Сорвала я цветок полевой
было мало. По сути три праздника: 1 Мая, 7-е ноября и Новый Год.
Юрий Богомолов «Воспоминания о детстве. Праздники»
http://www.stihi.ru/addrec.html?2015/12/28/5188
Ещё были просто застолья. Пришли гости в выходной, явились родственники, навестить. Тут же импровизированный стол, бутылочка - гостей встретить святое дело! При хорошей погоде стол во дворе, под деревом, в теньке.
И песни, без песен никак!:
ПосиЯла огирочкы,
Блызько над водою,
Сама буду полываты
Дрибною слезою...
===
Копав, копав крыныченьку
Во зэлэному саду,
Чи не выйдэ дивчинонька
рано утром по воду?!
Это деды пели.
У нас был Юг России, рядом Украина, а деды "с оттудова" были.
Пели хорошо, без пьяного разнобоя.
А мы, молодые, пели вне всяких застолий. Пели про тревожную молодость, «Дымилась роща» - пели, «Я люблю тебя жизнь» пели…
Сорвала я цветок полевой,
Приколола на блузочку белую,
Ожидаю свиданья с тобой,
Только первая шагу не сделаю.
Да всего не перепоёшь, не перечислишь!
Тогда, после войны, в 50-е годы, по всему посёлку стучали топоры, все строились. В балке лепили саманы из глины с соломой, тут же на солнце их сушили, рядами на ребро ставили. Жёсткие они были - руки царапали. Крепкие, вязкие - топором не разрубишь!
Улицей собирались, помогали глиной стены набивать. Той же глиной с соломой. Соломы было навалом – вокруг посёлка поля, на них после уборки громадные скирды соломы дармовой. За глиной и ездить никуда не надо было – выкопал яму по колено – вот тебе и глина. Глину месили ногами. Месили в яме, или просто на земле. На улице подметали круг, насыпали глину, заливали водой, сверху посыпали соломой и месили ногами, с наслаждением чавкая босыми пятками. Правда, после пяти минут такого удовольствия «язык на плечо!». У кого были деньги, те брали у цыган пару лошадей и водили их по кругу по глине.
Глина была самым расхожим материалом в строительстве. Из самана выкладывали стены, той же глиной штукатурили изнутри. Для штукатурки глину смешивали с песком. Сначала подбирали «пропорцию»: мало песка - глина трескается при высыхании, много песка - штукатурка непрочная, осыпается. Всё зависело от жирности глины. В наших краях глина была жирная и смесь была один к трём – на ведро глины три ведра песка.
Дед Иван рассказывал одну из строительных баек: в старину, дескать, хату изнутри обмазывали глиной с овсом. Овёс прорастал, корни его укрепляли штукатурку, а зелень потом удаляли. Такая обмазка не трескалась и была прочной. Все восхищались мудрости древних мастеров, однако повторять их опыт желающих не находилось.
Для набивного дома на фундаменте делали каркас из брёвнышек, обивали дранкой и набивали глиной.
Берёшь увесистый ком такой глины, с торчащей из него мокрой соломой и шмякаешь с размаху между дранок, и радуешься, что хорошо попал, в самое место, к самому столбику; и изо всех сил стараешься не смотреть на невозможный бюст соседовой Людки; а она, зараза, еще и маечку в облипочку напялила!
Стена сырой глины весьма непрочная, её можно сотрясать рукой, но после высыхания она приобретает каменную прочность. Я ломал старую перегородку – удар кувалды гаснет, оставляя в глине незначительную вмятину.
После честно заработанный ужин, с вином-водочкой, огурчики-помидорчики с огорода, картошечка с укропчиком, курица голову сложила во славу гостеприимства...
и конечно песни.
Честные, открытые лица, загорелые плечи, добрые слова.
На Май школьники ходили с цветущими яблоневыми веточками - из белой бумаги цветочки делали, колонна сплошь в цветах, смотрелось красиво и в настроение!
Неофициальные, но обязательные праздники Пасха, Рождество.
На Старый Новый Год "посевали", на Рождество "христославили".
"Посевали" - утром являлись в дом, пели хозяину и хозяюшке нехитрую здравницу, желали урожая и сыпали пшеницей из карманов по комнате. На Рождество, тоже ранним утром, пели "Рождество твое Христе Боже наш...", были угощаемы кутьёй из цельной пшеницы, со "взваром" - сладким отваром из сухофруктов.
Этим занимались дети, их благодарили пирожками, конфетами, мелкой денежкой. В то время знали цену "куску хлеба" и сладостями не перебирали.
Помню, бабушка угостила нас, ребятишек на улице молозивом - сладким сварившимся в пористый творог молоком - такое молоко бывает у только что отелившейся коровы. Вкусовое ощущение незабываемое!!
К Рождеству обычно забивали кабана и бабушка делала домашнюю колбасу с чесноком, поджаренную на сковородке кольцами; обязательный сальтисон (зельц) - начиненный мясом свиной желудок, залитый горячим нутряным жиром, сплющенный под гнётом и охлаждённый.
Пасха была одновременно и днём поминовения - на кладбище было пёстрое столпотворение. В каждой оградке столик, за ним поминают усопших - домашнее вино. Водка на кладбище не приветствовалась, но некоторых вели потом домой под руки.
Катали яйца по могильному холмику - выкатывали крест (обычай такой); оставляли на могилках "на помин души" пасочки и конфеты. Их потом собирали малоимущие. Власти, как бы невзначай, подвозили песок на кладбище для ухода за могилками, а в привокзальных киосках продавались готовые "паски", под кодовым названием "кулич". Замечу, что паску куличём в то время никто не называл, а самое творожную «пасху» делать было не принято. Бабушка святила ранним утром в церкви паски и яйца. Свячённым салом мазали губы, чтобы не трескались от весеннего солнца и ветра.
На Троицу не пили, не пели - украшали стены вишнёвыми веточками, а земляные полы (тогда земляные полы были сплошь и рядом) устилали пахучим чебурком на три пальца. Было чисто, уютно и празднично. Бабушка умела создавать атмосферу святости.
Крестили всех - и верующих, и неверующих. Часто крестили дома – в церковь, зачастую, просто не в чем было выйти. В церкви крестили, без особой помпы, в купель не окунали, батюшка читал молитву, рисовал святой водой крестик на лбу ребёнка и кропил окружающих. Меня крестили в семь лет - поставили в таз, тётя Таня, у которой мы квартировали, прочитала молитву и облила меня свяченой водой из церкви.
Не помню, чтобы по поводу крещения были застолья, в послевоенные годы было не до застолий. Послевоенный голод 1947 года ещё диктовал стране своё скудное меню. Навсегда запомнился кислый вкус житного хлеба. Я отдирал корку – она была вкуснее, мякоть же никак на деликатес не тянула.
Это позже, к 70-ым, крестины стали не столько религиозным обычаем, сколько поводом к доброму застолью. И одновременно «способом расширения родственных связей».
Пели и без всяких застолий, просто так – когда выдавалась свободная минутка, или по пути домой из школы.
Не было случая, чтобы кто не подхватил "Подмосковные вечера". Это было как «Сулико» для Грузии и как «Беса ме мучо» для Мексики!
Тогда не было магнитофонов и радиол, даже патефон был редкостью. Вечером чарующе-беспокоящие звуки гармошки вдалеке и песни на лавочке, под кустом цветущей сирени.
Пели и на душе было спокойно и радостно.
12.01.2015 г.г.
Рис. из НЕТа
Из этой серии:
http://www.stihi.ru/2016/11/18/6122
http://www.stihi.ru/2016/12/18/4539
http://www.stihi.ru/2016/11/12/4523
http://www.stihi.ru/2015/05/06/794
http://www.proza.ru/2014/11/22/845
http://www.proza.ru/2016/01/12/1196
Свидетельство о публикации №216011201196
Ольга Скоробогатова 2 26.04.2016 21:43 Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга!
Евгений Нищенко 27.04.2016 06:38 Заявить о нарушении