Устами младенца

   Любимой комнатой внука в нашей общей квартире был зал, служивший не для приёма гостей, а являющийся средоточием книг как минимум трёх поколений. От старшего поколения, как образец русской словесности, тяжеловесно и неколебимо на полках покоились классики. Рука тянулась к ним, когда явственно нависала угроза собственного косноязычия. Среднее поколение добавило Окуджаву Б., Высоцкого В., Дали С., Климта Г. «Золотой ключик» издания 1970-х, где со страниц смотрят персонажи, имеющие душу.
  Молодое поколение прописало здесь Зюскинда П., Паланика Ч., Вудхауса П. И радует то, что нет здесь Лавкрафта Г.Ф. и Стивена Кинга – виртуозов-творцов ужаса.  Это я, размышляя о том, что водрузится на полку рукой внука в будущем. Будущее подкралось незаметно. Внук в полтора года самостоятельно проигрывал любимые сказки и легко переключил скарт видеопроигрывателя с "Samsung", когда его заменили  на "Sony", руководствуясь только цветами штеккеров и разъёмов.
  Сказки слушал недолго. И на фразу: "И в такую глушь свела, что царевна догадалась..." отреагировал:
 - У них что там, законов не было?
  В четыре года освоил ноутбук, Интернет, не умея читать. Ключевыми для него стали три символа «WWW». Он фотографически копировал адреса сайтов с фирменных пакетов (первым был сайт торговой марки «Палыч», где в пошаговом режиме он отсмотрел все рецепты кулинарных изысков), с боксов CD-дисков. Первой попыткой чтения с сайта по его просьбе были «Мастера и Маргариту» Булгакова М. и «Превращение» Кафки Ф. После чего он заявил, указывая на книжную полку:
 - Я буду счастлив, если эти две книги будут стоять ЗДЕСЬ.
И я облегчённо вздохнула – на данном этапе интеллект ребёнка формируется на благодатной почве.
   "Устами младенца глаголет ИСТИНА".
   …В зале что-то увесисто грохнуло, и через время на пороге появился внук. Натужно пыхтя, он тащил том Ожегова С.И.
 - Бабушка, почитай мне эту книжку.
Мы сели на диван, и я познакомила его с содержанием этой книги.
 - Кто написал эту книгу? Он знает СТОЛЬКО слов! Я его уважаю.
 Каким-то образом ребёнок сопоставил 70 000 толкований с объёмом книги.
И моей первой мыслью после этой тирады была: «а вправе ли я уважать себя, не исследовав свой интеллект на объём знания родного языка и тенденцию в сердцах позволять себе фривольности». И получила изнутри себя мгновенный отрицательный ответ. 
   Внук как-то очень быстро уяснил, что все сказки имеют свойство долдонить по одной схеме с разными персонажами. «Колобок», «Три поросёнка», «Три медведя» - да мало ли какие ему успели прочитать. И отрёкся, сказав:
 - Не пичкайте больше меня этими глупостями.
И мы стали читать книги, смотреть диски энциклопедического свойства.
Хочу предварить следующий эпизод постижения мира ребёнком справкой.
Ожегов С.И. приводит пять значений толкования термина «душа»  - в колонке словаря этому отведено 76 строк.
Мы с внуком часто пересматриваем диск «Космос», где даются понятия космических тел, математическая модель Солнечной системы и в соответствии с этой моделью, предрекается неминуемый  очередной солнечный взрыв, вследствие чего наша планета Земля прекратит своё существование. Следующие за ней останутся на своих орбитах. Он этот факт омывает всякий раз слезами:
 - Мне жаль нашу планету. Её гибель ранит душу.
Каким образом фиксирует ребёнок наличие души, не будучи знакомым с этим понятием?  И, каюсь, не припомню эпизод, который последний раз мне ранил душу. И жива ли ещё моя душа. Не одержал ли над ней победу ТРЕЗВЫЙ РАСЧЁТ и ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ? Кому-нибудь из нас, взрослых, жаль нашу планету, не в общем смысле, а в каждом конкретном случае, когда мы ей осознанно вредим, возможно, гораздо раньше космического коллапса, подписывая ей приговор?   
И это уже как следствие гибели внутри нас другого понятия-качества СОВЕСТИ.
   Морозным зимним днём мы кормили птиц. Насыпали щедро на утоптанную тропинку крошек. Прилетели два воробья и стали спешно набивать свои пустые зобики.
 - Хоть бы друзьям чирикнули, чтобы прилетели подкормиться,- с укоризной промолвила я в адрес голодных птах.
 - Нет, бабушка, это синички делятся с подружками. У воробьёв ДРУГАЯ СОВЕСТЬ. – С грустью констатировал внук. Откуда у ребёнка варианты СОВЕСТИ?
Я славлю Господа, подозревая, что это им заложена в человеческую особь её основа - ДУША и спасительница-совесть. Ведь нравы – общепринятый уклад жизни – в поколениях переменчивы, как авторы на книжных полках, и имеют отрицательную динамику. Как и родной язык, утрачивающий в употреблении термины, а с ними сберегающие  земную жизнь понятия. Растя детей и адаптируя их  к текущей действительности, мы вольно или невольно выхолащиваем из них  эти главные качества, заложенные СВЫШЕ. А жаль. 


Рецензии