проваливается в подпол, куда дед и бабка успели набить кольев. Но сам элемент дома подпол достаточно поздний элемент, так что в древней, именно мифической сказке, медведь съедал род преступника.

Та что понятие прогресса и саморазвитие не имеют в мифе ни какого основания. Более того, слишком сильное развитие прогресса даже в мифологический период творения ведёт к КАТАСТРОФЕ.  Собственно которая часто и является границей периода мифологического творения. И если в Калевале всё заканчивается тем. Что Сампо тонет, а из-за соли море становится солёным, то в других это может привести к гневу богов и истреблению людей, как в мифе о Прометее. Так что всё в мире должно быть ПРАВИЛЬНО. Что нужно герою? Саморазвитие? А что это такое? Герой или обустраивает свою жизнь — находит замечательную жену, истребляет врагов, осваивает новые земли или же спасает мир. Самопознанию тут  места нет. Более того, выход за рамки даже для героя чревато: Ясон получил и жену, и руно, но тут надумал морду кривить и захотел молоденькую. Тут же последовала жуткая кара: Медея накормила его мясом его детей. То есть вся жизнь пошла коту под хвост. Так что подобная попытка чревата.


« При этом масштабы обновления не бывают несущественными, масштабы – это всего лишь категория Сознания. Поэтому, для кого-то это изобретение perpetuum mobile, для кого-то новый рецепт оладий, для кого-то рождение ребенка, для кого-то вдохновляющая фраза, вскользь брошенная малознакомому человеку. Кто его знает, чем все это обернется в масштабах вечности?»

Мифологическое сознание принимает только одно обновление — возврат к истокам. Причём не считается ни с чем. Яркий тому пример — ИГИЛ. Парни рвутся во времена Творения Корана. Какое там миропознание? Всё что нужно — есть в Коране. Всё чего там нет или противоречит ему, так что оно вредно или подтверждает, так что оно бесполезно. И всё это подлежит УНИЧТОЖЕНИЮ. Вот это яркий пример мифологического мышления. Чт бы мир был таким как надо, надо проводить в особые дни РИТУАЛЫ, то есть воспроизводить события эпохи творения, в остальные дни жить как ПРАВИЛЬНО. Причём самопознание это поиск и исправление ОТКЛОНЕНИЙ, а не выявление и пестования своих особенностей.  Понятие психолога в данном типе мышления отсутствует и заменяется исповедью.


 
«Волшебные гусли недаром само-гуды, они играют сами по себе. Яга дарует Герою лишь возможность слышать их тогда, когда он этого захочет, и, самое главное, различать в абсолютно хаотичном для нетренированного уха сонме звуков соответствующую текущей ситуации мелодию, которая, будучи распознанной, далее сама упорядочит события, закружит в танце Морского Царя или Царевну Несмеяну, соберет к закату диких кобылиц.»

И как это согласуется с понятием дара? Только если все, кроме Героя, и так их слышали.  То ли Яга хороший ЛОР, то ли слуховой аппарат ему дарит, то ли как в том анекдоте:
Я слива лиловая, спелая садовая
 А я — Кирилл, ещё не курил...

В мифе логика — железная. В отличии от бреда психологов.

«В нашем материальном мире это означает возможность слышать голос Самости, погружаясь в мир бессознательного во время медитации, практики активного воображения, творческого созидания. Услышать новую мелодию волшебных гуслей – значить постигнуть настоящие, важные связи в текущих жизненных обстоятельствах, что прежде казались хаотичными и бессмысленными. А сделать это довольно просто. Нужно всего лишь на всего честно, не умом, а сердцем, ответить на вопрос: какова общая цель и смысл у всех Ваших последних невзгод, жизненных коллизий и неожиданных непринятых сюрпризов?»

Да не уж то? С точки зрения психологии не ведаю, но в мифе это явное указание на то, что в общине что то не то. Вот яркий пример: подымали колокол  всем приходом на колокольню. А он ни в какую. Тут батюшка дал команду:
Все снохачи отойдите за ограду. - Отошло более половины мужчин. И колокол легко и просто был водружен на перекладину.
Вот именно так и трактует миф все проблемы. Что то в мире делается не так. Или же это часть природного цикла.

Вторая часть марлезонского балета.
Полотенце.

 Рушник, который дарит Яга, на самом деле является мостом, стоит герою перекинуть его через огненную реку. Ткань – собственно простым отрезом которой и является полотенце, как утверждает Словарь Символов , соотносится с идеей роста и приумножения, а также с представлениями о взаимосвязи элементов, пассивного и активного – основы и утк;. Стоит Герою бросить полотенце через реку, активные волокна становятся опорами, а утки – поперечными досками моста. Французский философ Рене Генон видит в ткачестве эквивалент вертикали и горизонтали «космического креста» – духа, вовлеченного во время и пространство, где вертикаль означает различные ступени бытия, а горизонталь – степень развития этих ступеней . Что ж, дух – архетип, воплощается во времени и пространстве исключительно посредствам человеческих деяний.


Бр-р.. Начнём с того, что рушник ткался сам по себе целиком, а не нарезался из рулона.  Причём такался он на горизонтальном станке. Рушники были РАЗНЫЕ. В свадебный комплект входило не менее СОРОКА разных рушников. Баба Яга же могла дать только один — смертный, то самое полотенце, которое метров 6-8 длинной и на котором опускают гроб.
Свадебные же рушкики были совершенно другие. Так его могли подарить жениху как согласие на брак. На Кубани же есть выражение встать на рушник, то есть заключить брак. И он совершенно не схож с тем, что накрывает каравай и совершенно не подходит для того, что бы связать руки молодым — там была вышивка белым по белому, или красным по белому, а этот не годится для того, что бы повесить его в красный угол. И так далее и тому подобное. Какой можно сделать вывод? Рушник это ВЫШИВКА, а не ткань. По этому трактовка его как таблицы или лестницы абсолютно не соответствует сути вещей. А значит и неверно. Рушник это оберег и карта мифологического мира. Это образ ИДЕАЛЬНОГО мира. Своего рода заклинание, а не космического креста — само понятие космоса появилось в 18 веке. А до этого шаманы на Луну летали на бубнах, оленях и конях.




«Однако в данном случае особенный интерес представляет именно метонимические свойства подарка Бабы Яги.  Метонимия – термин лингвистический, обозначающий фигуру речи, в которой одно слово заменяется другим, имеющим какую-либо связь (пространственную, временную и т.п.) с замещенным предметом, например: «я три тарелки съел», «зал взорвался аплодисментами», «город спал». Но что есть речь, как ни отражение мышления? А мышление, в свою очередь – одно из высших проявлений психического. Особенностью мышления является способность получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть восприняты непосредственно. Это качество мышления осуществляется посредством таких навыков как аналогия: дедукция (вывод, в котором частное заключение выводится из общего) и индукция (когда, напротив, общее положения выводится из частного). Таким образом, метонимия, как способность к абстракции, прежде всего, психологический процесс: уразумев ткацкий принцип переплетения основы и утка, «космического креста» – взаимодействия горизонтали с вертикалью, ты можешь отныне строить мосты, акведуки, понтоны и т.д. и т.п., одним словом все, что соединяет «разные берега», помогает налаживать связи между предметами, явлениями и событиями, казавшимися ранее несовместимыми.»

Уразумели и рожали такие образы:

Пира мужей рогач,
Рвал сеть рыбачью,
Серп Ужасного
Пел песнь Прекрасной.

Вот эта половинка висы и есть метономия. А то, что автор пытается выдать за неё — это построение логических моделей.

Вот и возьмёмся мы тоже посмотрим какие такие есть виды переплетения нитей в тканях? И офигеем:
Полотняное — именно то самое табличное переплетение, что имел ввиду сей французский философ. Но и оно не столь просто: так, если нити основы тоньше нити утка, то ткань будет похожа на плот, связанный верёвками.
Саржевое переплетение.
Сатиновое
Атласное переплетение.
А есть ещё и сложные переплетения: образуются на основе главных, производных и комбинированных переплетений. Применяется больше двух систем нитей основы и утка. Примеры тканей:
Полутораслойные.
Полые (мешковые), двойной (тройной и более) ширины.
Двухслойные.
Многослойные.
Ворсовые (уточно- и основоворсовые).
Петельные.
Жаккардовые.
Пике.
Перевивочные (ажурные).
Ну и как всё это трактовать? Как многомерные миры и параллельные реальности? Или это уже за пределами психологии?


Причём рисунок тканей в каждом переплетении имеет десятки вариаций. Ох и замучаешься трактовать их...
 
«Что все это значит в реальном мире, в котором живем мы с вами? Простите, я забыла сказать, что Герой уже видал полотенца и до встречи с Бабой Ягой, она лишь напомнила ему о принципе метонимии.»

Какое открытие то... А ещё он видел женщин и Яга напомнила, что он уже большой мальчик и ему надо бы встретить одну из них и рассмешить. А результат этих попыток да Винчи запечатлел в виде Джаконды. Это явно  первая улыбка царевны Несмеяны.

« Это я говорю к тому, что любая макромодель – всего лишь увеличенный аналог чего-то малого, уже хорошо знакомого, единственная проблема состоит в том, что наше Сознание до встречи с Колдуньей не замечает связи, сходства по общим признакам. «

Модель — это система, что описывается той же системой уравнений, что и объект. Точнее некая часть объекта. Но их связь не то что не очевидна, но и отсутствует напрочь. Самое простое — часы с кукушкой. Вот по ним можно определить положение Солнца на небосклоне, но ни какой связи между часами и солнцем не наблюдается — переводя стрелки ни как не получается поменять положение последнего в пространстве.

«Авдотья хотела замуж за своего коллегу Артемия Осьминогова, за которого, нужно сказать, хотели замуж все молодые сотрудницы их отдела. Осьминогов же оставался в равной степени ко всем обходительно-равнодушным. Что было предпринять влюбленной Авдотье, для которой замужество с вожделенным коллегой казалось чем-то столь же далеким и недосягаемым, как Остров Буян или Тридесятое царство для Ивана царевича? Конечно, сходить к Бабе Яге и получить полотенце – мост к мечте. Иначе говоря, задать себе вопрос, хоть бы следующий: «А как я строила связи, удачно заводила новых близких друзей в детстве, в новом дворе, в кружке фигурного катания и в новом детском саду?» И дальше Авдотья вспомнит, что она просто подходила к понравившимся ребятам и говорила: «Давай дружить, у меня есть домик для куклы (конструктор, журнал с фотографиями фигуристов-олимпийцев)».»

Блин, интересно, а Несмеяна клюнула бы на Бурду???? Брак в мифологическое время строится не на знакомстве, а на СВАТОВСТВЕ. То есть предложении одного рода к другому и мнения объектов сватовства тут мало кого волновало. Только герою позволялось проявлять инициативу, но строго в рамках обычая. Нарушение обычая приводило к большой беде, а проявление инициативы — к крупным испытаниям — вроде изготовления Сампо.



Часть третья  - контрольный в мозг:
«Волшебный клубок. Этот подарок Бабы Яги служит компасом в стран-ствии по ту сторону Калинового моста. Все что нужно сделать герою, это бросить его наземь, взяться за кончик нити, и далее неотступно следовать туда, куда он катится. Волшебный клубок, что содержит в себе два важных символа – шар и нить, является безупречным олицетворением целостной человеческой жизни, как душевной, так и физической. «

Про целостность жизни я не в курсе, но зададимся глупым вопросом, а что такое клубок? Это моток нитей. И если клубок можно трактовать по разному — ну как автор в виде шара, то нить имеет давно и чётко разработанную мифологическую трактовку. Причём тут как раз встречается и Аполлон, точнее один из видов, с которыми современный читатель больше знаком как Норны. Они прядут нить судьбы. Так что в этом смысле рушник не космический крест, а связанные судьбы рода.  Тем более род продолжается как по ту сторону, так и по эту. Видимо по этому по нему и можно пройти через Смородинку.

Но посмотрим, что реально значит клубок в словаре:
КЛУБОК, -бка, м. I. Смотанные шариком нитки, а также вообще комок чего-нибудь мягкого, спутанного. Клубок пряжи, шерсти. Клубок кудели. Размотать клубок Распутать клубок (также перен.: разобраться в сложном, запутанном деле). 2. перен. Запутанное сцепление, сочетание чего-нибудь Клубок мыслей. Клубок противоречий, 3. перен. Ощущение спазма в горле при волнении, плаче. Клубок подступил к горлу. Лечь (свернуться) клубком (в клубок, клубочком, в клубочек) (разговорное) — прижав подогнутые конечности к телу, свернувшись в комок, калачиком. || уменьш. клубочек, -чка,м, (к 1 и 3 значение). || прилагательное клубковый, -ая, -ое и клубочный, -ая, -ое.

Выделим клубок кудели, то есть некий ком, привязанный к прялке и из которой вытягивают нить, наматывая его на веретено. Так что нить на веретене то же можно трактовать как клубок. Да, вот тут мастерицы объясняют как удобно сматывать нити в клубки. Очень примечательно последнее фото: клубок там далеко не круглый и разматывается изнутри. Почему? Ну, судя по сайту там вязальщицы просто избегают раскатывания клубков по всей комнате без использования корзинки, а вот при ткачестве такой метод позволяет обойтись без вращения веретён, что резко снижает трение. Так что утверждать, что клубок сказок именно шар несколько опрометчиво — это вообще любой моток нитей, даже на веретене. То есть все логические построения, основанные на трактовке клубка как шара рассыпаются о прозу бытия. Реально, клубок может быть очень не круглым.

«Шар, еще в большей степени, чем круг, так как он существует в трехмерном пространстве, символизирует Самость – совершенство, трансцендентность между бесконечностью и законченностью. Эта геометрическая фигура отображает непрерывность развития мироздания, единство времени и событий. И шару, и кругу свойственна ориентация на центр, который остается невидимым, но именно он задает радиус окружности, собирает на определенном расстоянии от себя всю совокупность отдельных точек пространства. Шар соотносится с числом девять – символом полного цикла, возвращением от множества к единству. В его символике, особенно в русском языке, находит отражение идея цикличности времени: корень слова «время» буквально обозначает «то, что вращается».»

Если честно, я так и не понял, как это шар или круг ориентируется? И почему на центр? Если подвесить моток нитей на нитке, то он ориентируется вниз. Ну а понятие геометрического места точек весьма сложно и как бы я ни где не встречал его в фольклоре. Более того, он даже для современного психолога не совсем понятен: так если взять геометрическое место точек удалённых от двух данных точек  на  некое расстояние, сумма которых до данных точек величина постоянная, то получим эллипсоид, сечением которого является эллипс. А вот частным случаем эллипсоида является шар. И как психология может так трактовать шар, если у его более общего вида не один, а ДВА фокуса? Видимо тут то и порылась собака, заставив Фрейда признать, что его теория о едином источнике  неверна, а существует не только эрос, но и танатос. Собственно мифология это открытие сделала давно: жизнь существует на гране между двумя противоречиями, как между огнём и льдом у скандов.

 «Шар (глобус) на эмблемах, ко всему прочему – атрибут власти и могущества коронованных особ.» - Теперь я хочу увидеть герб, который можно проследить не до 11 века, а хотя бы до рубежа эр. А то с таким же успехом трактовать клубок можно как колёса сигвея.


«Этот подарок Яги – символ совершенства, единства, полноты, законченности, заключающий в себя как пространство, так и время, является еще и мотком нити – нити судьбы самого героя. Эта метафора не нуждается ни в каких пояснениях, настолько она общеизвестна. Она существует, пожалуй, во всех до единого индоевропейских языках. Во всех языческих культах существовали богини, которые пряли нити человеческих судеб.» 

Хвала богам, но тогда придётся объявить Ягу одной из Норн или Муз и начать поиски Аполлона Арктического. Только вот ни каких данных о таком сюжете ни кто не приводил. Да, на вышивках есть образы женщин: если ручки подняты — то это роженицы, но точно такая же фигура с опущенными руками — уже Морана. То есть тут образ подобный Деметре: выходя из Земли, она рожает следующее поколение себя же, сама старится, а потомство уходит в Землю, что бы повторить цикл.  Кстати у марийцев покойнику кладут в гроб шёлковую нить как страховочный трос, что бы не сорваться с моста , переходя Огненную реку. Учитывая, что сама Яга очень похожа на недавно умершую шаманку именно финно-угорскую, то подарила она герою видимо этот клубочек, что бы и не сорваться и назад вернуться. А не собственную судьбу. Особенно это примечательно в обычае тех же славянок жертвовать кудель и пряжу Макоши и русалкам — для первой её бросали в колодец, а вторым развешивали на деревьях. При трактовке автора, получается, что женщины вручали им свою судьбу?

Итак, Яга вручает в руки герою собственную судьбу. В начале пути к Восамлению он держится всего лишь за кончик нити (а ведь только ради этой возможности ему пришлось совершить немалые подвиги!), его связь с бессознательным осуществляется в одной лишь крайней точке, но далее он будет сматывать размотавшуюся нить, все больше и больше «удерживая в руках» связь с собственным психическим миром. Его задача – следовать за клубком, двигательным центром которого является Самость, при этом не запутать нить среди деревьев, коряг, электрических столбов и торчащих из земли кусков арматуры, в противном случае он либо потеряет уйму времени на то, чтобы опять выйти к прямой дороге, либо, в худшем случае, вовсе оборвет связь с Самостью.


«Запутать нить судьбы – значит потратить время жизни впустую, занимаясь не своим делом, ориентируясь на общественное мнение, уступая требованиям других, вместо того, чтобы держать связь с Самостью.»

Вот как раз делать то что положено, согласуясь с мнением мира, и требует от человека мифологическое сознание.  Так слово позор означает именно всеобщее обозрение. То есть мнение окружающих как раз и есть основа морали мифа. Так Эдип спокойно жил с собственной матерью, рожал детей, пока это не стало известно миру. И вот тут боги как раз порезвились: после долгого позорного странствия его поглотил Тартар.

Так что, господа, я не понимаю, как можно доверять свои мозги людям, которые могут подобный бред выдавать как изложение научных изысканий.

 


Рецензии