Предпосылки и причины Хмельнитчины

1. Предпосылки:

А) Засилье в Украине польских магнатов и шляхты.

Огромными имениями владели здесь магнаты Замойские, Заславские, Калиновские, Конецпольские, Потоцкие.

Б) Формирование украинской ранней нации, влияние на этот процесс европейских событий.

Тридцатилетняя война 1618-1648 годов в Европе была столкновением интересов.
С одной стороны, развивающихся национальных государств, отстаивающих свои интересы.
С другой стороны, империи Габсбургов, которая хотела, как и раньше, диктовать свою волю набирающим силу национальным государствам.
Война закончилась поражением империи.
В Европе сложилось новое соотношение сил – преимущественно на континенте завоевали национальные государства.

В) Превращение казачества в ведущую политическую силу украинского общества.


2. Причины:

У Национально-освободительной войны украинского народа 1648-1654 годов были как объективные, так и субъективные причины.

Объективные причины условно можно разделить на:

• Социально-экономические.
• Политические.
• Идеологические.

А)  Социально-экономические причины:

• Резкое (можно сказать, чудовищное, бесчеловечное) усиление феодально-крепостного гнёта в 1-й половине XVII века со стороны польских панов, старост и арендаторов-евреев.

В период Тридцатилетней войны 1618 - 1648 годов в Европе возрос спрос на хлеб и иную сельскохозяйственную продукцию.
 Речь Посполитая стала одним из главных экспортёров хлеба в Европе.
 И тогда польские магнаты и шляхта постарались максимально использовать выгодную коньюнктуру, которая сложилась на западноевропейском рынке.
Они расширяют свои фольварочные хозяйства и увеличивают отработочную ренту.

-  Крестьяне, в районах распространения фольварков, работали на барщине (панщине) по 5 - 6 дней в неделю.

-  Крестьяне несли денежные повинности.
 К примеру, за вола он платил роговые, за право ловить рыбу – ставщину, за право пасти скотину – спасне, за помол зерна – сухомельщину и т. д.
Идёт пан на заседание сейма, на богомолье или на свадьбу – накладывает на крестьянина какую-нибудь новую повинность.
Пан заставляет крестьянина молоть зерно только на своей мельнице, покупать водку только в своём кабаке (или же у жидов, которым пан отдавал корчму в аренду).

-  Крестьяне отбывали массу  разных натуральных повинностей:
Они платили крупный оброк натурой – крестьяне были обязаны поставлять на фольварк яиц, птицы, мёда, льна и прочего.
Они бесплатно несли транспортную службу для владельца: крестьяне ездили за вином в Венгрию, возили на Запад зерно, сало, кожи и прочее.
Крестьяне должны были выполнять целый ряд работ: исправлять плотины, производить закос, зажин, заорки, возил из леса дрова и хворост на панский двор, белить полотно, прясть, чесать шерсть, сторожить фольварки.
Причём, размер налагаемых повинностей зависел исключительно от владельца.

-  Украинские крестьяне фактически были рабами польских панов, и притом рабами совершенно бесправными:  королём было запрещено крестьянам жаловаться на своих владельцев.

В результате, по словам французского инженера Боплана, который в этот период провёл несколько лет на Украине, на службе у князя Конецпольского, «положение и жизнь крестьян можно было сравнить с жизнью невольников на галерах» (прикованных к вёслам). 
«Помещики имеют неограниченную власть не только над их имуществом, но даже и над их жизнью…»

За малейшее неповиновение крестьян жестоко наказывали.
 Каждый помещик имел свои отряды гайдуков. А магнаты – военные отряды наёмников из Венгрии и Германии, с помощью которых держали подданных в повиновении.
 Эти же отряды во главе с магнатами и шляхтой осуществляли нападения («наезды») на владения других шляхтичей.
Вследствие этого страдали в первую очередь опять-таки крестьяне.
Во время этих наездов шляхетским насильникам ничего не стоило убить или искалечить крепостного крестьянина и жителя местечка.
 
Вот только один пример.
 В 1646 году, во время шляхетского «наезда» на имение Яна Новосельского паны крепостного крестьянина Никона Шваба  обвязали соломой и подожгли, Бориса Короля, привязав к хвосту коня, волочили по полю, Ивану Глинке отрубили руки, Фрося Немирича поранили, и других немало побили.

Пан мог продать, обменять, бить кнутом, заковать в кандалы, морить голодом, бросить в тюрьму, выкалывать глаза, отрезать уши и нос, на лбу выжигать раскалённым железом клеймо, сажать живым на кол или вешать.

«Пан не только отбирал у бедного холопа всё, что тот заработал, но и убивал его самого, когда захочет и как захочет, и никто ему не скажет на это плохого слова».

-  В погоне за доходами, не желая сами заниматься их выколачиванием, магнаты и шляхта начали сдавать свои права или целые поместья в аренду или на откуп евреям, которые после «успокоения» появились во всех городах и сёлах Украины.
 Более ; земли арендовались в то время еврейскими предпринимателями.
В соответствии с договором арендатор забирал себе всё, что мог выжать из подневольных крестьян сверх указанных в договоре объёмов.
Аренда была краткосрочной (2 - 3 года). И чтобы вернуть с прибылью вложенные деньги, арендатор требовал, чтобы зависимые крестьяне работали на него по 6 - 7 дней в неделю.
 В этих условиях у крестьян просто не оставалось времени для ведения собственного хозяйства.
Поэтому обычным результатом хозяйничанья арендатора было полное обнищание и разорение крестьянских хозяйств.

Кроме того, евреи арендаторы нередко покупали временное монопольное право на производство и продажу спиртного и табака.
 И, естественно, «накручивали» на эти товары безумно высокие цены.

• М. С. Грушевский пишет:
«Евреи арендаторы заарендовали все шляхи казацкие и заставили их своими шинками – на одной миле по три шинка ставили, вынуждая казаков к покупке у них водки и мёда и не дозволяя им самим изготовление этих напитков для собственного потребления».

• Вот что говорит, например, об этом народная дума:
Як иде украинський козак тай корчму минае,
А жид выбигае, та украинського козака за чуб хватае,
Та щей ого двома кулакамы по потылыци затыняе:
«Козаче-левенче, за що я буду рату платити,
Що ти мымо корчмы йдеш тай корчму минаешь…

Евреи брали от владельца на откуп разные статьи его доходов.
Это и  шинки, и пошлины в городах при внутренней торговле («мыто»), и мельницы, и право рыбной ловли, и право пользования мостами через реки, плотинами (созданными трудом тех же крепостных). 
Брали евреи «мыто-перемыто» от пешего и конного проезжего, от всякой клади, даже от выпрошенной нищими милостыни. Ото всех забирали, что лучшее.

• Московский купец Кунаков, проехавший Украину зимой 1648-1649 годов, говорит:
«Жиды черкасов (то есть украинцев) грабили и издевались над ними: как только который черкас выкурит водки или сварит пиво, не сказавши жиду и не снимет перед жидом шапку. Жиды придирались к нему, грабили и уничтожали, а его имущество отбирали и детей насильно забирали на работу».

Евреи брали в аренду даже православные церкви, расположенные в границах пожалованных земель.

• Вот что говорит народная дума об этом:
Котрому б то козаку альбо мужыку дав Бог дытыну появыты
То не йды до попа благословытыся – да пиды до жыда рендаря,
То положы бытый талер щобы жыд дозволив
Церкву одчыныты, тую дытыну охрестыты.

• Львовский католический священник, поляк Юзефович, современник событий пишет:
«Господство поляков дошло до такого невыносимого утеснения, что даже над церквами давали они власть роду жидовскому. Священник казацкий, попросту называемый поп, не мог в своей церкви совершить таинства крещения, венчания и других, если наперёд не заплатит жиду за ключи установленной паном платы и должен был каждый раз от дверей церковных относить их и отдавать жиду».

• О поборах с разных промыслов говорится в «Думе про поневолення козаччыны жыдами»:

Который бы то козак альбо мужь схотив рыбы наловыты,
Жинку свою з дитьмы покормыты,
То не йде до попа благословытыся,
Да пиде до жыда-рендаря,
Да поступы йому часть оддать
Щоб позволыв на ричци рыбы наловыты
Жинку з дитьмы покормыты.

Всё это и породило ненависть к евреям, характерную, для настроений широких народных масс Украины того времени.

• По замечанию английского историка Н. Дэвиса, участие евреев в жестокой эксплуатации украинских крестьян «было единственной весомой причиной той страшной мести, которая не один раз падёт на них в будущем».

-  Кроме всего этого крестьяне платили ещё и обременительные государственные налоги.

• Экономические притеснения мещан.

В сложной ситуации оказалось и мещанство.
Особенно в городах, которые были частной собственностью феодалов (а это 80% городов Украины).

-  С них изымали большие налоги, церковную десятину и заставляли выполнять многочисленные повинности.

-  Православных мещан ограничивали в занятиях ремеслом и торговлей.
В городах, где проживали поляки и немцы, украинцы были лишены права работать в цехах.
 А занятие ремеслом вне цехов жестоко преследовалось.

-  Они могли селиться лишь в предместьях или специально отведённых (худших) кварталах.

• Наступление польской власти на права и вольности казачества (реестрового и нереестрового).

-  В 40-е годы значительно ухудшилось положение даже привилегированного реестрового казачества.
 Оно было низведёно до роли вспомогательной военно-полицейской силы.
Под командой польских комиссаров и офицеров, значительная часть реестровых казаков попала на положение ландскнехтов (наёмных солдат).
Им, к тому же, не платили обещанного жалованья.
Заставляли идти против интересов собственного народа.
При всяком случае притесняли и унижали их религиозно-национальные чувства.
И, вдобавок, заставляли нести разные натуральные повинности для старшины, которая сплошь состояла из польских шляхтичей.

• В петиции к королю казаки писали:
«Пять лет нам не выплачивают обещанного жалованья, отбирают наши земли, относятся к нам, как к хлопам» (крепостным).

-  Реестровцы были лишены права избирать гетмана и старшину – их назначало польское правительство из числа польской шляхты.

-   Реестровые казаки должны были отдавать комиссару определённую часть с охоты и рыболовства, платить налоги полковникам, сотникам, есаулу, писарю.

Один из современников в своих мемуарах описывает, до чего дошла изобретательность полковников и другой назначенной из шляхтичей старшины в выколачивании доходов для себя лично.
Предписывается казакам еженедельно доставлять по одной лисице, а кто не доставит – должен дать деньгами 3 злотых. Если же нет денег, у казака отбирался самопал, пока он не доставит причитающееся число лисиц или не заплатит за них деньгами.
«Рыбы, сколько бы казак не поймал, - плотва казаку, а главнейшее панам» (то есть старшине), - заявляет при допросе о причинах восстания 1648 года один из пленных казаков, Друшенко.

• Поляк Мисковский в своём письме (от 16 февраля 1648 года) говорит:
 «Казаков их старшина страшно угнетает и унижает: бьёт, усы вырывает, старосты и подстаросты налагают на них всевозможные тяжёлые повинности».

Почти то же самое, пишет в своих воспоминаниях поляк Грондский, добавляя ещё одну подробность.
По смерти казака или его неспособности к службе вследствие увечий и ранений, его семья никакими правами не пользуется, а обращается в крепостных.
Нередко по смерти казака его вдова изгоняется из его хаты.

-   Многотысячное нереестровое казачество после «Ординации» 1638 года оказалось на положении зайцев, за которыми охотились все, кому не лень, с целью превратить их в крепостных крестьян.

Из этих времён сохранилась украинская пословица:
«Казав пан – кожух дам. – Слово панське тепле».
В этих коротких словах выражены настроения тех, кто не раз и не два, а много раз, поверивши польским обещаниям, ходили их выручать, и на Москву, и на Хотин, охраняли от татар и турок, ходили воевать даже со шведами за права польского короля на щведский престол.
 А в благодарность получили крепостное право.

-   Казакам запрещалось без согласия правительства ходить в морские и сухопутные походы против Османской империи и Крымского ханства.

 -   Многочисленными обременительными налогами были обложены запорожцы. Им вменяли в обязанность выполнять всевозможные работы.

• По свидетельству «Летописи Самовидца», «псов хандожати, двори змітати і до інших незносних діл приставляти».

• Вот что, к примеру, сообщается в одном из писем-жалоб Богдана Хмельницкого польскому королю (вторая половина 1647 – начало 1648 года):
«Паны, чиновники и старосты к собственному удовольствию нестерпимо обижают нас  и тяжко оскорбляют, лишая нас не только убогого имущества, но и свободы, посягая на наши хутора, луга, сенокосы, нивы, вспаханные поля, пруды, мельницы, пчелиные десятины, хотя всё это и относится к владениям Вашей королевской милости. И что только кому-либо из них у нас, казаков, понравится, силой отбирают, а нас самих, неповинных, обдирают, избивают, мордуют, в темницы заточают, насмерть за наше добро убивают, так что много кого из нашего товарищества ранено и изувечено. А наши паны полковники, добровольные слуги их милостей панов старост, вместо того, чтобы нас от такой беды и напасти защищать, помогают панам чиновникам издеваться над нами».

• Об этом же говорится и в первой украинской пьесе «Милість Божа» (1728 год).
 Приведу небольшой отрывок из неё:
Плач Богдана Хмельницького над козацькою долею.

Видно нашої слави упадок послідний,
Чого в світі живучи, діждав козак бідний!
Ми докозакувались уже під ляхами:
Що велику наругу вчиняють над нами!
Честь і славу нахабно вони зневажають,
Навіть ймення козацьке згубити гадають,
Чи ж такого ми, ляше, від тебе чекали?
Чи це плата за вірність, що ми виявляли?
На землі і на морі ішли в битви многі,
Щоб поганцям скрутити круті їхні роги.
Чи ж достойний дістали прибуток; чи плати
І подяки за службу не можем дістати,
Як у битвах ми трупом у полі лягали
Й невигойнії рани в боях здобували?
За численні великі і славні побіди
Ми не раз потерпали і зносили біди,
Грабежі і насильства, зневаги й досади,
Не могли дочекатись нітрохи відради!

Б)  Политические причины:

• Важнейшей из них было то, что украинцы, не имели своего государства.

Они принуждены были жить в чуждой им Речи Посполитой.
В той державе, где они не пользовались никакими политическими правами и свободами.

• Православная шляхта не имела права занимать государственные должности.
 
Все чиновники были из поляков.

• Православные мещане не могли участвовать в органах городского самоуправления.
 
Они должны были селиться в специальных православных кварталах по образцу еврейских гетто.
 Права и свободы, предоставленные мещанам магдебургским правом, повсеместно нарушались.

• Реестровые казаки потеряли право на самоуправление.

Ликвидировалась должность казацкого гетмана. Вместо него вводилась должность старосты, утверждавшаяся королём.
Все старшинские должности замещались только польскими офицерами-шляхтичами.
Строго ограничивалась территория расселения казаков.
Ну а тех, кто без разрешения пытался уйти на Сечь, ловили и карали смертью.
Не будучи в состоянии уничтожить оплот нереестрового казачества - Запорожскую Сечь, власти постарались перекрыть доступ в неё с помощью реестровцев, противопоставив их остальным казакам.
 Вновь отстроенная Кодацкая крепость с гарнизоном из полка реестровцев должна была полностью контролировать положение на Запорожье. Не допуская прихода на Сечь новых казаков. И не выпуская запорожские чайки в море.

• Провозглашалась второсортность и неполноценность украинцев.

 Запрещался украинский язык в учреждениях и учебных заведениях (там был принят только польский язык).
Украинские обычаи преследовались.

• Проводилась политика полонизации (ополячение украинской элиты и прогрессирующая ассимиляция украинского народа).

 Она доходила до того предела, за которым украинский народ должен был сойти с исторической арены как самостоятельный субъект.
То есть возникла прямая угроза существованию украинского народа как этнического единства.

В) Идеологические причины:

Главной из них было дальнейшее наступление католической и греко-католической церквей на православие.

-  Лишались земель и имущества православная церковь и монастыри.
 Поляки превращали православные церкви в костёлы.

-  Насильственно насаждался католицизм.
 Причём, делалось это планомерно и целеустремлённо.

-  Сторонников православной веры подвергали самым зверским гонениям.
 Их рассматривали как еретиков.
Нападали на православное духовенство.

-  Польские паны заставляли православных священников и их семьи, наряду с крестьянами, выходить на барщину.
За ослушание же избивали и калечили.
 Все жалобы, как польским властям, так и митрополиту, оставались без результатов.

- Православные обязывались платить налоги на содержание католического духовенства.

-   Им нередко запрещалось править церковную службу.

- Деятельность иезуитских орденов.
 Иезуиты организовывали нападения на православное население, громили  православные церкви, монастыри, школы и госпитали.

• О тяжком религиозном угнетении православных говорится в жалобе волынской шляхты в настановлениях послам на сейме 1645-1646 годов.

В документе пишется, что православие в Речи Посполитой подвергается таким притеснениям,
«…коих не претерпевают и греки в турецкой неволе: отняты у православных церкви, монастыри и кафедры, запрещено свободное совершение церковной службы, бедные православные умирают без причащения, не могут на людях совершать похороны; в Люблине, Сокале, Белзе и других городах из-за отнятия церквей православные вынуждены тайно хоронить своих умерших в подвалах и домах».

Так как большинство украинцев, по-прежнему, придерживалось православной веры, настойчивые попытки польских властей навязать им католицизм или униатство вызывали у них лишь протест и желание сражаться за свою веру. В полном соответствии с духом средневековья, все массовые движения того времени, преследовавшие социально-экономические и политические цели, неизменно облекались в религиозные одеяния и проходили под традиционными религиозными лозунгами «защиты своей, истинной веры».

Если объективные причины, как известно, не зависят от воли и желания отдельных лиц или групп людей, то субъективные факторы напрямую связаны с непосредственными интересами, потребностями, настроениями и стремлениями людей.

К середине XVII века все слои украинского общества – крестьяне, мещане, православное духовенство, казаки и даже шляхта – были недовольны польским засильем на Украине и потенциально были готовы бороться за свои права. Ненависть к общему врагу объединяла эти разные по своему статусу и интересам социальные группы.

Чтобы горючий материал, накопившийся в украинском обществе к 1648 году, взорвался, не хватало только искры. Такой искрой неожиданно стал сотник Чигиринского казацкого полка Богдан Хмельницкий, переживший глубокую личную трагедию и воспылавший ненавистью к несправедливым польским порядкам на Украине.
Нежелание польских властей, судебных органов и сейма справедливо решить жалобу Хмельницкого привели к тому, что он решил поднять казаков на восстание против польского ига.
Глухо волновавшееся казачество получило, наконец, лидера. И, как показали дальнейшие события, достаточно умелого политика, полководца, государственного деятеля.


Рецензии